Mерин Звёзд

Эдуард Саволайнен
  С этой лошадью я познакомился в Тeнгизбайской геологической экспедиции  в Киргизии, в горах Памир-Алая в 1984 году.  Это был серебристый в яблоках мерин, с длинной скуластой мордой. Вытянутая шея, мосластые ноги, раздутый живот и тощий костлявый зад, как будто приделанный от  другой лошади.  При такой внешности мерин Звёзд не вызвал в партии особых симпатий. Не мог он быть и производителем: в Киргизии ценились низкие, широкогрудые и проворные лошадки. Поэтому гены его завернули в тупик, не имеющий продолжения. По бумагам  он числился  как «Кобыла Звезда», из-за яркого белого пятна на лбу пятиугольной формы. Ошибка с полом произошла по обычной халатности. В  экспедиции коня звали  ”Mерин Звёзд”, потому был он объектом коллективного насмехательства.  Среди лошадей Звёзд был аутсайдером: на узкой тропе плелся с  Толиком в самом конце вереницы, что говорило о низком социальном статусе. Друзей, кроме Толика, у Звёзда не было. На пастбище два мерина часто держались особняком парой, видимо нуждаясь в поддержке друг друга. Но Толик был почти старик, 22 года, а Звезду было 7 лет, находился в самом рассвете лошадиных сил.
  Был Звёзд малый себе на уме и это укрепляло к нему недоверие . Как верховая лошадь Звёзд был плох: неприятно раскачивал седло, плохо держал спину, спотыкался и мог коварно куснуть исподтишка.  Работал из-под палки, нехотя. А когда стоял с набитым брюхом в тени, то напоминал прыщавого подростка, мечтающего о том, как  стать космонавтом. В экспедиции крутилась рыжая нахальная собачонка. При передвижении сильно мешала лошадям, путаясь у них в ногах. "Надо иметь поистине большое лошадиное сердце, чтобы терпеть всё это. Наверное кто-нибудь да не выдержит"-думал я.  Не выдержал первым Звёзд-схватил ее длинными зубами за шкирку и отшвырнул с тропы в сторону. Урок пошел собаке на пользу- потом пропускала караван, или бежала сзади.   
  И всё же был у мерина один замечательный талант. Это была отличная вьючная лошадь.  В экспедиции про это  хорошо знали и поручали ему самые неудобные  и крупногабаритные грузы: котлы, треноги, лотки и другие подобные вещи. Раз посчастливилось и мне стать свидетелем этого таланта. Надо было перетащить кучу походного груза на 900 метров выше, во временный палаточный лагерь. Вес небольшой, но сложный. Прикрепить все к седлу помог мне геолог Илья. Увидев, что из этого получилось, я откровенно расстроился. Сзади это выглядело так, как будто кто то вывалил мусорный бак на серые, нестройные ноги.  Успех операции вызывал у меня большие сомнения. «Не бойся, другой не справится, а Звёзд доставит все в  лучшем виде!»- упокоил  меня Илья.
  Тронулись в путь. Я впереди, Звёзд в поводу сзади. Под этой нелепой поклажей Звёзд присмирел и фокусы свои оставил. Видно догадался, что мы повенчаны с ним надолго:  ни  овса, ни отдыха, ни сна не будет, пока не развьючат. Я обнаружил, что конь полностью вовлечен, внимателен и сознаёт серьёзность поставленной задачи. Первые 4 км  были совсем простыми, по грунтовой  дороге с пологим подъёмом. Потом  свернули вправо, и стало тяжко. Тропа даже для меня была трудновата:  крутая, узкая, со  скальными прижимами и обрывами, с колючим кустарником барбариса. Я принял решение в крайнем  случае  просто отпустить повод и дать Звёзду свалиться в пропасть с кучей недорого скарба. Разбившейся лошади  полагалось выпустить кровь, чтобы использовать  мясо. Нож  висел у меня  на поясе,   я надеялся, что он не упадёт в труднодоступном месте.
  Однако прощаться с жизнью Звёзд не собирался, он хотел жить. Мерин вёл себя как опытный дальнобойщик на опасной горной   дороге.  Двигался расчетливо, отлично чувствуя свои габариты. Тюк прирос к нему, став продолжением тела. Путешествие стало захватывающим, я начал считать сколько раз Звёзд зацепится грузом за скальные выступы. Касаний оказалось всего несколько. Каким-то чудом глазомер и координация у лошади работали безупречно. Я так увлекся этой игрой, что даже обрадовался, когда увидел чуть выше моей головы толстую арчовую ветку. «Ну вот  ты и попал, Звёзд, со своим глазомером» - злорадно подумал я, продолжая движение. Стоп- натянулся повод. Я обернулся: конь с тоской разглядывал ветку. «Давай, соображай, это ты же у нас вьючных дел мастер!» - провоцировал я . Звёзд выдохнул  воздух, заскрипел как старый матрас, прогнулся и проскользнул под веткой со всеми  тюками! Я только ахнул от изумления.
  Остаток дороги я больше не издевался над лошадью, восхищаясь его талантом. Когда мы пришли в палаточный лагерь, я первым делом расседлал мерина, напоил, освободил и обнаружил, что он опять превратился в малосимпатичного, недоброго конягу, только и способного на то, чтобы таскать по горным тропам неудобные грузы. Друзьями мы с ним  не стали