Хроники путешествия в эпоху пандемии

Александр Юдельсон
В большую темную квартиру на 1-й Тверской-Ямской гости собирались тихо, воровато оглядываясь. К спиритическим путешествиям у новых властей вопросов пока не было, но настроения чекистских начальников так переменчивы.

После холодного и смердящего мочой парадного в натопленную квартиру входили почти как в рай: шумно здоровались, энергично скидывали вещи, почти готовы были целовать хозяйку, но сдерживались, конечно. По Москве гуляло столько бактерий и вирусов, занесенных воинскими эшелонами и мешочниками, что в чувствах надо было проявлять осторожность. Больницы были переполнены больными тифом, испанкой и корью, лекарств не хватало. Дров, кстати, тоже, но в квартире дипломированного медиума было тепло.

- А в Америке, говорят, люди ходят по улицам в марлевых масках, и в трамваях в них ездят. Испанки боятся, – объяснила пожилая путешественница, усаживаясь за стол и погружая разутые ноги во влажный теплый песок, насыпанный под столом в специальную емкость.

- И у нас бы ездили, да марли не достать, - вздохнула ее подруга. – А вообще, культурная страна! Я бы хотела как-нибудь там оказаться. Только не в Нью-Йорке. Там негров много, а я их боюсь.

- А чем это вам негры не угодили? – вступил плешивый господин с кавалерийскими усиками. – Те же люди. Не страшнее чекистов.

- Вы что такое говорите, нашли с кем сравнивать, - испуганно зашелестела полная дама в светлой блузке. – чекисты хотя бы бандитов ловят, а негры кого? Вшей на аркане?

- Чекисты ваши тоже только вшей ловить способны, да еще, может, честных людей, у кого еще совесть осталась.

За столом зашикали и непроизвольно увеличили с плешивым дистанцию. Гармония круглого стола оказалась нарушена.

- Товарищ, заткнитесь уже, кто вас пригласил сюда, честное слово. Если вам нужны неприятности, идите на Лубянку, что здесь то забыли? Мы приходим к Клавдии Ильиничне отвлечься от безрадостных будней, опасностей, посмотреть на счастливых людей по ту сторону колючей проволоки, а вы опять тыкаете нас мордой в дерьмо. Ведите себя прилично или проваливайте, - авторитетно заявил мужчина в пенсне.

- Хорошо, хорошо, извините. Не будем о неграх, - пробурчал плешивый. – Я ведь не ходил раньше на спиритические сеансы. Почем мне знать, может это все шарлатанство и сто первый способ отнять копеечку у простого народа. Хочу сам проверить, может, и не зря сюда запись на три года вперед. Отвлечься мне тоже хочется.

- Вот и сидите спокойно, недоверчивый вы наш, - подхватила тему женщина в длинном жаккардовом френче и шляпке, тоже, видать, из бывших. - Клавдия Ильинична настоящий физик, выпускница Бестужевских курсов! Знаете, кто был ее учителем?

- Кто?

- Попов! Александр Степанович!

- Изобретатель беспроволочного телеграфа?

- Вот именно! Они вместе ходили с учителем на кладбище и общались с духами при помощи электричества. Потом эта техника пригодилась и для морского дела.

- И как же они при помощи телеграфа с духами общались? – удивился молчавший до этого худой мужчина в галстуке и длинном плаще, который почему-то не был оставлен на вешалке. – Какой-то странный маршрут для прогулок со студентками.

- А куда, по-вашему, должен был профессор вести студентку, на танцы, что ли? Раньше нравы были, не то, что сейчас – стакан воды называется… Распутники. Вот и водил ее на научные занятия, в лабораторию свою, на кладбище. Они там железные штыри в могилы втыкали, и подавали на них электрический ток с помощью динамо. Да не просто так, а морзянкой. А в сторожке у кладбища за столом сидел друг Попова, Рыбкин, и фиксировал ответные сигналы грозоотметчиком, это прибор такой, его тоже Попов изобрел.

- Значит, оставляли Рыбкина в сторожке, а сами к могилкам? Ай, молодцы!

- Тьфу на вас, извращенец.

- Молодой человек, не хочешь, не слушай, а нам не мешай, – сделала замечание пожилая дама. – И что же он там нафиксировал?

- Ну, в основном то же, что и передавал Попов. Собственно, в этом и был эффект беспроволочного телеграфа, принесшего ему славу и деньги на покупку имения в Тверской губернии. Там, кстати, Александр Степанович с Клавдией Ильиничной свои опыты продолжили, и очень усовершенствовали технику. И кое-что еще узнали, кроме морзянки.

- Да как же они продолжали, когда с Поповым на даче семья жила?

- Ну что вы такой упертый, ей-богу! Исключительно научный интерес, я вас уверяю. Правда, в усовершенствованиях они переусердствовали, кажется, и у Попова случился инсульт. Совсем молодым умер, в полном расцвете сил… Но Клавдия Ильинична дело жизни изобретателя не оставила, и применила его на пользу всем жаждущим общения с потусторонними силами, то есть нам.

За столом помолчали.

- А вот и Клавдия Ильинична, здравствуй, голубушка, - с искренним радушием поднялась навстречу хозяйке дома недавняя рассказчица. – А мы тут о твоих опытах вспоминали. Куда сегодня отправимся? Есть уже наметки?

- Здравствуй, Аглая. А куда хотите? – обратилась к гостям женщина-медиум, продолжая приготовления к трансу. Она поставила на спиртовку серебряную опиумницу с порошком самого тонкого помола, разожгла огонь и проверила влажность песка под столом. Потом разулась и заняла свое место на высоком кожаном стуле с медными подлокотниками.

- Хорошо бы в Китай… - мечтательно прошептала путешественница со стажем. – Я обожаю эту страну! Длиннющие каналы с лотосами, работящие люди, Фарфоровая башня…

- Фарфоровую башню, к вашему сведению, разломали какие-то повстанцы еще 70 лет назад.

- Очень жаль… Я читала про нее в какой-то старой книжке. Из нее можно было видеть весь Нанкин с окрестностями. А звон колокольчиков, развешанных вокруг каждого этажа, лился над городом как песня усталого ветра. Но в Китае и без башни хватает чудес! Одна китайская стена чего стоит. Мой муж видел эту стену, когда строил Маньчжурскую дорогу. Где он сейчас, мой Савва…

- Да, в Китай было бы неплохо слетать. И в Америку тоже… А я раньше в Баден любил ездить, видел там Чехова, кстати, - поделился плешивый. – Да где сейчас курорты. Разве что в лагерь принудительных работ назначение выпишут… Замолкаю, замолкаю, - добавил он, почувствовав осуждающие взгляды путешественников.

- Ну, в Китай, так в Китай. Сама давно мечтала. «Главное, чтобы электричество не выключили», - сказала Клавдия Ильинична и оценивающе посмотрела на подвешенную над столом лампу. – В последнее время на электростанции Брестского вокзала постоянные перебои. А путь не близкий.

Горьковатые пары опиумного порошка уже начали свое незаметное действие, наполняя собравшихся чувством единства и эйфории. Гости возложили руки на стол и стали ждать контакта медиума с духом.

Клавдия Ильинична глубоко задышала, закрыла глаза и подняла руки кверху. Тусклая электрическая лампочка над столом начала тревожно мигать, щелкать, и, наконец, почти погасла. В то же время державшиеся за руки путешественники почувствовали легкое электрическое покалывание в районе лодыжек, толчки и глухой стук стола. Запах опиума уже не казался таким горьким, всем стало не до него на фоне отчаянных гримас медиума.

Наконец Клавдия Ильинична устало откинулась в кресло и грубым мужским голосом произнесла:

- Он здесь.

- Кто?

- Дух. Из Китая, кажется. Вы можете задать ему вопросы.

- Как звать тебя, дух, - собравшись с мыслями спросил мужчина в пенсне.
В ответ стол задрожал, электрическое пощипывание ног усилилось, и все явственно услышали стук: звонкий, глухой, глухой, звонкий, потом пауза. Опять два звонких и глухой, пауза, два звонких.

- Пу И, - перевел не снявший плащ мужчина.
 
- Это китайский император? Но он ведь, кажется, жив! – удивился плешивый. – Или умер уже? Вы ничего не напутали?

- Я был офицером Императорского флота, - гордо ответил плащ, - и морзянку знаю лучше, чем вы родинки у себя на теле!

- Ну, к родинкам я не приглядывался, так что вам не трудно поверить. Но, может, букву какую пропустили…

- Или две… - продолжила мысль пожилая, - ведь стук-то нечеткий. Бог его знает, как там звук от духа на стол идет.

- Нет, точно Пу И, - обиделся офицер, - но, может, не император! В Китае народу – прорва, может у них людей с именем Пу И – сколько у нас Романовых! Не каждый Романов царь.

- А давайте проверим, - предложила Аглая, - пусть покажет нам Фарфоровую башню!

- Которую снесли?

- Ну да, если это другой Пу И, давно умерший, для него показать башню будет плевое дело.

- А если ныне здравствующий?

- Не сможет показать. Или что-то другое сделает, проявит как-то себя. Ну я не знаю.

- Хорошо, - согласился плешивый, поворачиваясь к медиуму, - Пу И, покажи нам Фарфоровую пагоду в Нанкине!

Люди сидели, прислушиваясь к электроразрядам и шорохам, и гадали, как дух справится с заданием.

Рука лежавшей на кресле Клавдии Ильиничны затряслась и потянулась к столу, совершая характерные рыскающие движения.

- Он ищет карандаш и бумагу, - догадалась Аглая, - это же излюбленная техника духов! Вселяются в руку медиума и рисуют! Сейчас мы все увидим.

Аглая подвинул к руке Клавдии Ильиничны блокнот и карандаш, лежавшие у спиртовки, и подвинулась ближе к медиуму, чтобы лучше видеть рисунок. Дрожавшая рука схватила карандаш, и, не обращая внимания на лежавшую в трансе хозяйку, принялась быстро-быстро чертить на бумаге. Вниманию изумленных граждан предстал образ башни с гладкими стенами и большими окнами. Никаких загнутых по китайской традиции кверху карнизов между этажами не наблюдалось, а вместо колокольчиков вдоль стен были развешаны какие-то панели, наподобие стеклянных парусов. К башне вела грубая лестница из входящего в моду бетона, а вместо изящного шпиля из сложенных друг на друга камней наверху виднелся какой-то столб с набалдашником.

- Ну вот, очевидно же, что дух никогда не видел Фарфоровой башни, - разочарованно сказала потерявшая мужа путешественница. – Она вся была украшена резьбой и арками, окна и двери на каждом этаже обрамлялись белым фарфоровым кирпичом, а широкая лестница к главному входу была низкой и сплошь выложена камнем!

- Так какую же башню нам показывает этот самозванец? – грозно спросил мужчина в пенсне.

Медиум обиженно повернулась на кресле, обратив к собравшимся голые плечи и собранные в пучок волосы.

- Ну зачем вы его обижаете, - постаралась разрядить ситуацию Аглая, может, он показал нам какую-то другую фарфоровую башню. Может, китайцы ее снова выстроили, только по-другому, современными дешевыми материалами. Так-то похожа, высокая.
Медиум начала потихоньку разворачиваться к столу.

- Не слышал я о таком строительстве, - неуверенно сказал плешивый. – Впрочем, новости до нас из Китая доходят плохо. И у них бардак, и у нас…

- Товарищ, не отвлекайтесь, - перебила его Аглая. – А давайте попросим его показать себя? Фото императора ведь помните. В круглых очках.

Рука Клавдии Ильиничны вновь потянулась к листу, на этот раз не так быстро и уверенно, и стала рисовать какой-то портрет в знакомой собравшимся технике художников РОСТА. На рисунке проявилась мужская фигура с грозным лицом, тянувшая указательный палец прямо в зрителя. На заднем плане виднелось странное монументальное здание, напоминавшее одновременно и античный храм, и кремлевскую башню, а под плакатом – то, что это плакат, можно было не сомневаться, - читалась подпись: «Строители, счет идет на минуты!» Рядом с фигурой мужчины рука медиума зачем-то пририсовала группу людей в медицинских масках и ковш, вероятно, трактора, с лозунгом «Закопаем вирус вместе с короной».

- Интересно, это опиум так действует, или наш дух умом тронутый? – спросил офицер флота. Он, наконец, снял свой плащ и почти лег на стол, чтобы рассмотреть лицо Пу И. Он, вроде, китаец, а пишет по-русски, да еще в новой орфографии. Никаких «Ер» и «Ять».

- Действительно, - согласился человек в пенсне, - но он может быть и русским. Или самоедом. Сейчас в Москве кого только не встретишь. Идет, скажем, дворник, глаза узкие, лицо круглое, едва успеешь подумать, что китаец, а он на тебя матом! Да без акцента! Знамо, русак, пьет только до одури. Может, наш дух тоже, того, алкоголик.

- А почему он строителями командует? Может, все же император? – с надеждой спросила Аглая.

- А это мы сейчас узнаем! – злорадно протянул плешивый. – Пу И, где ты живешь?
Стол опять затрясло, послышались неуверенные удары, причем капитан так и не смог их перевести в буквы, потом стало тихо, и только огонь спиртовки стал вдруг ярче и ровнее. В синем свете пламени стал проявляться маленький круглый стол с сидевшим за ним полурусским-полукитайцем, который тонкой серебряной трубочкой втягивал в нос рассыпанный на блюдце порошок.

- Что это? – испуганно шепнула Аглая, вцепившись в локоть оставшегося без плаща офицера.

- Не знаю. Наверное, наш дух. Давайте попросим его осмотреться.

Дух начал крутить головой направо и налево, даже посмотрел в окно. Путешественники увидели непривычную золоченую мебель, странную картину на стене, в которой двигались людские фигуры и передвигались фитуристические машины, как на экране синематографа, и уходящую к Кремлю широкую улицу.

- Вроде Тверская, но сразу не узнать, - произнес человек в пенсне. – Широкая и гладкая дорога, совсем новые дома, фонари. Ни конки, ни экипажей, одни гладкие, как яйца, машины… Может, это Москва в будущем?

- Час от часу не легче! – взмолился плешивый. – Ну как дух может быть в будущем? Он ведь потому и дух, что тело у него умерло! 

- А это что? – кивнула в сторону Пу И Аглая.

- Шарлатанство сплошное, что-то вроде стереоскопа, - уверенно произнес плешивый и ткнул пальцем в Пу И. Синий огонь спиртовки опалил палец так, что собравшиеся почувствовали запах мяса, плешивый с визгом отдернул руку и попал локтем офицеру в лоб; тот ловко вытащил локоть из хватки Аглаи и со всей мочи заехал обидчику в ухо. Плешивый свалился под стол, попал обожженными пальцами в мокрый песок и тут же получил разряд током.
Некоторым путешественникам это показалось очень забавным, они хохотали и дергали друг друга за пальцы, скатывались под стол в поисках электрических приключений и хватали соседей за мокрые лодыжки; дамы визжали и пытались лягаться; стол ходил ходуном.
Когда все немного успокоились и вытащили из-под стола заплаканного плешивого, спиртовка почти догорела, а медиум сладко спала в своем кресле.

- И что это было? – опять затянула свою песню Аглая. – Может, это опиум виноват? Клавдия ведь говорила, что он у нее особенный, прямо из Индии. Кто его знает, что в него по пути просыпалось…

Спиртовка загорелась ярче, над столом опять появился мужчина с трубочкой, наклонился к своему блюдцу и снова исчез. Медиум только всхрапнула.

- Не похоже, - сказал в пенсне и проверил страницы блокнота. Рисунки были на месте. – У меня есть только одно объяснение.

- Какое?

- Это не он дух, а мы.
Над столом повисло молчание.

- То есть Пу И в будущем вызывает за столом духов, и вызвал нас? Всех сразу?

- Да, как-то так. Наверное, технику вызова еще больше усовершенствовали.

- Значит, мы умерли? – тихо спросила Аглая и всхлипнула.

- Не плачь, - постарался успокоить ее офицер, - все умрут. Но, в нашем случае, это не обязательно результат трагедии. Пу И живет в далеком будущем, когда мы состарились и умерли, так что жалеть себя пока рано.

- Так давайте спросим, как при нем изменилась Москва, - предложила путешественница со стажем.

- Хорошая идея! – поддержал ее плешивый. – А как мы это сделаем, раз наш медиум в отключке?

- Знамо как, стуком! – догадался мужчина в пенсне. – Раз духи мы, Пу И наш стук должен услышать.   

- Точно! – обрадовался морской офицер и приготовился стучать. – Что спросим?

- Пусть снова покажет себя сначала.

- «Явись!» - отстучал офицер. Звонко-глухо, звонко-глухо, звонко-глухо-глухо, - стучали костяшки. Ноль эффекта. Звонко-глухо, звонко-глухо…

Наконец, в свете горелки снова возник Пу И. Он сидел за столом и грустно смотрел свой домашний синематограф, в котором он же, в медицинской маске, стоял среди людей в белых халатах и в таких же масках, и что-то объяснял, махая руками, а на полотне мигало слово «самоизоляция».

- Спроси его, - попросила Аглая, - продолжается ли у них испанка?

«У вас эпидемия?» - отстучал офицер.

Лампа над столом заискрила, потом погасла, и ножки стола снова начали подпрыгивать. Офицеру это напомнило землетрясение, которое он как-то пережил в Константинополе. Глухо-звонко-звонко, звонко-глухо.

- Да.

- Что за медицина у нас такая, никак с вирусом справиться не могут! – нахмурилась любительница Китая. – Муж говорил, в Манчжурии вирусы иголками лечат, и помогает!

- Ну, то Китай, древняя цивилизация. А я не люблю уколов. Лучше спиртом лечиться. – сказал в пенсне.
 
- И всю жизнь ходить в маске… Хорошо, хоть марля у них появилась. Интересно, масок-то на всех хватает? – спросила Аглая.

Офицер быстро отстучал вопрос.

Глухо-звонко, звонко, глухо. Нет, - донеслось в ответ.

- Странно, - проворчал пострадавший плешивый, - дорогу на Тверской смогли сделать, а марли все так же не хватает.

- У вас что, все еще правят чекисты? – внезапно прокричал он духу.

Путешественники вновь отпрянули от контрреволюционера.

- Он сумасшедший, - послышались голоса. – Нет, ошпаренный! Да отстаньте вы от него!

Стол между тем вздрогнул, и опять начал стучать глухо-звонко-звонко, звонко-глухо. Собравшиеся помолчали.

В это время очнулась медиум, посмотрела на шкатулку, в которую давеча сложила собранные с участников деньги, и четко простучала своим пухлым кулачком:

- Ну хоть рубль-то твердый?

Глухо-звонко, звонко, глухо.

- Да что же это такое, не меняется ничего! – вздохнул плешивый. – Та же испанка, те же чекисты, тот же военный коммунизм.

- Зато электричества у них, наверно, много, - решил поддержать попутчика офицер.

Пу И в свете горелки произнес «да», что легко читалось по губам, уронил голову на руки и заплакал. Спиртовка погасла.

Ошарашенные путешественники несмело начали вылезть из-за стола, благодарить Клавдию Ильиничну и расходиться в темную, промозглую Москву.

- Почему же он все-таки заплакал, когда сказал про электричество? – неожиданно спросила Аглая.

- Поживем, увидим, - хмуро предположил морской офицер.