Работа и любовь

Михаил Шаргородский
Практически все люди где то работают.
Весь вопрос в том: любят ли они свою работу?
Большинство людей редко и мало задумываются над подобными вопросами.
Разница между любимой и нелюбимой работой столь велика, что даже трудно оценить ее истинные масштабы.
Человек, делающий любимую работу, отдает ей не только свой ум и силу, но и порывы вдохновения, связанные с делом. Творческие озарения, стимулируемые  любимой работой, конечно же, принадлежат делу.
Мне в жизни пришлось встретиться с двумя людьми, для которых работа и хобби служили продолжением друг друга.
Первым из них был двоюродный брат.
Он был стоматологом. Челюстно-лицевой хирург. Глядя на него, я часто думал, что он родился  для того, чтобы стать стоматологом. В 33 года он получил регалии доктора наук и профессора. В институте, где он начинал работу, вообще не было никакой стоматологии. Так он создал там сначала группу, затем кафедру, и, наконец, стоматологическое отделение института, которым много лет руководил.
Будучи не очень состоятельным, он покупал всю новейшую литературу по специальности, и всегда был в курсе дела всех новейших достижений в стоматологии.
Он с равным энтузиазмом делал многочасовые онкологические операции, писал книги и читал лекции студентам.
Предметом  его особой гордости являлась клиника-стационар, что позволяло делать любую операцию, а затем долечивать пациента в клинике.
Кстати говоря, в то время, мало какой институт мог похвастать наличием стоматологической клиники для стационарного долечивания  больных.
Его коллеги признавали, что стоматологическое отделение периферийное института, может похвастать таким уровнем, которого в столичных институтах и близко не было.
Он был одним из немногих, которому в стоматологии было присвоено звание заслуженного деятеля науки.
Был членом редколлегий многих научных журналов, и его мнение о научной состоятельности какой-либо новой работы, могло решить ее дальнейшую судьбу.
Он всегда работал. Отпуск, как правило, использовался для написания новых научных трудов, которые целый год откладывались.
Он одним из первых внедрил у себя операции лазерным лучом. Причем дело не только в том, что у него все хорошо получалось.
Дело в том, что его работа, воспитанные им же новые сотрудники, все вместе создавало особую творческую ауру, стимулировавшую  достижение новых горизонтов.
Результатами стоматологии в институте гордились не только специалисты, работавшие там, но даже и областное руководство.
Он всегда очень твердо ходил по земле, зная, что делает большое и нужное дело. Всегда гордился своим институтом и своей ролью в нем.
При этом жил очень скромно. Все его доходы поглощала любовь к делу, Книги, учебники, зарубежные специализированные поездки.
А к бытовому комфорту был почти что равнодушен. Светлая память этому человеку!
 
Вторым человеком, для которого любовь к математике с детства, определила всю его последующую жизнь,  да простится мне некоторая нескромность, является мой младший сын.
Он очень рано пришел к выводу, что его будущее - это математика, и стал очень упорно идти этим путем.  Поступив в 8-й класс специализированной математической школы, он решил, что должен заново проштудировать математику с первого листа, что в довольно короткий срок и сделал.
Будучи в школе, он стал подыскивать математическую литературу, которая вообще не читается в школе.
Окончив школу с золотой медалью, он поступил в университет. Поскольку интересующее его направление на русском языке не читалось, он поступил на грузинский факультет, что помогло ему достаточно хорошо изучить этот язык.
Параллельно, он читал уйму всяких математических книг, и к окончанию университета собрал библиотеку по математике, не менее 1500-2000 книг.
В результате, если кому-нибудь, даже из профессорско-преподавательского состава, нужна была какая-то книга, как правило, обращались к нему. Чаще всего такая книга у него оказывалась в наличии.
Свою первую кандидатскую диссертацию, он, в основном, создал еще будучи студентом.
После этого он неоднократно выезжал за рубеж, в научные командировки.
В 1996 году он получил официальное приглашение на работу в Великобританию, где работает уже 22 года.
Там у него родились двое детей, и наряду с математикой, это тоже требует системного внимания. В Англии он написал уйму научных работ.
Все это не осталось не замеченным математическим руководством, и ученый Совет университета, где он работает, присвоил ему звание полного профессора.
Кроме  того, он получил и некоторые другие регалии, которые позволили ему войти в тамошнюю математическую элиту.
Он никогда, кроме математики, ничем не занимался. А глубокое знание предмета, отмечаемое его коллегами, порождает в нем уверенность, что можно жить и работать в любом месте, наверное, даже в Антарктиде.
Уверенное владение предметом, создает для человека ситуацию уверенности и за сегодня, и за завтра.
Он, как и первый персонаж этой миниатюры, всегда работает. Даже когда он приезжает в отпуск, то привозит с собою целый ворох работ, которые длительное время откладывались на отпуск.
Причем, он никогда не тяготится своим образом жизни. Он занимается  любимым делом, и всегда радуется неожиданным находкам и решениям, возникающим в процессе работы. У него тоже работа и хобби сливаются настолько, что отделить их друг от друга практически невозможно.
Мне кажется, что оба специалиста, о которых я сейчас пишу, своим отношением к делу, своими результатами выгодно выделяются на фоне своих коллег, что формирует для них более комфортную среду обитания.
Причем чаще всего, им даже замечания нельзя сделать. Лучше владея материалом, они очень легко могут парировать любой выпад. И это же всем известно.
Поэтому, говоря о любви к делу, это не пустые звуки.
За ними стоят иногда такие дела, без которых прорывного движения вперед, никогда не будет.
Есть еще одно соображение. У лиц, описанных мною,  никогда нет страха за свое будущее. Их не уволишь и не сократишь. На них держится  иногда вся конструкция общества.
Справедливости ради, надо высказать еще одно соображение. Говоря о своих героях, я все время подчеркиваю их любовь к своему делу, которая и служит локомотивом успеха. Здесь требуется одно принципиальное дополнение.
Кроме любви, у человека должны быть соответствующие способности. На одной любви далеко не уедешь.
Просто, по умолчанию, принято считать, что человек любит дело, которым хорошо владеет. Хотя, я, например, очень люблю живопись, но совершенно не владею ею.
Значит, априори, считаем, что у этих лиц способности, умножаются на любовь к делу, и их произведение дает тот сплав, который и выдвигает их на передний план

Для сравнения , попробую рассмотреть пример, где нет особой любви к делу, хотя оно тем не менее делается.
Поскольку я лучше всего знаю личный опыт, попробую показать другую ситуацию на личном примере.
Первая должность, за которую платили, я занял в 14 лет.
Шла война. А с наступлением весны скот выгоняется на пастбища. Нужен пастух. Мужиков не было. И вот колхозники, после бурного обсуждения, решили доверить эту обязанность мне.
Поскольку я понятия не имел, в чем заключаются мои обязанности, говорить о какой либо любви здесь неуместно.
И, тем не менее, через какое-то время я полюбил бескрайнюю синеву неба, степные просторы, и даже скот, который мне доверили.
Я никогда не бил животных кнутом или палкой, и, как мне кажется, они это оценили. Отзывались на мой голос, и могли остановиться, не нанеся потравы  посевам. Но эта работа продолжалась всего один сезон. Потом я ушел учиться.
Крестьяне были мною очень довольны, и не возражали бы, чтобы я до седых волос присматривал за их  главным богатством.
Второй моей работой стало учительство в школе.
После войны большинство школ были закрыты. Не было учителей и нужных помещений. Местное руководство приняло мудрое решение.
Тех, кто окончил семилетку, заочно оформляли в педтехникум, и давали право преподавать. Мне дали 3й класс. 
Работал я с упоением. С детьми, некоторые из которых были всего на пару лет меньше меня, сложились хорошие отношения.
Даже был отмечен, как подающий надежды педагог Республиканским министерством просвещения (Автономная Республика Крым)
Вероятно, если бы я там остался, то сформировался бы в неплохого педагога.
Не исключено,  что дослужился бы до директора школы.
Но в связи с тем, что у нас там, в то время, был голод, мой старший брат перетянул нас в Тбилиси, где он служил в Армии.
Здесь с этими вопросами было получше.
Понятно, что в столичном граде, недоучки педагоги никому не были нужны. Пришлось идти на работу в ремонтную мастерскую. Я ничего не умел и несколько лет пробыл в этой мастерской, нанося себе бесконечные ушибы и ожоги.
Это было самое проклятое время для меня. Тут не только о любви не могло быть и речи, но и просто продержаться было трудно. К тому же считаться в организации одним из самых неумелых, тоже радость очень малая...
Затем Армия. Чем-то мне понравился четко регламентируемый образ  жизни, и я решил учиться на офицера.
Поступил. Окончил. Получил звание. Но в связи с сокращением Армии нас погнали в запас.
Пришлось возвращаться к хорошо знакомым мне верстакам, где к тому же, хоть уже  многому научившись, я все еще был не слишком силен.
Через год я начал работать на заводе.
Там я поступил на заочное отделение института, а вскоре получил и первое выдвижение.
Начальник цеха.
Вроде бы все хорошо. Мое невежество на должности было не так заметно, к тому же я форсировано учился.
Не могу сказать, что я полюбил дело, которым занимался. Но я очень рано, как дважды два, усвоил, что любое дело надо делать хорошо.
Возможно, за счет этого не было заметно, что я не совсем на своем месте. Скоро меня перевели на работу в министерство.
Здесь постоянно надо было решать какие-то вопросы организации управления. Это оказалось мне более близкой задачей.
Здесь я получил первое выдвижение в аппарате, что довольно редко происходит.
Но, так или иначе, я зарекомендовал себя, как неплохой управленец, и вся моя последующая жизнь была связана  именно с этой деятельностью.
Несколько раз меня переводили с одной на другую должность, чаще всего  с повышением, иногда в другие отрасли.
Видимо, я неплохо справлялся с тем, что мне поручали. Но мне кажется, что будучи на подобных должностях, речь о любви даже идти не может.
Да этого никто и не требует, Здесь нужен профессионализм и умение вести работу так, чтобы не было срывов и сбоев в подведомственной сети.
В органах управления, не являясь специалистом высокого класса, делать нечего. Здесь нужно хорошо понимать, что и как надо делать, чтобы отрасль, или соответствующая структура, работала без перебоев.
Если это достигается, то претензий ни у кого нет. Здесь в полном объеме должна проявиться  сила понятия "Надо"
Во всех этих  делах, все же иногда попадались такие,  которые я делал, если не с любовью, то, по крайней мере, с удовольствием. К таким делам  я отношу спичрайтерство.
Иногда мне удавалось излагать собственную позицию, или вносить  какие-то крамольные  мысли.
Не могу скрыть, что в свое время, работая в Агропроме, я очень гордился созданной мною системой распределения ресурсов. Но это, все же, был фрагмент деятельности,  а не в целом вся работа.
Были еще некоторые подобные эпизоды, но в целом они картину кардинально не меняли.
Но при всех случаях, я никогда не мог чувствовать себя настолько уверенно и гордиться тем, что делал, в той степени, как это могли позволить себе  те, с которых я начал эту миниатюру.
Я не был защищен своей профессией и своими должностями от любого произвола в части себя, если бы у руководства возникло бы такое желание.
И это, пожалуй,  главное преимущество  одаренных специалистов над любым должностным лицом. 
Мне приходилось встречать представителей рабочих профессий, токарей, слесарей, фрезеровщиков, которые очень любили свою работу. Как правило, они и были лучшими специалистами.
Все эти люди не просто отбывали трудовую повинность, а, по сути дела, каждый раз чувствовали внутреннюю гордость за отлично сработанный продукт.
Думая о своей прошедшей жизни, и о многих других, мне подобных, я прихожу к выводу, что хоть какую-то ориентацию на будущую профессию, хорошо бы, чтобы малыш получал еще дома, где вместе с тем, стимулировались бы и поддерживались  его природные склонности.
Чем больше людей будут любить и уважать дело, которым занимаются, достигая в нем выдающихся результатов, тем больше у нас будет классных специалистов и соответствующих достижений, тем выше будет уровень общества в целом.
Этой миниатюрой мне хотелось обратить внимание на то, сколь велика разница между трудом, выполняемым с любовью, и тем, который отбывается, как трудовая повинность.
Вместе с тем, уже давно отмечено, что по мере роста квалификации, лучшего овладения  тем делом, которое делаешь, нередко, приходит и любовь к нему. И ты переходишь в совершенно другую категорию.
Таким образом, у каждого из нас есть шанс попасть в группу вундеркиндов, составленную из числа  отмеченных талантом со дня рождения. Так что, вперед, друзья!