Из жизни медведей. Михайло Потапыч
В музыкальной студии при Доме культуры учителя были образованы по дворянскому типу - требовательные, не эмоциональные. Аллочка, мечтавшая стать балериной, согласилась на более простое занятие, которое мама ей описала так:
- Доча, балет – это адский труд, неимоверных усилий требует каждый день, и там нужны определённые стандарты фигуры. Например, как ты думаешь, партнёру-балеруну легче поднять низенькую балерину, когда они танцуют вдвоём, или высокую? Конечно, низенькую – тогда весь спектакль-балет будет лёгким, воздушным. Поэтому в балетных школах отбор очень строгий. А вот для того, чтобы на фортепиано научиться играть, желательно иметь длинные пальцы, как у тебя, что не каждому дано. И учиться легче. Да и медведь тебе на ухо не наступил!
Хоть Алла и показывала свои способности и изображала «Лебедя» Сен-Санса перед всеми гостями – стояла на пальчиках, изгибала по подобию крыла свои руки, как Майя Плисецкая, но… Подумав, согласилась стать музыкантшей.
Она готовилась к вступительному экзамену, тщательно и ответственно репетировала песню и ритм. И вот, наконец, завтра они с папой пойдут в тот самый - Дом Культуры железнодорожников. Отец посмотрел на неё очень глубоким взглядом, без улыбки, внимательно заглянул в глаза. Аллочка была довольна, что папа будет завтра ждать её возле комнаты, где соберутся члены приёмной комиссии.
Когда они поднялись на второй этаж, она почувствовала этот запах – запах дерева, из которого сделаны старые добрые пианино, запах сукна, металла и фетра их внутренней механики. Влетающий в открытые окна свежий ветер со стороны дальней реки и парка колыхал белые шторы, смешивался с лёгким благоуханием духов находящихся там учителей, витал во влажном воздухе чисто вымытого помещения.
Радость от поступления в музыкальную школу переполняла Аллочку, на занятия она выбегала вприпрыжку, но музыкальная папка на верёвочке так вертелась от ветра, что приходилось её успокаивать и идти ровно. Пианино родители смогли взять только в кредит, однажды вечером его внесли в дом несколько человек. Солнце придавало его чёрному лаку такое уютное и торжественно-мягкое сверкание, что не верящей своим глазам и ушам Алле хотелось трогать и трогать его мягко утапливаемые белые и чёрные клавиши, извлекать звуки с педалью и без неё, слышать сходство и различие со школьными инструментами.
Успехи в музыке наполнили жизнь девочки необыкновенной радостью и вдохновением. И лишь когда она видела балет в кино или по телевизору, не могла отвести взгляда и часто графитным и цветными карандашами рисовала балерин в пачках или в полупрозрачных юбках.
Добротное здание Дома культуры, в котором располагалась музыкальная школа, строили пленные австрийцы, всё в нём было красивым: и высокие прямоугольные колонны перед входом, и лепка, и роскошные светильники в вестибюлях, а в зрительном зале – большая хрустальная люстра. Позади сцены была лестница в музыкальные классы.
И вот однажды, под Новый Год, в музыкальной школе произошёл переполох – сказали, что на третий этаж привезли живого медвежонка. Только сейчас Алла заметила лестницу на третий этаж. Туда и побежали все посмотреть на него – маленького Топтыгина, милого, коричневого живого - мишку косолапого. Поговаривали, что его хозяин- дядя Саша- готовил к новогодним праздником номер с живым медведем, чтобы выступить перед маленькими зрителями в школьные каникулы.
Но после каникул медвежонка никуда не увезли, и Аллочка с подружками после уроков обязательно бегала попрощаться с ним и погладить. Шерсть становилась всё твёрже, но подержать его за лапу с длинными чёрненькими коготками, которые становились всё больше раз от раза, было так интересно! Дядя Саша - говорил тихо и улыбался гостям, избирательно относился к гостинцам для своего подопечного. Медвежонок радостно повизгивал, облизывал руки пришедших детей и поворачивался в клетке, становящейся всё более тесной для него. На проводы Масленицы дядя Саша нарядил медвежонка в яркие шапку и шарф, и на цепи выводил на белый снег. Игры и кувыркания мишки были невероятно яркими, забавными и собирали веселые толпы любопытных!
Постепенно Алла стала понимать разницу запахов - на третьем этаже пахло опилками, сеном и подрастающим живым существом, для которого клетка переделывалась, а мордочку его, когда он подрос, хозяин перевязывал тугой лентой.
Отец говорил ей очень строго:
- Дочь, тебе не надо туда ходить и гладить его, никто не знает, откуда этот мишка. А вдруг он болеет чем-нибудь? И зачем мучить животное в клетке, если ему нужен лес, свобода, понимаешь?
Аллочка не хотела слушаться папу, но однажды, когда без девчонок поднялась в очередной раз попросить погладить мишку, она вдруг почувствовала странную, зловещую интонацию в голосе дяди Саши. Его глаза стали какими-то не ясными, сам он стал серьёзным, говоря ей «ну погладь», как-то резко понизил голос. Она испугалась, вспомнила папино предупреждение и выбежала. Медвежонок при этом был каким-то вялым, невесёлым.
Его твёрдый и колючий мех шкуры Алла также запомнила надолго и стала понимать, что не всё так мило, как описывалось в сказках - у самых забавных маленьких медвежат с картинок в книжке и мех совсем не мягкий, и когти не детские - большие и чёрные. Потом рассказывали, что дядя Саша продал медвежонка Потапыча какому-то цирку.
Медведи для многих так и остаются с детства мишками. А о взрослых медведях написал им через год из Сибири папин сын Костя. Письмо было вложено в посылку с разными новогодними сюрпризами- жареными лисичками в баночках, сырокопчёной колбаской и невероятно вкусным хрустящим шоколадом. Сводный брат Аллы рассказывал в письме:
- Здесь у нас в тайгу ходят на охоту – перепелов, фазанов пострелять, да по грибы-ягоды. Словом, чтобы отдохнуть с друзьями на природе от бытового однообразия, послушать анекдоты, истории рассказать, обсудить книги и фильмы. Идёшь – а вокруг тебя величественные кедры, берёзовые рощи, богатая растительность на замысловатых ландшафтах - девственная природа! А воздух просто невероятный – кристально чистый! О встрече со зверем можно было услышать только байки. Но, - продолжал Костя, - вот как раз недавно пошли мы вчетвером на охоту, разбрелись, я присел и затих, когда услышал в кустах шорох, чтобы прицелиться за птичкой. Но тут сухая ветка попалась под ногу, хрустнула и разозлила меня – ну вот, спугнул фазана… Но внезапно, поверх старого кустарника я вместо птицы увидел какую-то большую тень, похожую на голову с поворачивающимися ушками, буквально метрах в трёх от себя. И в следующую секунду я понял, что эта голова и ушки мне не померещились, и что это – вовсе не тень, эта голова - живая.
Костя – весь в отца - крупный, физически развитый сорокалетний мужчина с фигурой Спартака,добрый сердцем человек, встал и остолбенел на секунду. Зверь в полный рост, настоящий монстр около трёх метров, поднялся с удивлением и стоял на двух ногах в нескольких шагах от Кости. Своим рёвом и грозным видом этот косолап-Потап как бы говорил: «Кто это посмел помешать мне? Мне-е-е-е!? Хозяину тайги-и-и-и?!!!!».
Что было сил, «охотник за птичкой» бросился наутёк и смог неимоверно быстро добежать до своих - сообщить об опасности. Все знали, что это только с виду медведи – толстые и неповоротливые, на самом деле, они очень проворные, быстро перемещаются по тайге, легко лазают по деревьям. Им ничего не страшно!
Все четверо быстро выбежали из леса. На этом их охота в тот день закончилась.
Позже, когда они уже на поле остановились, чтобы перевести дух, один из охотников вспомнил жуткую новеллу Проспера Мериме "Локис", а другой сказал:
- Самым ценным считается шкура убитого медведя, а некоторые, убив взрослую особь, особенно – самку, жалеют детёнышей и забирают их к себе – выкармливают, а потом выпускают в лес. Но не все. Кто-то, особо жадный, продаёт их в цирк.
А Костя всегда повторял после этого случая:
- Да. Вот так. Мы всё: мишка, мишка, а это – большой, страшный зверь.
И с тех пор охотой для него стала дача и выращивание овощей.
Видимо, эта встреча с лютым таёжным зверем не прошла для Константина бесследно. Отец их умер в довольно раннем возрасте - в пятьдесят семь лет, но там сказались фронтовые раны, и его не хоронили до тех пор, пока не приедет сын из далёкой Сибири.
А позже, когда Аллочка была уже совсем взрослой, преподавателем музыки на английском, из Сибири пришла печальная весть: её сводный брат скончался в возрасте всего лишь шестидесяти шести лет. Внезапно, от остановки сердца… Вечная память!
© Copyright:
Ирина Обухова, 2020
Свидетельство о публикации №220061000890