Омские заметки 57. Бронзовые шахматы

Владимир Кудренко
       В начале восьмидесятых, приезжая в Омск в командировку из Большеречья, я часто заходил в центральные магазины, чтобы посмотреть то, чего не было в магазинах райцентра. Дважды я видел в магазине «Радость», что на Ленинградской площади, сувенирные бронзовые шахматы. Участвовать в чемпионатах с ними было нежелательно, изящные фигуры и пешки отвлекали бы от игры, но в качестве сувенира или подарка они были идеальные. Особенно поражали ладьи: стилизованные изображения старинных крупнокалиберных артиллерийских гаубиц с короткими стволами. Не отставали по изящности от ладей и другие фигуры. Даже пешки были в полном стрелецком одеянии и вооружении.

      Приобрести их хотелось, но было препятствие они стоили почти столько, сколько я получал в среднем на работе вместе с полевыми и премиями за рационализацию в месяц. В Советском Союзе предметы роскоши продавались со значительной наценкой, а такие шахматы были явной роскошью. Конечно, при отсутствии спроса, товары подлежали уценки, но в этом случае они доставались «скромным работникам прилавка», их родственникам или знакомым. Часть таких товаров уходила в качестве подарков в вышестоящие организации для стимулирования поставок ходовых товаров в торговую сеть района.
       Прошло около сорока лет, и мне как-то вспомнились эти бронзовые шахматы. Интернет большой, в нём много объявлений о продаже всего. Мне предложили довольно много вариантов приобретения бронзовых шахмат разных стилей, размеров, форм и цветов. Даже шахматы для игры втроём. Я удивился огромному разнообразию воплощения «шахматной мысли», как говорил Остап Сулейман Берта Мария Бендер Бей у писателей Ильфа и Петрова. Кроме бронзовых в Сети множество предложений шахмат из разных пород дерева, слоновой кости, моржового бивня, керамики, алюминия, олова и других металлов. Их красота, изящество и профессионализм завораживают, восхищают. Но тех, с ладьями в виде короткоствольных стилизованных орудий, я во Всемирной    Паутине не встретил. Не знаю, сколько они стоили бы сейчас, и стал бы я их покупать, но вариантов нет. Да и сверхценностью они для меня не стали. В моём доме есть два набора шахмат, одни из которых мне подарила мама в середине семидесятых, когда я был студентом. Вот такие шахматные воспоминания.
          На моей страничке есть произведение «За что я люблю шахматы». Это очень полезная игра.