Ф. П. Решетников. Опять двойка

Кира Костецкая
Захотелось мне, учителю в прошлом, почитав в Интернете некоторые описания взятой картины, "Опять двойка" Ф. Решетникова, созданной в 1952 году, самой поразмышлять над ней.

"Опять" - значит, уже приходилось мальчишке об этом сообщать. Видимо, поэтому такой удручённый у него вид. Однако школьник сам честно, судя по всему, признаётся в этом, а не кто-то за него доложил маме, сестре и брату. "Опять" - это как рецидив. Почему же первая двойка не послужила уроком? По какому предмету? Что не даётся незадачливому школяру?
Мы видим, как осуждающе смотрит на него сестра, примерная ученица. Чему и почему смеётся младший братишка, явно, ещё не школьник. Понятен ли ему смысл двойки? Во всяком случае, согласимся, налицо чёрствое отношение детей внутри семьи к брату-неудачнику. Нет ни сочувствия, ни сопереживания.
Образ матери: видно, что она добра, но не в состоянии помочь в академических вопросах - молча, грустно, но и с укором смотрит она на сына, дескать, что же мне с тобой делать... А ведь, наверное, и учительница на дом придёт, если ещё не побывала, и на школьном собрании пропесочат, в духе того времени.

Только славный добрый пёсик приветствует своего любимого хозяина. Ему-то, конечно, не понять всей диллемы и понимать не надо. Домашние животные любят своих хозяев за то, что они есть, а не за хорошие оценки в школе. Но создаётся впечатление, что только пёс и "призывает" мальчишку не унывать, а продолжать радоваться жизни.

Известно, что эта картина была достаточно популярна. Она украшала форзацы школьных  советских учебников на протяжение многих лет. По этой картине школьники ежегодно писали сочинения.
Конечно, пятиклассники, скорее всего, описывали картину, подробно рассматривая все её детали. Например, чего стоит портфель нерадивого ученика, куда засунуты коньки так, что пришлось сумку перевязать верёвкой. Можно себе представить, в каком там состоянии книжки и тетрадки...

Как правило, ведь требовался и вывод. И каким он был у школьников?  И что хотел сказать этой картиной сам автор? Может быть, что-то вроде того " Будет и на нашей улице праздник"...

 Тогда автор явно сочувствует своему герою.  Не своё ли школьное детство вспоминает он?  На всех картинах Триптиха по теме " Опять двойка", "Переэкзаменовка" и "Прибыл на каникулы" не трудно заметить, что это один и тот же мальчишка. Есть образы сестры, младшего брата, дедушки, матери, может быть, и бабушки  ( в "Переэкзаменовке" на кресле рядом со столом ученика осталась начатая вязальная работа ), но нет фигуры отца.  Скорее всего, погиб на войне, так как дети-сироты, чьи отцы сражались с фашизмом, принимались в Суворовские училища в первую очередь. Нет ни помощника по учёбе в лице отца, ни его твёрдой воли, чтобы парень занимался уроками, а не гонял без устали на коньках зимой и с мячом летом.

Но всё же, видимо, через свою картину Ф. Решетников проводил, в первую очередь, мысль, что всеобщее неодобрение и даже осуждение двоечников и в семье, и в социуме не позволит детям наплевательски относиться к учёбе.  Однако, как показывает в том числе и моя педагогическая практика, причины неуспеваемости школьников, и мальчиков, и девочек, коренятся гораздо глубже, нежели просто лень или недопонимание важности учёбы.

И, как правило, именно семья, её проблемы,  способствуют либо успехам, либо неуспехам  пропесочиваемых  даже средствами  искусства детей.

10.06.2020