1. 2. Воздействие наркотика на душевную сферу чело

Сергей Михальчук 2
Христианская Философская Антропология

Аскетическая Антропология

Антропологические аспекты наркозависимости

1. Влияние наркомании на человеческую природу.

1.2. Воздействие наркотика на душевную сферу человека

Вся история человечества, - это ужасные последствия того выбора, который произошёл в Эдеме, и, который, кардинально изменил человеческую природу, а через это - и всё мироздание. Подобно падшему архангелу человек возомнил себя совершенным, и восхотели стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3.5). И он познал зло на собственном опыте, оставив послушание Богу, - источнику его жизни. Недоверие и нелюбовь проникло в него, заразило и пустило корни. Самовозвышение, гордыня, настолько исказили человека, что подобно падшим ангелам, Адам не мог оставаться в Раю, как и те на Небесах.
Те личные устремления, которые человек отдавал Богу, стали подвергаться давлению плотских похотений, и по мере удаления благодати человек подчинялся власти страстных желаний, бушующих в его теле.
Человеческое сознание и разум затуманились из-за яда надменности и тщеславия. Состояние любви и блаженства, утраченное сердцем, было занято похотью и злобой. Желания, вырвавшиеся из-под управления воли человеческой, становясь страстями и подчинив своему влиянию самую личность человека, тем самым уничижили в нём образ и достоинство Божественные.
«Со времени преступления Адамова, - пишет св. Симеон Новый Богослов, - растлились все естественные силы человеческого естества. То есть ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в трёх частях души - мысленной, раздражительной и пожелательной. Распустились - но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может желать, но желает несмысленно; может раздражаться (прямее бы энергичествовать), но раздражается неразумно. По сей причине, всё, что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, всё это криво, косо, ошибочно». [9]

[9] Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. Сл.14. С.136

Человек жаждет блаженства!
Само по себе влечение к блаженству и любви естественно для человека и присуще его природе. Желание счастья и поиск истины являются «отблесками» благодатного свечения в человеке образа Божия, а также подсознательным «воспоминанием» того первозданного богоподобного состояния, в котором пребывал Адам до грехопадения.
Грех обособил человека от восприятия благодати Духа Святаго, для него уже стало невозможным вкушение «плодов с древа Жизни». Однако человек продолжал нуждаться в пище духовной, равно как и в пище вещественной.
Посему перед человеком предстало два противоположных пути, раскрывающих различные способы приобщения к миру духовному. В Библии эти пути представлены следующим символическим образом:
- Адам и потомки Сифа избрали для себя путь покаяния, как примирения с Богом и возвращения утраченной благодатной жизни. Потомки же Каина пошли по пути самостоятельного поиска духовных наслаждений, которые были предложены им в огромном количестве, в качестве грубого заменителя и «духовного суррогата», и являлись для людей наркотиком, то есть привязанностью. Это первое и наиболее широкое значение этого слова.
Главное различие этих двух путей было в том, что сифиты выбрали смирение и любовь к Богу - Источнику человеческого счастья, а каиниты решили обойтись без Бога, избрав себе богом горделивое желание «познания мира и самого себя». Безбожное удовлетворение этого самолюбивого желания, надмевая человека, прельщало его всевозможными «новыми ощущениями».
Поэтому можно сказать, что наркомания - это «безбожное выполнение Божественного задания». Попытка достижения «духовного» совершенно «бездуховными средствами». Удовлетворение подобных желаний, приводит к тому, что сначала они «привязывают» человека к тому или иному ощущению, а затем, развиваясь в страсти, начинают понуждать человека к постоянному повторению тех или иных переживаний.
Об этой греховной привязанности к желаниям, вступающим в противоречие с личностью, и нередко покоряющим её, чтобы низвести человека до животного состояния, пишет апостол Павел в своём послании к Римлянам: - «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7.14-17).
Апостол затрагивает учение о воле человеческой, во всей полноте раскрытое преп. Максимом Исповедником. Человеческой природе присуща так называемая «воля физическая» (природная), естественная, изначально следовавшая за добром и Богом, а после грехопадения изуродованная низменными желаниями. Но человеческой личности присуща «воля разумная» или сознательная, могущая отличить грех от добродетели и поставленная перед необходимостью постоянного выбора между благом и беззаконием.
Проблема наркомании, как и всякого греха, заключается в том, что человек своей сознательной волей сначала увлекает за собой волю естественную, а затем сам увлекается желаниями поврежденной грехом воли естественной. В явлении наркозависимости - это видно наиболее отчётливо. Наркотик является катализатором и стимулятором этого процесса.
Второе, более узкое, значение слова «наркотик», обозначает химическое вещество, которое через биологические процессы в теле оказывает влияние на глубинные сферы человека. Связано это с тем, что человек представляет собой единое целое существо, соединившее в себе чувственное (душевная сфера) и материальное (плотская сфера), в устремленности их к нетварному бытию (духовная сфера). Следовательно, процессы, воздействующие на какую-либо из частей человеческой природы, в какой-то степени отражаются и на других его частях.
Желания могут быть различны, и касаться любой из частей человеческой природы. Но если их не регулировать, они могут развиться в пороки.
Например, такое естественное желание физической воли, как чувство голода, может перерасти в переедание при неумеренном употреблении пищи, и из области биологического поддержания жизнедеятельности организма перейдет в область чувственного удовольствия - угождения чреву.
С другой стороны, желание интеллектуального знания, может заставить организм в течение многих часов обходиться без питания и отдыха, и при этом находиться в состоянии напряженного внимания.
Следовательно, «наркотиком» для человека может являться что угодно, в зависимости от его влечения и предрасположенности: как «сало с луком», так и «системное программирование». Потому что за этими желаниями человек теряет истинную цель своего бытия - приобщение к Царству Духа Святого. Происходит самообман и подмена духовной радости кумирами чувственных и материальных потребностей.
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больнее ли пищи, и тело одежды? ... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это всё приложится вам» (Мф. 6.25,33).
«Подобно тому, как ездок, сев на ристалище, не обратит внимание на цель, к которой ему должно направить свой бег, а, поворотив в другую сторону, просто погонит коня, сколько может (а может он, сколько хочет); и иногда направит коней на встречных, а иногда погонит их по стремнине, несясь, куда увлекается быстротой коней, между тем как думает, что и при таком беге не минует цели, потому что в виду у него одна скорость езды, а не смотрит на то, что далеко он от цели. Так и душа, совратившись с пути к Богу, и сверх меры понуждая телесные члены, лучше же сказать, гоня с ними и себя, погрешает и делает себе зло, не примечая, что сбилась с дороги и удалилась от истинной цели». [10]

[10] Афанасий Великий. Творения. Т.1 Слово на язычников. Гл.5. С.131

Вещества, имеющие наркотические свойства, способны качественно изменять состояние душевной сферы человека при полном отсутствии его личной активности. Минимум сознательных усилий - прими внутрь.
Чтобы, например, «забыться» или окунуться в мир иллюзий, можно несколько часов провести в медитативном напряжении сознания, а можно употребить порцию алкоголя или дозу опия и, вне зависимости от сознательных усилий, результат достигнут - на душе полегчало. Хотя, конечно, всё это ненадолго, ибо пустота, давящая на душу, никуда не девалась, и иллюзия не исцелит пороков воли сознательной.
По качеству своего воздействия на душевную сферу человека, наркотик можно «разделить» на две взаимосвязанные категории: это преимущественное воздействие на сознание и разум человека, а также на его чувства и переживания.
Все наркотические вещества, так или иначе, искажают человеческое сознание, притупляя или обостряя его.
«Падший человек» уже находится в искаженном состоянии сознания. Грех исказил его, оно стало сугубо субъективным, и определяется, прежде всего, человеческой самостью и эгоистическим самолюбием. Однако реальность окружающего мира остаётся и, в любом случае, человек с ней соприкасается и на неё реагирует.
Кто-то принимает её и пытается жить по законам этой реальности, осознавая своё «падшее» состояние и положение в окружающей действительности. А реальность - это бытие человечества, содержимого любовью Божественного Домостроительства.
Но большинство людей создали другую «реальность», приняв за норму грех; выдумали мир без Бога, мир зла и насилия, где гражданином является гордость, а богом – золото.
Есть и такие люди, которые отвергают реальность в принципе, считают её иллюзией (например, индуисты, а в частности - брахманисты).
Но существует категория людей, не желающих жить и мириться с окружающей действительностью. Чтобы не думать о ней, эти люди создают себе иной, «искусственный» мир, окунаясь в который, они забывают о «безумном человечестве» и отрешаются от всех внешних проблем. В своей реальности они живут только для самих себя.
Одним из способов подобного «миротворчества» и являются наркотики, приводящие сознание в состояние транса или возбужденности, спокойствия или, наоборот, напряжения. Причём состояние это длится часами, за время которых человек настолько привыкает к ощущению своей «самобытности», что ему не хочется расставаться с этим. Как не вспомнить тут одну из заповедей блаженства: - «Блаженны миротворцы, ибо их есть Царствие Небесное». Но какую иронию и жалость вызывает подобное её осуществление.
Действительная жизнь с её проблемами и трудностями становится скучной и неинтересной, появляется безразличие ко всему происходящему. Радость возникает лишь при мысли о наркотике, а главная цель - поскорее вернуться в «искусственный мир».
Все эти душевные «реалии» - человеческий самообман, порожденный гордыней богоотступничества и порочными эгоистическими деяниями. «Самое ужасное действие порока состоит в том, что впавшим в него он не даёт видеть всю опасность собственной гибели, напротив, валяясь в грязи, они воображают, будто наслаждаются благоуханиями, потому-то они и не могут освободиться, а, будучи полны червей, гордятся, точно украшенные драгоценными каменьями. Они даже и не желают истребить их, но откармливают и разводят в самих себе до тех пор, пока те не предадут их червям будущего века». [11]

[11] Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам. Бес.11. С.613-614

Одно из свойств человеческой душевности - это чувства. Наркотические вещества, попадая в тело, влияют через центральную нервную систему человека на его плотские ощущения, возбуждая приятные переживания. Но как говорит апостол Павел - «Не всё нам полезно». Вот и в этом случае; что происходит с душевной сферой и человеческими чувствами, какого качества изменения происходят в них? Чувства оцениваются в сердце - центре не только душевной сферы человека, но и всей его природы, которое волею и совестью соединяет человеческую природу с его личностью, придающей природе вертикальное измерение, выбором между добром и злом. Только сердцем человек может «уподобиться» Божеству, так как именно сердцем, источником чувств, можно воспринять любовь и войти в Царство Духа Божия. «Видеть и чувствовать есть естественное свойство живых, так что у кого нет этого чувства, тот мертв» [12] - пишет Симеон Новый Богослов.

[12] Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. Сл.6. С.65

Когда человек перестаёт чувствовать, он становится «машиной», биороботом. Чувства же угасают вследствие потери любви, и подаются лишь как награда за добродетель.
Чувства наряду с разумом являются средством познания окружающей действительности. Причём после разделения человека грехом женщины восприняли главным критерием ориентации в жизни - чувства, а мужчины - разум. И лишь в воссоздании цельного человека посредством любви, муж и жена обретают друг в друге «утраченные» свойства, являясь «два плотью единой».
С исчезновением духовной глубины жизни человека, мельчают, а затем и вовсе исчезают его чувства. Его самосознание переключается на плотское, он осознаёт себя как материальность, единую со всеми животными тварями. А животные живут рефлексами, они не нуждаются в чувствах. Но глубина сердца остаётся в человеке, и его душевная сфера, питаемая ранее чувствами, приключается на плотские ощущения. Эти квазичувства ограниченны рефлекторно-физиологическими потребностями только телесной жизни, и являются, по сути, осколками чувств. И вот такие квазичувства становятся основой эмоциональности человека. Эмоции, потерявшие свой моральный модус - грубые и страстные (безнравственные и зачастую безумные - не умудренные разумом, не мудрые) стали механизмом реагирования душевной сферы человека, отвечающим в человеческой душевности на факторы внешнего возбуждения. Эмоциональность, основанная на плотских ощущениях, так же переменчива, как непостоянна и динамична биологическая жизнь самого тела. Она целиком зависит от множества быстротекущих и противоречиво меняющихся плотских движений и сил, действующих как в самом теле, так и на тело из окружающей среды.
Человек желает чувствовать, но часто, в бездуховности своей, испытывает дефицит чувства и избыток приземлённых эмоции, и, увлекаясь последними, всё больше и больше теряет себя. Внешне они похожи, но глубоко различаются своими связями с духовной сферой, а именно отношением к нравственным категориям добра и зла. Чувства - всегда либо добрые, либо злые. А эмоции плоти никогда так не определены. Они либо положительны, либо отрицательны. То есть - вне нравственных категорий. Вне системы - «Я и Он», для них существует только «Я».  Не разобравшись в этом, человек всё сильнее отравляет своё сердце гордыней, пока, наконец, не станет рабом сладострастия, или противоположного состояния, - уныния.
Из этих двух страстей (сладострастия и уныния) рождаются целые системы мировоззрений, противных христианству. Так из сладострастия вытекает человекоугодничество и гедонизм, а из уныния - безразличие ко всему и нигилизм. А из их взаимодействия - дуализм. Но за всеми ими стоит гордыня и самолюбие.
«Не знает грешник о болезнях души своей и не чувствует в настоящей жизни, какое зло причиняют они душе; не зная же и не чувствуя сего, обманывается. И, полагая, что у него все хорошо, нисколько не беспокоится о здоровье души своей. И не потому ли грешник, т.е. больной душой, горд бывает, что бесчувствен есть и не чувствует зла, причиняемого ему грехами? И ещё что? Чем более кто бесчувствен, тем более гордится. Будучи же горд, он и мысли не допускает, чтобы был болен, и ненавистью отплачивает тому, кто стал бы говорить ему о его болезни, или предлагать врачевства». [13]

[13] Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. Сл.6. С.63-64

Чтобы постоянно поддерживать в себе эту квазичувствительность, необходимы всё более сильные и изощренные возбудители, ибо иллюзия чувств быстро рассеивается, не доставляя прежнего удовольствия. Но при этом все другие, более слабые, эмоции и переживания «сжигаются», притупляются.
И, в конце концов, наркоман, достигает предельных для своего физического тела физиологических границ плотских ощущений. Он оказывается в «тупике» и чувствует, да-да, именно чувствует, лишь одно - душевную пустоту, за которой ничего нет.
Пресыщение грехом часто приводит к моменту трезвения, когда на какой-то момент, пограничный момент последнего выбора, в человеке просыпается его глубина: - «Где преизобилует грех, там преизбыточествует Благодать». Чтобы преодолеть душевную пустоту, он может либо:
- повышать свою дозу до таких размеров, что организм не может переработать такое количество наркотического яда, и погибает вместе с давно погибшей душой;
- либо оставить грех, возвращаясь к Источнику жизни.