Люди на бетонке. Генерал Никитин

Леонид Хандурин
   Глава 1. Сосед по общежитию.

   После сдачи экзаменов во Франкфурте-на-Одере, я был зачислен приёмной комиссией в списки слушателей Рижского ВВИАУ имени Якова Алксниса. Сдав дела и рассчитавшись со всеми службами, я с женой и младшим сыном, старший был у родителей под Харьковом, выехал в Ригу. В Минске посадил жену и сына на поезд «Минск — Харьков», позвонив в Харьков, чтобы встретили, а сам отравился в Ригу, к месту учёбы. 

   26 августа 1967 года я вышел из поезда «Минск - Рига» на вокзале в Риге и с двумя огромными чемоданами, которые мы между собой называли «хана Германии», направился к автобусной остановке. О месте остановки мне рассказал ещё в полку знакомый старший сержант сверхсрочной службы. Отыскав автобус № 9, я загрузил свои чемоданы и не успел оглядеться, как автобус тронулся и понёсся по незнакомым мне пока улицам Риги, моего нового места службы или если быть точным, то — учёбы. Я хорошо запомнил маршрут, который мне нарисовал знакомый старший сержант и внимательно отслеживал:

    — А правильно ли я еду?

   Но, когда, через 20 минут,  проехали мост Брасса, как основной ориентир, я убедился, что я на правильном пути и перестал беспокоиться, а начал наблюдать за местами, где мы проезжаем. Чувствовалось, что от центра мы приближаемся к окраинам Риги.

   Ещё через 10 минут мы остановились у электростанции, это была конечная остановка «ТЭЦ-1». Ещё в автобусе я заметил, что электростанция является копией той, которая построена в моём родном посёлке, под Харьковом. Только эта более поздней постройки. Обозревая всё это вокруг, я вытаскивал из автобуса свои огромные чемоданы, с моим воинским скарбом. В автобусе ехали военные и гражданские и я, не спрашивая их, решил идти вслед за ними. И не ошибся. Впереди, метрах в ста, угадывалось КПП училища. Туда я и направился. Но добраться до КПП было не так просто, на ширину всей дороги была вырыта траншея, в которую в это время укладывали трубы сливного коллектора. Пришлось перетаскивать через этот ров по одному чемодану.

   Добравшись до КПП, представился помощнику дежурного по училищу и он меня направил, дав провожатого, в офицерское общежитие, которое находилось на территории училища, где меня встретил начальник курса, майор Зузенко. Начальник курса, записав мои данные, направил меня к дежурному по факультету, а тот — к старшине курса, который и определил меня в одну из комнат общежития. В общежитии жили около десяти слушателей холостяков и пять старших офицеров из преподавательского состава, семьи которых, как и моя, ещё не приехали в Ригу. Большинство офицеров-слушателей искали квартиры в городе и обустраивались с семьями там.

   Сразу меня поселили в комнату с полковником Перевозчиковым, которого прислала Москва на должность начальника кафедры ремонта, которая ещё не была сформирована. Да я особенно и не вникал в структуру всего факультета, мне бы пока разобраться на уровне курса. Поскольку наш набор был первым по программе высшего училища, то и курс на факультете был только один, первый, и все офицеры факультета занимались только нашим курсом. Поэтому, в первые дни я со своим соседом, полковником, почти не встречался, оба были заняты делами по обустройству: становились на все виды довольствия, ходили по кабинетам, встречались с начальниками и оформляли разные документы. И только после того, как освободились от этой беготни, мы постепенно начали общаться.

   У полковника Перевозчикова была богатая авиационная биография. Был он специалистом по авиационным двигателям, проработавшим в военной приёмке в двигателестроительных КБ, на двигателестроительных предприятиях и на предприятиях по ремонту авиадвигателей. Он хорошо знал историю создания отечественных и зарубежных поршневых и реактивных двигателей, их конструкцию, ремонт и их особенности — слабые и сильные их стороны. И вот на такой «клондайк» знаний о двигателях я натолкнулся. А поскольку пока у полковника я был единственным слушателем, то по вечерам он мне «читал» целые лекции, рассказывая занимательные эпизоды из своего послужного списка, сплошь связанного с авиацией и авиационными силовыми установками, как отечественными, так и зарубежными. Узнав, на какой должности и на какой технике я работал, полковник стал относиться ко мне ещё с большим доверием стал рассказывать мне об авиации такие вещи, что мне их хватило лет на 15-20 моей дальнейшей службы.

   С началом занятий с полковником Перевозчиковым мы виделись всё реже и реже, а времени для вечерних бесед совсем не хватало — я занимался изучением лекционного материала, а он готовил методические материалы для своей кафедры, по курсу «Ремонт авиационной техники». Да и постепенно надо было знакомиться с городом. Рига не очень большой город, но интересно было побродить по незнакомым пока улицам. А свободного времени было не так много.

   Ещё каждую субботу я ехал на телеграф, чтобы переговорить с семьёй, которая пока жила в Харькове. Семейного общежития в училище не было, а подыскать квартиру офицеру с двумя детьми в то время в Риге было нереально. Да и первый курс для меня был очень трудным периодом, сказывался большой перерыв в учёбе и сам учебный режим давался мне очень тяжело. Надо было продержаться хотя бы первый год, чтобы втянуться. И я старался.

   С полковником Перевозчиковым мне было удобно ещё и тем, что эту комнату никто не контролировал из факультетских начальников. Пользуясь этим, я приходил с занятий и часа два отсыпался и только после этого принимался за учёбу. После приезда в училище, я остро почувствовал проявление синдрома хронического недосыпания в полку. Уже прошёл месяц, а я не мог никак отоспаться. Сказывалось, что я пять лет рано вставал и поздно ложился и частые смены ночных полётов, где не только физические нагрузки, но и эмоциональные.   


   Глава 2. Синяя пижама.

   Однажды меня встретил в коридоре гостиницы начальник курса и с удивлением спросил:

   — Хандурин, что, Вы здесь живёте? — и по его удивлённому взгляду я понял, что майор Зузенко «потерял» меня в общей массе, хотя слушателей с двумя детьми было на курсе всего трое.

   Он остановил меня, расспросил про учёбу, про семью и сказал, чтобы я перешёл в другую комнату, где жили наши слушатели. Так я стал четвёртым человеком с новыми соседями. Теперь майор Зузенко проверял и меня во время самоподготовки. Соседи были ребята нормальные, но все мы были с разных учебных групп и как-то дружеских отношений не поддерживали. Да и характеры и взгляды на жизнь у нас оказались разные, а это в коллективе не сближает.

   Пошла вторая половина первого семестра и учебные нагрузки всё возрастали. С полковником Перевозчиковым теперь мы встречались на бегу и успевали обменяться только несколькими фразами. Зато начальник курса заглядывал теперь к нам часто и увидев пару раз меня спящим во время самоподготовки, сказал об этом начальнику факультета.

   Больше всего начальника курса раздражала моя синяя фланелевая пижама в полосочку. Ещё в Германии я купил себе эту пижаму и приходя после занятий, облачался в неё и засыпал, пока начальник курса не занялся моим воспитанием. После этого выводы не заставили долго ждать. Через несколько дней начальник факультета, подполковник Писарев Виктор Николаевич, вызвал меня по этому поводу на беседу. Разговор проходил в доверительном тоне и я рассказал, какая у меня была работа и сейчас я не могу ничего с собой поделать, сказывается многолетнее недосыпание. Но сказал, что постепенно это проходит. Подполковник Писарев с пониманием отнёсся к моим проблемам, но предупредил, что, если я не справлюсь с ними, то могу и не выдержать учебных нагрузок учебного заведения.

   В один из дней встретил полковника Перевозчикова и он сказал, что, наверное, придётся уходить, так как на должность начальника кафедры начальник училища нашёл ещё одну кандидатуру, молодого майора по фамилии Никитин, который только защитил диссертацию, а ему предлагают уволиться в запас. Мне, конечно было жаль расставаться с новым знакомым такого уровня, но я уже привык к расставанию с сослуживцами и однополчанами.

                (Продолжение следует)


      Следующий рассказ смотреть здесь: http://proza.ru/2020/07/26/941