Ровер

Анатолий Шульга
      

    Ну что же это за словечко? Это отнюдь не автомобиль из Великобритании, а просто  велосипед на нашем «полешуцком» диалекте.
  Это двухколёсное транспортное средство появилось в наших полесских местах в 20-х годах. В те времена наши места назывались «крэсы всходни» на польском языке, ибо Западная Беларусь тогда была частью тогдашнего Польского государства.
 Первые велосипеды были от английской фирмы «ROWER”, но впоследствии их производство было освоено и в Польше (естественно, под придуманными  нелицензионными марками).
Однако, первое фирменное название закрепилось в народном языке (иногда говорят «ровэр» или «ровар») и применяется до сих пор в деревнях стариками.
  Естественно, что любой деревенский пацан должен был быть владельцем  данного двухколёсного транспортного средства. Примитивные, тяжёлые велосипеды производства Минского мотовелозавода при минимуме опций стоили всего 49 рублей. С хромированными ободами, щитками или фарой с приколёсной «динамкой» стоили дороже рублей на 10.
Обучались на деревенских улицах. Первым этапом езды был способ «под раму», когда твой рост ещё не позволял дотянутьсь до руля через раму.
Синяки, ссадины, царапины — это ничто по сравнению с чувством езды...
Подрос до рамы, а потом и до седла - и ты полноправный член пацанского общества. Это круто, можешь рассекать окрестности по делу и без дела.
А Коля П., наш старшеклассник (деревенская кличка «Буч») купил узкоколёсный спортивный велосипед Харьковского велозавода. Достаточно необычный на взгляд этот велосипед был практически неприменим для езды по нашим песчано-пыльным просёлкам и тропам.
В середине 60-х годов среди старшеклассников окрестных деревушек уже появились мопеды «Рига» и «Верховина». Стоили они до 200-250 рублей. Ребята зарабатывали эти деньги  на тяжёлой летней работе в колхозе на уборке урожая.
Трёхколёсные детские велосипеды отсутствовали как элемент. Безденежье  обитателей  не позволяло это баловство.
А в последние годы велосипеды в моей родной деревне Федоры практически вымерли, они есть только у стариков. Дети приезжают из «города» на своих автомобилях только для работы на приусадебных участках и вывоза даров полесской земли в свои городские квартиры...