Знакомая юность Владислава Дворжецкого

Ян Лех
Она родилась в Сочи.
А всю жизнь прожила в Сибири, в Омске.
40 лет – стаж её преподавательской деятельности в Омском государственном медицинском университете.  Кандидат медицинских наук.
- А как вы из южных, субтропических широт переместились в северные?
- Мой отец Олег Владимирович Галл-Савальский был военным, его перевели в Омск. Карьера военного завершилась. И он долгое время работал на телевидении, заместителем председателя ГТРК «Иртыш».
- Помогите правильно написать фамилию, - прошу я, пододвигая к ней ближе свой блокнотик. – Очень редкая, боюсь написать неточно.

- Галл-Савальский – это театральный псевдоним моего деда Владимира Владимировича. Он считается одним из основателей театра в городе Мичуринске Тамбовской области, куда он приехал из Москвы. (Примечание автора: в этом театре, кстати, в более поздний период работал Гавриил Данилович Абдулов, отец известного артиста Ленкома Александра Абдулова.) Мой дедушка, можно сказать, первым открыл для нашей семьи Омск. В один из юбилеев Омского драматического театра папе даже подарили копию интересной афиши, на которой было написано, что в Омске выступает известный московский актер антрепренер В.В. Галл-Савальский, спектакль «Сирано де Бержерак». Успех у местной публики был, вероятно, большой. Потому что в омских газетах начала ХХ века красочно описывали, как моему дедушке после спектакля подносили букеты цветов,  нашпигованные денежными купюрами. Но это не имеет никакого отношения к моей профессии.

- Как же не имеет?! Медицина – это искусство лечить людей, устранять у них факторы дисгармонии на физиологическом уровне, а театр, на мой взгляд, лечит от факторов дисгармонии души людей и общество в целом.  О судьбах современных медицинских работников, кстати, написано не так уж много серьезных произведений. А как вы попали в медицину, вроде бы ничто не предвещало такого поворота судьбы.
- У меня ещё балетное образование, - закручивает и закручивает удивительную интригу моя собеседница.
- ???

- Я же до 9 класса была отличницей, председателем совета школьной дружины. Уехала по путевке во всесоюзный пионерский лагерь «Артек», в Крым. Это где-то 1964 год, 7 класс. Артековская смена прошла. Возвращаюсь в Омск. Мама Вера Александровна, она работала директором Дома культуры Шинного завода, говорит мне, что был набор в балетную студию при Музыкальном театре. Я расстроилась дико. Мама меня успокаивала. А потом вместе поехали в Музыкальный театр, в старое здание, которое потом разрушили. Да, студия укомплектована, идут занятия. Дождались перерыва. Видимо, в порядке исключения согласились посмотреть на меня у балетного станка. Я так волновалась! Но выполнила несколько упражнений. И нам сказали: «Вас берем». Сначала вел занятия какой-то дядька. Мы его недолюбливали. А потом пришла Таисия Владимировна Рэй. И всё встало на свои места. Балерина! Стройная, красивая, серые глаза, короткая стрижка, голос с хрипотцой. Она курила.  Но была прекрасным педагогом! Прекрасный психолог. Мы получали редкостное удовольствие от занятий и общения с ней. Мне она очень нравилась. Я её очень любила. У нас была своя юношеская компания. И был такой умнейший парень Шурка Рабинович. У него отец Марк Соломонович Рабинович, уролог-хирург, знаменитый профессор. Шикарный мужчина, меценат, любитель искусства. А у Шуры был друг Владик. Мы общались компанией, поддерживали дружеские отношения. И как-то раз Владик говорит, что видел эту фотографию дома. Моя фотография, а он её видел где-то. «Где ты мог видеть эту фотографию?» - спрашиваю его. Он отвечает: « У моей мамы».  «А кто твоя мама?» - «Таисия Владимировна Рей». И круг замкнулся.  Это был Владислав Дворжецкий.

- А где же медицина? – гну свою линию я. – Балет есть, театр есть, телевидение есть. Медицины нет. Разве что вот уважаемый Марк Соломонович...
- Нет, - говорит моя собеседница. – Все сложилось по-другому. Мои друзья решили поступать в медицинский институт. И позвали меня. Вместе сдавали документы. Они не поступили. Конкурс был очень большой. А я поступила.
- Надо же! – удивляюсь я.

- И с тех пор своему выбору осталась верна, только – медицина, - улыбается приятная во всех отношениях женщина. – Хотя за успехами в кино Владислава Дворжецкого следила, как и многие миллионы зрителей, с большим вниманием. В театре его успехи были очень скромные. Он начинал с небольших ролей в Омской драме. Мы ходили на него смотреть и умирали со смеху. Два актера Дощечкин и Дворжецкий, как сейчас помню, играли охранников. Один одного охранника, а этот другого охранника. Упасть не встать. Мы за животы держались от смеха. 
- Комедийный талант, – уточняю я.

- Да никакого! – восклицает хорошая знакомая Владислава Дворжецкого. – Казалось, что никакого таланта нет! Ну, просто балбес с омской улицы. Хотя он фактурный, высокий, большеглазый. А потом что-то произошло. У него генетические корни дай Боже какие! Мама Таисия Владимировна Рэй балерина, окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой, папа Вацлав Янович Дворжецкий окончил студию при Киевском польском театре, выдающийся артист театра и кино. С отцом я не была знакома. А мама его мне очень нравилась. Она была очень харизматичная. И вдруг! Наверное, он кого-то встретил. Кто-то дал толчок. Потрясающая роль генерала Хлудова в кинофильме «Бег». Настоящий булгаковский герой. Никто так не сыграл. И никто так не сыграет, не повторит, как сделал он, Владислав Дворжецкий, наш общий знакомый Владик.

- И ведь без омской медицины не обошлось, - вставляю свои три копейки я. – Владислав Дворжецкий – выпускник Омского медицинского училища. Срочную службу проходил в должности фельдшера-начальника аптеки медицинского полкового пункта. Так что и в этой судьбе медицина и искусство идут рядом.

Примечание: по неожиданной просьбе моей собеседницы эта глава не была включена в документальную повесть «Сценарий успеха». Что это было? Не знаю. Такой демарш в моей практике за многие десятилетия профессиональной работы проявился впервые. Тем не менее на свой страх риск публикую эту главу, не указывая имени моей собеседницы. Надеюсь на понимание. Так как считаю, что некоторые подробности жизни в Омске будущего великолепного артиста кино Владислава Дворжецкого заслуживают общественного внимания. Спасибо!

На снимке: кадр из фильма "Земля Санникова".