Как сейчас врут...

Дробот Андрей
Эту весьма хаотичную заметку, уж извиняйте, я написал еще неделю, если не больше, назад, но что-то меня останавливало от ее публикации. Однако, мысли все время продолжают возвращаться к ней. Итак:
Примерно дней десять назад (плюс неделя…) со мною произошел один случай, который произвел на меня сильнейшее впечатление, о котором я хотел написать, но долго медлил, поддавшись советам близких, напоминавших мне:
- Забудь, не рви себе сердце, ты же уже давно не журналист, ты ничего не изменишь…
Все это действительно так и надо бы сейчас в первую очередь думать о себе, о своем здоровье, все-таки и возраст…, но еще совсем недавно я все-таки оставался исследователем журналистики и моя последняя книга, которая пока еще осталась черновиком романа, посвящена, в частности, именно этому: исследованию журналистики. Видимо поэтому, прямо вчерашним ранним утром статья или заметка о происшедшем прямо-таки сама собой стала публиковаться в моей голове, и я не выдержал такого давления…
Итак, все началось с банального похода в крупнейший магазин города: гипермаркет «Магнит», однако, в небанальнейшее время распространения коронавируса, который уже в нашем северном 36-тысячном городке, даже по официальной информации, которая как вы понимаете, лишь очевидная не скрываемая вершина айсберга, уложил на лечение с данным диагнозом 10 человек (по состоянию на 26 мая). 
Шел я в гипермаркет во всеоружии: то есть с защитной маской в специально отведенном для этой цели кармане, поскольку в рабочее время на улицах северного города людей крайне мало и защитная дистанция, как правило гарантирована, хотя наш народ к этому относится крайне легкомысленно, как, впрочем, и кровососущие насекомые. Я решил соблюдать все необходимые нормы не только потому, что верю в реальность короновируса, но и потому, что не вижу никакого унижения личности, ущемления свобод и достоинств в соблюдении элементарных санитарных правил, препятствующих распространению инфекции, будь то коронавирус или еще какая другая. 
Вообще весь очевидный мне карантин прошел крайне формально. Толпы как собирались, так и продолжали собираться, а подъезд мой, не только не обрабатывался антисептиками, но его даже мыть перестали, уборщица взяла за правило ходить по подъезду с веником и брызгать с него на пол, как она объяснила мне - раствор хлорки…  хотя в нашем подъезде живут вахтовики, которые согласно официальной информации и являются основными заносчиками болезни в регион. Я об этом писал в администрацию города, в городскую Думу, что надо бы как-то решить этот вопрос и запретить селить вахтовиков в квартирах жилых домов, в конце концов для этих целей есть в городе общежития, но власть формально отписалась и все осталось, как было.
Я писал на официальном сайте города еще в начале карантина о необходимости ограничения продажи спиртного в целях недопущения алкогольных психозов и преступлений на почве пьянства в вынужденные нерабочие дни, но тоже бесполезно, а ведь именно это реально и происходило.
Я публиковал фото с очевидными нарушениями карантина, когда в вербное воскресенье верующие города в нарушение рекомендаций как патриарха Кирилла, так и тобольской епархии, не говоря уже о Президенте России, собрались возле церкви большой толпой и получали благословение местного попа, причем под приглядом полиции, которая только недавно выписывала реальные штрафы людям за куда меньшие нарушения карантина!!! Ну а в гипермаркете в часы пик люди без масок ходили толпами под звуки объявления предупреждавшего об необходимости соблюдать дистанцию и масочный режим. Это был какой-то кошмар неуправляемого, разнузданного общества, потерявшего социальные обязанности, но рьяно отстаивающего свои права… Но я вынужденно говорил себе: «Спокойнее Ипполит…, непуганых идиотов не переделать».
Однако, насколько я помню, числа 10 мая, по формальному истечению карантина (это же иностранное слово и в переводе означает 40 дней) вышло в унисон бисмаковскому выражению о русских, которые медленно запрягают, постановление губернатора Ямала об обязательном ношении защитных масок в общественных местах!!! Это революционное постановление, о котором я уже вскользь упоминал, я воспринял с воодушевлением, казалось – вот он - прорыв: наконец-то до властей дошло, что общество, которое во многих случаях сравнимо с обычным стадом безмозглых животных, которое применительно к людям обычно называют толпой, надо взнуздывать, им надо управлять, иногда проявлять силу не только в целях удержания власти и личного благополучия властвующих, но и в целях, несущих благо для общества, чтобы оно все не поперезаражалось в данном случае и не поперемерло больше, чем надо. Все-таки катастрофический провал карантина в России очевиден и все понесенные обществом потери, пошли прахом именно из-за отсутствия научных, проверенных временем, абсолютных и общеприменительных воспитательных действий государства в отношении граждан.
И в первый день, а может и несколько первых дней, это постановление губернатора об обязательном ношении масок реально работало: людей перестали пускать в гипермаркет без защитных масок, а люди их стали носить как положено: полностью закрывая органы, участвующие в дыхании, а не как обычно: подбородок, рот, или шею (хотя зачем это нужно?), отдавая носу возможность вдыхать вероятно зараженный воздух и выдыхать его зараженным в случае болезни.
Однако, спустя несколько дней, постановление губернатора, висевшее на входе во все магазины «Магнита», превратилось в некую формальность, вроде таблички по газонам не ходить, в месте, где проложена народная тропа. Общество, образно говоря, положило с «прибором», как на Президента России, так и на местные власти, а правоохранительные органы «умыли руки» и их сотрудники сами принялись ходить без масок в общественные места, в том числе, и участковые, каковой как-то ходил по нашему подъезду, проводил опрос жильцов, заходил в частные квартиры, безо всяких защитных средств. В общем, барак и профанация карантина продолжилась на фоне продолжения нерабочих дней, ограничения всяческой торговли и обещаний по раздаче государственных денег в связи с коронавирусом по сути дела ни за что.
Теперь пришла пора вернуться к начальному моменту повествования, где я шел в гипермаркет за продуктами. Итак, зная и понимая, что Россия от коронавируса защититься не в состоянии по причине махновщины и эгоцентризма населения, крепко сидящих в головах любого ранга, захожу в магазин и вижу на входе, как ни странно: словно сказочную оттепель посреди суровой зимы - полный карантинный порядок! Администратор на входе сидит в маске, одетой как положено: от переносицы до подбородка, все покупатели вокруг в масках, а неподалеку стоит некое ответственное лицо магазина в защитной маске, более того – в респираторе, одетом как подобает, и дает интервью двум молодым людям в защитных масках, одетых как надо, которые снимают его на телекамеру, установленную на мощном штативе.
Однозначно, телевидение, - понял я и прислушался, к тому что записывали на видео мои в прошлом не только коллеги, но и подчиненные. Оказалось, ответственное лицо рассказывало журналистам о том, как в подведомственном ему гипермаркете хорошо соблюдается карантин, как ответственно выполняется постановление губернатора… Я остолбенел. Такого отсутствия совести я не ожидал. Ответственное лицо врало нагло, журналисты же это вранье усердно и безоговорочно писали, чтобы выпустить в эфир и вешать лапшу публике. Такое бесстыдство, чисто по-человечески, я не выдержал, хотя по большому счету, мне эти скандалы совершенно не нужны, я же простой пенсионер.
- Все то, что вам говорят, вранье! – сказал я тут же, врезавшись в диалог. – Карантин в этом заведении никогда не соблюдался, маски носит несущественное меньшинство, масочный режим не соблюдают даже работники магазина. Все словно специально обставлено так, чтобы заразить при случае, как можно больше людей.
И что вы думаете следом произошло? Думаете ответственное лицо смутилось и покраснело, как ильфо-петровский Альхент, будучи все-таки, как оказалось, совестливым мошенником? Думаете, журналисты смутились и кинулись ко мне с расспросами, как в старое время? Да нет же… Ответственное лицо, не покраснев, без тени сомнения, заявило, что это я вру, что у них в магазине все нормально, что ему нужны доказательства!!! Он требовал от меня доказательство тому, что абсолютно очевидно, думаю, всем посетителям гипермаркета!!! Хамство, конечно. Однако не на того напал. Я сказал, что фотографий его сотрудников, которые носят маски на подбородках и предоставляют как себя к заражению, так и готовы поделиться своей заразой с другими, у меня предостаточно (и это действительно так) и в любое время я их предоставлю, ну люблю я фотографировать, не судите строго, хобби у меня такое и фотографирую все, что привлекает мое внимание: в данном случае я как-то весь съемочный день посвятил фотографированию тех, кто неправильно носит маски и с гипермаркете их оказалось навалом. Следом, последовала короткая культурная перебранка между ответственным лицом и мною, которая не произвела эффекта на журналистов. Они, записав все необходимые положительные комментарии ответственного лица пошли в торговый зал снимать так называемый видеоряд для своей «видеостряпни» и получили вослед указание ответственного лица, чтобы сотрудники «Магнита» в кадр не попадали – понятное дело. Я устремился вслед за журналистами, бросив им вослед фразу: «Куда вы уходите формалисты?»…
Журналисты же наставили телекамеру на витрины и, не обращая внимания на меня, как на ненужный им вовсе предмет, принялись исполнять то, что, видимо, требовалось их руководству. Тогда я пошел по торговому залу в поисках сотрудников гипермаркета, которые не соблюдают масочный режим, и вскоре в противоположном от съемок конце магазина, нашел таких немало! Ответственное лицо гипермаркета не потрудилось даже создать полностью образцово-показательную сцену для съемок. Я не стал их фотографировать и поспешил к журналистам, чтобы дать им еще один совет, где можно заснять истину, но не тут-то было, на мое предложение пройти и заснять людей, нарушающих масочный режим, они просто отмахнулись! Никакие уговоры не помогли!
Я был в шоке от увиденного и задумался. Если в советское время врали о повсеместно отличных и прибыльных колхозах, создавая хотя бы образцово-показательные хозяйства, то теперь система вранья шагнула куда дальше, теперь среди бардака можно создать кусочек, необходимый для съемок, и удовлетвориться! Да можно и вовсе ничего не делать, главное, чтобы начальник отчитался на камеру и все. Это было первое открытие в области современнейшей журналистики, которое я совершил в этот раз. Второе открытие состояло в том, что журналистам и самим не нужно было лишнее знание, они пришли в профессию не за истиной, а за деньгами, которые они готовы зарабатывать любым враньем. Это было всегда, но если раньше, журналисты могли отмахнуться от неочевидного, незнакомого, например, от «Гулага» или от тайной коррупции, то сегодня очевидное будет, образно говорить, под ногами, оно будет стучаться в двери, оно самому журналисту, образно говоря, набьет лицо, но журналист будет его намеренно не замечать, как председатель жакта (советский аналог ЖЭКа) из рассказа Зощенко «Кошка и люди», кстати, вполне подходящего и для аналогии отношения современных властей к коронавирусу. И именно это содружество, похоже, создает современный мир. Сразу сам собою возник вопрос: а есть ли то инновационное российское оружие, о котором говорили последние годы, или это тоже бутафория, элемент информационной войны?
После происшедшего в другом ракурсе я посмотрел на ситуацию, когда в самом начале распространения коронавируса на Ямале бригада скорой из города Муравленко выехала в соседний поселок Ханымей на очаг коронавируса. Выехали все, судя по разговорам врачей, без специального защитного снаряжения, не зная, что их ждет на месте, выехали в Ханымей в тот момент, когда сам главный врач всея больницы города Муравленко пребывал на карантине, поскольку, вот уж безответственный человек: сгонял в отпуск за границу, будто и не знал, что это опасно и потребует его изоляции, причем в самый сложный момент подготовки к встрече с пандемией. Его, конечно, никто не уволил. Фигура все-таки. В общем, произошел такой казус, после чего вся бригада скорой, побывавшая в «горячей точке» попала в изолятор на карантин. Благо, что никто не заболел, все-таки и обычные защитные маски, оказывается, предохраняют. Но потом в Интернете появилась публикация об этих сотрудниках скорой с фотографией, на которой все, кто участвовал в съемках, были в хороших респираторах и защитных костюмах. Это было, конечно, вранье, правда, я некоторое время сомневался в истинности рассказа, поскольку о поездке нашей скорой в Ханымей я знал с чужих слов, но сомневался лишь до тех пор, пока сам по необходимости не обратился на скорую.
Обращения к врачам случаются, в них нет ничего необычного, особенно когда людей во имя победы над коронавирусом, которую в России сегодня, похоже, невозможно добыть, поскольку мы не дисциплинированы, как Китай, оставили без плановой регулярной помощи! Скорая ко мне приехала быстро, вопросов нет, но маски на сотрудниках во время разгара пандемии опять были одеты на подбородки. Я несмотря на свое огорчительное состояние сделал замечание. И что вы думаете врачи устыдились и исправили ошибку, натянув маски на носы? Ничего подобного. Они на меня еще и обозлились, судя по возникшим интонациям. Правда, дело свое сделали, но как назло в неправильно одетых масках, что могло повредить и их здоровью и моему, ведь коронавирус слишком долго нераспознаваем, хотя и заразен. Далее они отвезли меня в стационар, в тот самый приемник, куда прибывают все больные без разбора.
В приемнике стационара меня также встретили сотрудницы без защитных масок: у одной она была спущена на подбородок, у другой маски вовсе не было – что одно и то же.  Я и тут не удержался от замечания, но и тут сотрудники городской больницы выразили полное невнимание к моему требованию работать по форме, как полагается. Может для них было унизительно следовать советам непрофессионала, каковым я, конечно, являюсь. На этот счет я добавил, что, если не верите мне и считаете меня излишне больным, почитайте, как носить маски правильно и следуйте не моим советам, а написанным требованиям, инструкции - в конце концов. Тут набежали другие медицинские работники и даже старейший врач скорой помощи, которого я знаю. И все без масок. Им всем я тоже сделал замечание, а старейшему врачу – даже выговор, поскольку он уже на пенсии и первый на очереди на кладбище в случае заражения. А если все врачи поперезаразятся, кто нас будет лечить? Они-то уйдут на оплачиваемую самоизоляцию и срубят на халяву деньжат по собственной же вине, премии от Президента получат, а пациенты? Однако, все мои разговоры не возымели успеха, поначалу...
Затем, более молодая сотрудница все-таки вытащила защитную маску из кармана и одела ее, а вскоре зашел врач приемного отделения в респираторе, и я разомлел, и даже похвалил доктора за соблюдение формы. Отлечили меня нормально. Уже через два часа я почувствовал себя отлично и ушел домой, но тут возникла еще одна мысль. Зачем Президент выплачивает деньги заразившимся врачам? Они, теперь я в этом точно уверен, сами заражаются, вполне намеренно, они не соблюдают защитный режим, это как самострел во время войны, чтобы отдохнуть и бабки, блага срубить, за заражение врача надо лишать диплома на самом деле, поскольку это чистое разгильдяйство. Кстати, на эту же тему я прочитал недавно статью с объяснением почему в России смертность врачей от коронавируса на порядок выше, чем за рубежом, и там делался вывод, что это происходит, в частности, именно из-за халатности и несоблюдения защитного режима, потому что нашему человеку «море по колено», как ему кажется.
Есть, конечно, мнения, что не снабжают масками в достаточном количестве, но это глупость, поскольку каждый и сам способен ради своей защиты и защиты своих близких купить себе респиратор или маску, а не способен, то обязан требовать их от руководства, несмотря ни на что. А то приезжает ко мне как-то в прошлом году «скорая», и врач Крайнего Севера, получающий на скорой десятки тысяч рублей, а то и не меньше сотни тысяч, вытащил из своей затрапезной сумки аппарат для измерения давления такого старого типа и такой истрепанный, что от такого можно и чесотку подхватить, а то и венерическое заболевание. Стыдоба одна. Уж не разорился бы, если бы купить за своей счет что-нибудь приличное. Я, когда был журналистом, на первую свою заработную плату купил себе печатную машину, поскольку в редакции оборудования не хватало, а затем – диктофон, затем – компьютер. Это нормально любить свою профессию, а не деньги…
Но вернемся ко лжи. Из всего описанного вытекает очевидный вывод, что ложь, которая часто использовалась во спасение, которая, как утверждают и я бы с этим согласился, стала отличительной привычкой нашего человека в ситуациях, не требующих лжи, сегодня преобразовалась в некий феномен лжи, основанный на каком-то примитивном противоречии, каком-то упрямстве, выработанный обществом от самых верхов, а уже и до низов все делать формально, для галочки. Выработалась привычка ко лжи в прямом опережающем действии, не как ответ на вопрос или рассуждение, после происшедшего. Это я о ношении защитных масок на подбородках настолько многими членами общества, что так и хочется сказать: всеми. За этим признаком болезни, несомненно, психической болезни (а что бы вы подумали о солдате, который носит каску на подбородке, потому что каска не гарантированно защищает от пули?), я, думаю, скрывается куда более глобальная, привычно формальное отношение, бездумно недальновидное вообще ко всем своим общественным обязанностям, труду, естественно, в том числе в первую очередь. Формалистическая (я так ее назову) ложь в действии, похоже, стала естественным признаком нашего человека.
В этой ситуации, конечно, страшен не сам коронавирус, а реакция разнузданного общества на общую опасность. Общество словно бы потеряло инстинкт самосохранения, присущий всем животным, отказывается от навыков выживания, сформированных всем развитием цивилизации, но словно бы приобрело некий инстинкт самоубийцы, который холит и лелеет. Возможно это следствие воздействия некоей ядерной психологии, где человечество привычно живет в условиях ежеминутного самоуничтожения уже десятки лет. Возможно это следствие недостатков демократической системы в целом, которая, будучи по сути той же самой деспотией элит, дает обществу свободы в тех областях, которые не мешают управлению, хотя и усложняют выживание отдельных членов общества. Возможно, да и несомненно, есть еще какая-то или какие-то причины, но коронавирусная инфекция словно бы создана, чтобы выявить все недостатки общества, которое готово само себя пожрать и при этом врать о хорошей жизни, об успехах, об отличных показателях, о низкой заболеваемости и смертности и так далее, вот только, когда придет пора посмотреть на реальность, то бить-то будут, как в старом анекдоте, не по паспортам, не по отчетным документам, а по физиономиям.
Осталось только добавить, что в настоящее время ситуация в гипермаркете «Магнит» изменилась к лучшему: на входе появились разовые бесплатные маски, обслуживание на кассах стало строже и людей, сам видел, заставляют надевать на кассах маски, но, как вы понимаете, посетители порой проходят в торговый зал без защитных масок и так и ходят там, поскольку охранника, контролировавшего вход я видел только один раз, примерно месяц назад. Может его побили?

На фото объявления о масочном режиме со ссылкой на постановление губернатора, а на входе нет охранника, а представитель сервисной службы "Магнита" сидит фактически без маски, поскольку будучи одетой на подбородок и рот она не защищает органы, участвующие в дыхании. Фото сделано 25 мая 2020.