Подвиг, которого не заметили

Анатолий Бирюковъ
По состоянию на 10 августа 1941 года подразделения 531-го легкого артиллерийского полка 256-й стрелковой дивизии занимали оборону вдоль реки Сережа в Плоскошском районе Калининской области. Прикрывающие дорогу на Москву части, периодически переходили в контратаку на позиции врага. Стрелковые батальоны поднимались наступление, а пушки артиллерийских батарей поддерживали бойцов огнем грозных орудий, уничтожая пулеметные точки и минометные расчеты.

10 августа силами сразу двух полков: 930-го и 937-го развернулись наступательные сражения на рубеже Лухново-Севастьяново. Но маневр вышел неудачным - 3-й батальон 937-го полка был внезапно с трех сторон обстрелян снайперами - «кукушками» и вынужден был спешно отойти назад. Оставшиеся без прикрытия 1-я и 3-я батареи артполка, бросив имущество, спешно отошли на старые позиции в районе Большого Клина.

Командиры батарей, выводившие в безопасное место полковые орудия, оставили в окопах у деревни Языковщина не только буссоли, стереотрубы, кабели и телефонные аппараты. На наблюдательном пункте 1-й батареи «забыли» группу бойцов, ведущих корректировку артиллерийского огня по немецким позициям.

Командир отделения разведки Григорий Чаплыгин (уроженец деревни Русановка Фатежского района Курской области), разведчик Федор Давыдков (из деревни Жердева того же района) и связист Иван Саньков, уроженец города Сакмара Оренбургской области приняли бой втроем против значительно превосходящего в живой силе и вооружении противника.

В течение трех часов разведчики сдерживали атаки врага, ожидая подмоги со стороны боевых товарищей. Но в суматохе спешного отвода подразделений о судьбе группы, оставшейся на передовой, не вспомнили. Отважных бойцов, не вышедших вместе основным составом на запасные позиции, внесли в списки пропавших без вести. 
К концу дня немцы подтащили минометы и уничтожили крохотную группу. Разведчики погибли, но их героическую смерть нельзя назвать напрасной. Захватив наблюдательный пункт, немцы остановили дальнейшее наступление и вернулись на прежние позиции, так и не дойдя до брошенных капониров батареи.

Артиллеристы советских батарей, возвратившиеся утром на позиции у деревни Языковщина, обнаружили следы ночного боя. В «Журнале боевых действий» 531-го полка за 10 августа 1941 года начальник штаба части и сотрудник особого отдела отметили: «в результате паники без вести пропали семеро красноармейцев. Из них на следующий день найдено трое убитых красноармейцев в районе наблюдательного пункта…». 

Отважных бойцов товарищи похоронили в братской могиле на окраине деревни Языковщина. В 1957 году прах погибших героев перенесли в братскую могилу поселка Плоскошь Торопецкого района Тверской области, Среди 564 имен, на плитах захоронения указано только один из трех героев: «рядовой Давыдков Федор Дмитриевич (1906-10.08.1941).

Отсутствуют имена:
Сержант Чаплыгин Григорий Илларионович (1910 – 10.08.1941),
Сержант Санков Иван Ульянович (1920-10.08.1941).

Нет в списках павших и еще одного курянина, павшего 10 августа 1941 году в боях на берегах реки Сережа и не отмеченного в «Журнале боевых действий» 531-го легкого артиллерийского полка:
«Замполит 6-й батареи Веденьев Николай Михайлович, 1918-10.08.1941, призван Солнцевским РВК Курской области».