2. Бяки-буки

Светлана Каплун
    Уяснив, что Баальбек — это «Баал из Бекаа», можно было бы и успокоиться. Если бы не Баку и многое другое…  А тут ещё и Бамбика!

    Манбидж, Мембидж — город на севере Сирии, расположенный на территории мухафазы Халеб. Впервые город упоминается у греческих авторов под именем Бамбика. Бам-бика. И это уже никакая не долина Бекаа, потому как город расположен севернее… Однако. У Плиния, в труде «Естественная история», Бамбика (также автором приводится и сирийское название города — Мабок) упомянута как центр культа богини Атаргатис. Поэтому что-то общее с Баальбеком у Бамбики всё же есть. Впрочем, и с Мем-фисом (Мем-бидж) вероятно тоже. Об индийском городе Мумбаи, чьё название происходит от «Мумб» — имени местной индусской богини Мумба Деви, вспоминать, видимо, преждевременно. Да и Мемфис (копт. Менфе, Мембе; аккад. Ме-им-пи; араб.  Менф) посвящался в первую очередь демиургу Птаху. Но у него была супруга Сехмет и сын Нефертум.

    А ещё вот и Табка, что на севере Сирии в мухафазе Эр-Ракка. Да ещё, возможно, и фракийская деревня Шипка, что на территории современной Болгарии. Да тогда уже и Шуруппак! Интересное осталось наследие от рефаимов, правда?

    Шуруппак («исцеляющее место», «место полного благополучия») — древний шумерский город. Был расположен южнее Ниппура, на берегу Евфрата.  С городом Ниппур всё понятно: слог «пур» в названии города означает «город» во многих индийских языках. А у шумеров уже отмечены торговые связи с Древней Индией. С Шуруппаком интересней. Что может исцелять? Вот известен ведический бог Сурья-солнце. А ещё предшественником такого напитка как сбитень, является сурья, которую готовили на основе мёда и молока!

    Шумерские легенды говорят, что перед Всемирным потопом Шуруппак был построен пятым и последним после Сиппара из пяти самых важных городов этих земель того времени. Шуруппак был посвящён Нинлиль, богине зерна и воздуха. Если верить археологам, он не имел большого политического значения, но был важен в хозяйственном отношении как центр хранения и распределения зерна. В Шуруппаке было больше зернохранилищ, чем в любом другом шумерском городе. Также по шумерской легенде, Шуруппак — родина мудреца Зиусудры (вавилон. Утнапиштим, библейский Ной), пережившего потоп на корабле, построенном им по совету бога. Поэтому Шуруппак есть не что иное как Сурья-пак (исцеляющее место).

    А вот теперь можно вспомнить и про Мумбаи (Бомбей). Поскольку к северу от Мумбаи в древности располагался город Сопара (Шурапака), важнейший торговый и военный порт с III века до н. э. по X век. Область за Сопарой (острова Мумбаи) упомянул Птолемей. Конечно, это уже вторично по отношению к шумерскому Шуруппаку, но обратите внимание на то, что «…самый нижний культурный слой (Шуруппака) датируется периодом Джемдет-Наср, конец 4-го тыс. до н. э. К концу 3-го тыс. до н. э. город утратил значение и вскоре был заброшен. Находки с самой поздней датировкой — одна цилиндрическая печать и несколько глиняных табличек, которые могут относиться к началу 2-го тысячелетия до н. э...» Первые раскопки Шуруппака проводились только в 1902 году «Немецким Восточным обществом». Но ведь кто-то на протяжении всех этих тысяч лет помнил о заброшенном городе! И не трудно догадаться, кто.

    «Индоарии, переселившиеся в древности в Индию, представляли собой часть протоиндоиранских племён, происхождение которых связывают с поселением бронзового века Синташта и андроновской археологической культурой к востоку от Каспийского моря. Эпоха миграций совпадает с серединой/концом бронзового века и позднехаррапской цивилизацией в Индии (1700—1300 гг. до н. э.)…» Вики. Напомню, последние датировки в Шуруппаке относятся к началу 2-го тысячелетия до н. э.

    Итак, современный город Нала Сопара признаётся учеными как Шурпарака (лит. Город храбрых, Курпарака ) или Суппарак Древней Индии. Некоторыми отождествляется с Офиром, упомянутым в древнееврейских текстах. Был столицей Апаранты. В древние времена это крупнейший поселок на западном побережье Индии, торгующий с Месопотамией, Египтом, Аравией и Восточной Африкой. Самое раннее упоминание происходит в Махабхарате как Шупарак (Surpаraka). Апаранта или Апарантака («западная граница») соответствовала северной части региона Конкан на западном побережье Индии. Согласно Сахьядриханде из Сканда-пураны, Парашурама выстрелил своей стрелой в море и приказал Богу моря отступить до точки, где приземлилась его стрела. Полученный таким образом новый участок земли получил название Sapta-Konkana, что означает «кусок земли», «угол земли» или «кусок угла», образованный из санскритских слов: kona угол + kana часть. Кстати, Септ (сепат, спат) — название административной единицы в Древнем Египте, позже — ном. В Ирландии и Шотландии Септ — часть семьи, особенно клана, возможно, изменённая форма от septum (лат. «огороженное место»).

    О чём ещё стоит упомянуть в связи с Шуруппаком? Основателем города назван Убар-Туту. В арамейском языке «бар» означает «сын». А вот в Египетской книге мёртвых есть такие строки: «Да не будут моя рука и моё имя отвергнуты в присутствии владетельных князей (татау) любым из богов…» Вот за такими маленькими деталями и скрывается огромное общее культурное наследие. Кстати, у меня появились предположения по поводу Бамбики.

    Женская ипостась Сурьи называется «Сурья-Баи» (Surya-Bai). Бау (Баба) — в шумерской и аккадской мифологии — богиня города Лагаш (букв. «Место ворон»), почиталась как богиня плодородия и врачевательница. Поэтому Бам-бика должна быть Богиней из Бекаа. Смущает буковка «м»? Давайте вспомним про окончание парных и множественных чисел в иврите: -аим и –ам. Это как в отношении Богини написать Вы с большой буквы. Что же она представляла из себя?

    Атаргатис (Деркето) — сирийская богиня, которую почитают в Бамбике (Эдессе) в Месопотамии. Также почиталась в Северной Сирии, отчасти у хананеев и финикиян, но особенно у филистимлян, где она была женской формой Дагона и, подобно ему, изображалась с нижней частью тела рыбы. С этим связывались легенды о превращении её в рыбу в Иераполе, а также представление о ней, как о божестве плодотворной влаги. Важным центром поклонения ей был Аскалон (ныне Ашкелон).

    Про Бамбику в Северной Сирии мы уже знаем. Но есть, оказывается, ещё одна.

    Эдесса (Бамбика-Урха, древний город, предшественник современной Шанлыурфы) в Северной Месопотамии на реке Скирте — была центром Эдесского, или Осроенского царства и входила в состав Великой Армении при царях Тигране Великом, Абгаре V и Санатруке. Центр раннего христианства, ибо царь Абгар V уверовал в Иисуса Христа еще при Его земной жизни. Первоначально город назывался Адма (арам.  Адми, Адмун). Это название появляется в ассирийских клинописных источниках VII в. до н. э. В 304 г. до н. э. Селевк I Никатор основал на этом месте новый город, назвав его Эдессой в честь города Эдессы в македонской области Эматия, исторической столицы античного Македонского царства. Местное сирийское название города было Руху. О культе Атергатис свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени два священных пруда, в которых содержались рыбы, посвящённые богине.

    Думаю, теперь вы догадываетесь, что не случайно раннее христианство сопровождалось знаком рыб!