Каковы основные принципы современных научных иссле

Олеся Астахова
Каковы основные принципы современных научных исследований?
Астахова О.А.

XX век показал наивысшее раскрытие научного таланта человека. В XX веке научная деятельность раскрылась во множестве сфер жизни человека – биологии, физике, химии, искусстве, пищевых и сельскохозяйственных технологиях, в педагогике. Много имен талантливых людей известны, сделавших вклад в развитие науки и образования. Тесно связаны наука и образование, поскольку новые научные технологии и знания сразу же передаются от предков к потомкам в форме обучения в школе, колледжах, техникумах, училищ, ВУЗах (высших учебных заведениях) и эту связь необходимо всегда поддерживать, чтобы знания не были потеряны для будущего человека, чтобы развивались новые знания на основе прежних, необходимо их передать потомству (новому поколению), и педагогика занимается разработкой наилучших способов передачи этих научных знаний. Наука и образования важны, поскольку являются наивысшими ценностями человека, из которых идут наилучшие условия жизни для человека. Следует ли делать реформы в сфере науки и образования? Я большой консерватор в этом вопросе, мне нравятся прежние формы, методы, средства науки и образования, на основе которых должны уже включаться новшества – компьютерная технология, индивидуальное обучение в форме репетиторства, развивающие игры.
Прежние формы и способы существования науки и образования особенно ценны. Обычный способ научных исследований – это сначала анализ литературы по научной проблеме, выбор методов и средств исследования и после постановка и описание эксперимента, составление выводов и обобщений, анализ результатов и введение новшеств. Образование же всегда базировалось на словесных, наглядных методах обучения начиная с древности – услышал, посмотрел, запомнил. В XX веке особенно важную роль в обучение играл практически метод обучения – сделал, научился. Но практический метод обучения слишком опасный сейчас при высоком развитии химии, физики, инженерии, механики – ученики могут ошибиться (поскольку не опытны) и могут сделать неправильное. Здесь практическое обучение должно быть для немногих учеников (для тех, кто много работает для науки, кто опытен и талантлив) и под строгим руководством учителей. На этой древнейшей базе и должны основываться новые методы, принципы науки и образования. Я могу перечислить некоторые принципы, которые бы я посчитала нужными для современной науки и образования.
; Я против убийства животных ради опытов и исследований. Можно исследовать животных (их нервную систему) опосредовано (через компьютеры, приборы). И если рассекать тела животных для изучения, то только умерших своей смертью. Такова этика ученого-зоолога.
; Пусть остается прежняя система: школа-ВУЗ-аспирантура (ВУЗ – высшее учебное заведение, в которое идут обучаться после школы, а аспирантура – углубленное изучение специальности после ВУЗа), надо же чем-то людям заниматься, и вот одни будут учиться, другие – учить. Формы обучения можно немного подкорректировать (немного исправить, развить новые)... И много ли знаний нужно для отдельного человека? Да нет... Каждый знает мало и по существу – только то, что нужно в жизни. Это все знают и это все знали всегда. А тренировку разума, памяти, психики в целом (в процессе обучения) неплохо иметь... Картина мира? У каждого человека своя и часто не совсем правильная... Ну ладно, пусть хоть учебники (книги) будут, к которым можно будет обратиться бывшим ученикам, если придется самолетом управлять, или по телефону позвонить, или в другую страну съездить, или приготовить еды...
; Положительные (+) и отрицательные (–) заряды условны и показывают – у кого энергия в избытке, у кого – в недостатке. Тогда вместо понятия «степень окисления» атома (химического элемента) можно ввести понятие «степень отдачи энергии» (это характерно часто для металлов, атомы которых отдают внешние электроны или внешнюю энергию) и «степень получения энергии» (характерно для неметаллов, атомы которых обычно присоединяют внешние электроны от других атомов при взаимодействии (при соединениях). А вместо понятия «восстановители» (характерно для металлов) можно ввести понятие «энергетические
доноры» (дающие внешние электроны или внешнюю энергию атомов), а вместо понятия «окислители» (характерно для неметаллов) можно ввести понятие «акцепторы энергии» (получающие внешние электроны, внешнюю энергию атомов). Процесс отдачи внешних электронов атома (характерно часто для металлов) можно назвать процессом «отдачи энергии» вместо понятия «окисление» атома. Понятие «восстановление» атома (характерно часто для неметаллов) можно заменить понятием «получение энергии». Несмотря на мои индивидуальные мысли о структуре нашего мира, пусть остается теория зарядов (+) и (–) (отрицательных и положительных) в атомах химических элементов, мне она нравится – одни химические элементы притягивают энергию (электроны) в соединениях, другие – отдают. Мне нравится, что химия и физика основаны на таблице Менделеева и на разных зарядах химических элементов (их атомов), просто нужно подкорректировать некоторые понятия в физике и химии.
; Что не погибло, то дало новую ветвь (линию) развития (эволюции). А что осталось жить, но не испытывало грань со смертью, то не даст новой линии развития, то останется как продолжение прежнего, неизменно повторяя его в характере (в структуре). Новации (новаторы, новое) – это меньшинство (которые на грани смерти выжили и поэтому «умерли» в прежней норме, но смогли жить в другой новой норме, отличающейся от прежней – так возникли сухопутные животные с конечностями из древних водных рыб, которые из одного пересохшего водоема были вынуждены перебираться в другой водоем – и у них поэтому возникли лапы и легкие для дыхания воздухом; так возникли древние птицы – как отклонение от нормы, как новая норма от прежней нормы ящеров или рептилий, потому что птицы вынуждены были спасаться от хищников, залезая на деревья и прыгая с одного дерева на другой, и так возникли крылья; так возник умный человек – как отклонение от нормы глупых обезьяноподобных предков, потому что высокоразвитая психика древних людей помогла им разводить огонь, обогреваться, жарить мясо – глупые обезьяны такого не сделали бы; каково сейчас новое отклонение от прежней нормы, кто сейчас в угнетении, кто несет новое?). При этом прежняя норма (как большинство) состоит из продолжателей традиции, которые не испытывали грань со смертью. Наверно, нельзя четко разграничить новаторов и продолжателей традиции – они смешаны в популяциях или социумах, да и в каждом организме существует смесь нового и прежнего (и каждый боится вводить новое в прежнюю традицию, поскольку это может нарушить существование, могут осудить, поэтому стабилизирующий контроль прежней нормы всегда существует и более сильный, чем новшества.
; Всё обучение основано на ознакомлении, изучении, закреплении в памяти научных понятий и их расшифровок – разных и определенных для различных сфер науки (например, биологии, химии, физики, русского и иностранного языка, философии, медицины), для различных научных или образовательных дисциплин. Ученики на занятиях (уроках) знакомятся с этими понятиями (здесь важно внимание), изучают эти понятия (здесь важен анализ и синтез при работе мозга, психики), закрепляют понятия (здесь важно умение сравнивать, сопоставлять, запоминать основное, умение выделять основное). Так, сознание ученика после обучения должно состоять из разных научных понятий, образующих научное мировоззрение, умения объяснить эти понятия. А учителя всё лучше (мудрее, разумнее) должны совершенствовать способы обучения этим понятиям, лучшего понимания этих понятий учениками с помощью слова (речи), рисунков (изображений, фильмов, компьютерных презентаций), дела (работы) (то есть с помощью словесных, наглядных и практических педагогических методов) и форм их организации. Или по крайней мере нужно научить учеников просто ориентироваться в информации, сформировать умение у них искать нужные понятия в книгах, компьютерах, интернете, в фильмах, при общении с другими. А вообще, всему свое время, и каждый ученик поймет ту истину, которая нужна ему будет в жизни. Кстати, при обучении учитель должен оценивать то, что выполнил ученик, а не то, что не смог сделать при достижении непонятного уровня.
; Работа… Все стремятся работать, занять свою нишу (место) в социуме (обществе), найти своё рабочее место, где будет полезен, где за свою социальную функцию получит деньги на
расходы для жизни: на жилье, на питание, на одежду, на развлечение. Да, человек должен сначала получить информацию при обучении и после применить ее в жизни, на работе. Поэтому молодое поколение (дети) учатся в школах (общее образование для всех обязательно), в колледжах, техникумах (специализированное образование), в институтах, университетах (ВУЗах – высших учебных заведениях – теоретическое и профессиональное образование). И только после этого молодежь обычно приступает к работе – к реализации накопленных знаний при обучении. Да, вот так построена сейчас наша жизнь. Правильно ли это? А может быть у человека должны быть не работа (не принуждение к какой-либо социальной функции), а свободная жизнь и деятельность? Нет, социальная структура общества пусть останется прежней, но нужно пересмотреть социальные функции людей. Можно создать систему, где люди постоянно бы менялись своими социальными ролями (хотя бы раз в неделю). Например, один человек одну неделю поработал продавцом, а другую неделю – шофером (водителем машины), а тот, кто был шофером вместо него – продавцом. Так будет нескучно жить и будет разнообразие. Конечно, такие взаимозамены могут быть среди профессий, не требующих сильной специализации и особого ума. Но некоторые профессии (специальности) останутся или без замен – постоянными для одного человека, или с заменой, но таким же глубоким специалистом, как и он (это врачи, особенно хирурги, это инженеры, электротехники, ученые, компьютерные программисты). Остальные специальности (профессии) могут включать инструкции функций, которые легко освоить каждому человеку, даже не имея специального навыка (опыта) работы (хотя, конечно, его иметь желательно).
; Да, может быть, в ближайшем будущем написание научных работ (в том числе дипломных и курсовых работ у студентов) будет не для всех обучающихся, а только для тех, кто расположен своей психикой к научно-исследовательской деятельности (кто способный, талантливый в этом – кто может талантливо анализировать уже имеющиеся в социуме научные факты, кто может талантливо организовывать исследования, долго и кропотливо изучать их результаты и создавать новые факты на основе прежних знаний, создавать даже целые теории, новые знания по какой-либо научной проблеме). И такие обучающиеся-ученые, конечно, будут цениться более, чем остальные (наверно, даже их надо поощрять чем-либо, денежной доплатой к стипендии, может быть). О таких немногих талантливых молодых ученых могут дать сведения их научные руководители (преподаватели), просто, чтобы их выявить. А другие обучающиеся, может быть, будут проходить просто какие-нибудь контрольные работы по обучающимся специальностям в конце обучения в ВУЗе (учебном заведении). Я думаю, это будет разумно, поскольку не все обучающиеся хотят что-либо исследовать, разрабатывать (и это и правильно – не всем же быть учеными), и могут писать всякую ерунду в своих дипломных работах, диссертациях, напрасно тратят бумагу и свои усилия. Да, короткие доклады, статьи по какой-либо научной проблеме можно написать в процессе обучения, это всё-таки помогает развивать умение обучающихся ориентироваться в информационном поле социума. Но и это тоже не для всех.
2015 год