Ступени памяти часть 5

Самоилас Лорманас 2
Дорога до Москвы из БУЯ, проходит по памятным местам, в истории России. Это и места, куда по преданиям, освещаемым в книгах, Иван Сусанин завёл поляков, на свою и их погибель. Город Кострома, расположен на реке красавице, - Волге, которую бороздят величественные корабли и баржи с различным грузом. Архитектуру городов Костромы и Ярославля, отличает зодчество уникальных мастеров по работе с древесиной… 500 километров пробежали лентой асфальта и вот мы уже паркуем авто, у огромного магазина ИКЕА. Народ идёт сплошным потоком и ясно почему. ИКЕА всегда отличает, наличие в продаже недорогой мебели. Весь ассортимент этого и других магазинов ИКЕА рассчитан на покупателя ниже среднего достатка. Мебель, как правило щитовой конструкции из ДСП, - облицованной синтетическим или строганым шпоном из массива. Основных цвета два, - черный и белый. Не сложная конструкция и упрощённая сборка привлекает покупателя… Но для производств, из - за низкой оплаты изготовления продукции, которую диктуют заказчики, эта продукция становится убыточной и поддерживается, в большинстве своём, кредитами, в случае финансового кризиса, которые ИКЕА даёт, в счёт будущей, изготовленной для них же продукции.
Прошли по этажам магазина и вот перед нашими глазами, собранные образцы стеллажей- полок “САНДИ”, телевизионных, - простейших в сборке, столиков “РОМИ” и прочей продукции, на которых две наклейки. Одна фабрика изготовитель, а на ней, -собственная этикетка ИКЕА. Сорвали незаметно верхнюю, а под ней, - нашего мебельного комбината брендовый знак, -“Мебельный комбинат ВИЛЬНЮС”… пятилетней давности изготовления. Зашли на склад. Стеллажи загружены аналогичной, готовой, упакованной продукцией. Когда мы с Александром проходили по территории магазина, я у себя в записной книжке, на продукцию производства литовских изготовителей, выписывал цены и когда Саша попросил меня объяснить, так в чем же всё – таки повод беспокоиться, я в течении пяти минут просчитал, во сколько, приблизительно обойдётся нам изготовление той мебели, которую привезли из Вильнюса. Очень несложно было убедить Генерального директора, на просчёте калькуляции изделия “Санди”. В результате себестоимость, применительно к нашему производству, была бы на 20процентов выше продажной цены этого магазина ИКЕА. А ведь для изготовления из заказов, как правило щитовой конструкции, ещё надо было приобретать линии калибрования, облицовки кромок, сверления и так далее. Александра всегда отличала способность быстро входить в суть вопроса и делать правильные выводы. Он коротко сказал, - всё верно, такой хоккей нам не нужен. Впредь, прежде чем принять, серьёзный заказ на поток, мы всегда, по его заданию просчитывали не только себестоимость, но и возможные нюансы.
С Александром было легко работать, не только потому, что мы давно знали друг – друга и ранее мне приходилось консультировать его в вопросах, связанных с изготовлением мебели, а потому ещё, что это был прирождённый, талантливый “компьютер”, который не стеснялся прийти на занятия повышения квалификации, проводимые мною с рабочими и отсидеть, слушая лекцию до конца, при всей своей занятости. С ним можно было говорить на любую тему. И отвечал он обоснованно, конкретно, по делу.
Производство росло, меняли оборудование на более современное, не было проблем и с инструментом, материалами. Когда необходимо было поднять, кому - либо из работников зарплату, выслушав мотивацию, он шел навстречу.
Подходил к завершению год, как я вместе с командой, начинали работать на ООО "МЕБЕЛЬ БУЯ”. Уже работали на полную мощность 12 сушилок, кроме различного вида погонажных материалов, клееного бруса, для окон и строительства домов, в других цехах, шел без перебойный выпуск продукции. Окна и двери евростандарта пользовались спросом. Хорошо оборудованный участок покраски, давал качественное покрытие. Беседки и заборы, различных видов, украшали даже “РУБЛЁВКУ”. Выпускались дома из клеёного, опиленного и оцилиндрованого бруса. Оборудование. на изготовление которых, - покупалось, бывало прямо с выставок. Мотаться приходилось много. Производство, лес - заготовки с транспортировкой, приём рабочих, - текучка кадров была ещё достаточно большой. Традиции пить в БУЕ, оставались в силе.
Надо сказать, что хозяева не забывали свои обещания, помочь и городу и храму. Горжусь тем, что проектирование всех дверей и окон, а они были особенно трудоёмки, - по своим формам и размерам, были изготовлены по моим чертежам и под моим руководством, из лиственницы и украшают храм до сих пор. Продукция нашей фирмы стала пользоваться повышенным спросом. Это подтверждали и результаты выставок, и требования хозяев, искать возможности выпускать продукции всё больше, не снижая качества её.
 Александр, как генеральный директор, на фабрике в БУЕ, бывал более других хозяев. Все вопросы и возникающие проблемы, решал оперативно, за что конечно мы ему были благодарны, как и за то, что он не упускал из вида, значимые события, в жизни каждого члена руководящей команды. В очередной приезд, а это было в конце октября месяца, он спросил, как собираешься отметить свой день рождения? 3 ноября не за горами… Я ответил, - ещё не думал об этом. А ты подумай, говорит он и почему бы тебе не отметить его в нашей столовой, тем более, что и повара тебя хотят поздравить и администрация фабрики, и мы…
З ноября, после работы, в зале собралось человек тридцать. Директора, главный инженер, начальники цехов. Александр открыл это мероприятие и понеслось оно, правда на тормозах, потому, как завтра всем нам, предстояло выходить на работу. Подарков было много, и от хозяев, от директоров, но… особенно, мне было приятно получить подарок от участка резчиков по дереву. Две большие, красиво художественно оформленные ложки. Они были изготовлены из липы и рукоятки венчали головы красивых конских голов, как символы вложенного труда. После ряда тостов с подогревом, не помню кто, - предложил присутствующим, поставить свои автографы на внутренней части одной из ложек в знак памятной даты… И сейчас, как в память о том времени, проведённом в трудах на фабрике МЕБЕЛЬ БУЯ, глядя на неё, вспоминаю события того периода до мелочей. Вспоминаю и то, что специалист, которого пригласили из Финляндии, допускал в порученной ему работе, слишком много ошибок, а исправление их стоило приличных затрат. Мы объясняли в процессе его работы, что он ошибается, но очевидно гонор и плохое знание русского языка его мало убеждали. В конце концов, подсчитывая убытки из – за его огрехов, хозяева отказались от его услуг и мы сообща доделывали поток второй очереди. Но на дне рождения ребята решили его угостить по русски, наливая от души, после чего, его пришлось чуть ли не нести в общежитие, а на завтра, он не мог вспомнить, где он был…
Цех гранулирования, и цех ректификации вносил свою добротную лепту, в общие успехи  производства.
Из выходных, как правило, - было воскресенье. Мы выезжали на природу, ловили рыбу, собирали грибы, собирались, в снятой для меня двухкомнатной квартире. Супруга пробыла со мной в БУЕ, полгода, а затем дочь, а она была на сносях и родила нам внучку Ксению, попросила мать приехать помочь, что та с удовольствием сделала.
 Перед сбором на квартире, а компания была, как правило четыре, реже пять человек, мы заезжали в магазин, отоваривались, но было одно, в нашем меню блюдо, которое всегда было украшением стола, - это свиные ножки… Достать их была проблема. Купить их можно было только на базаре, а свинину продавали, постоянно, лишь два продавца. Ну сколько они кабанов могут на продажу забить, - максимум два, вот и считайте сколько ножек может появиться на рынке. Поэтому, за этим дефицитом, приходилось ехать до открытия рынка.  Хочу рассказать интересный, в связи с этим случай. У меня в распоряжении была НИВА, а чтобы она всегда была на ходу, её присматривал, а когда надо и садился за руль Арсен. Хороший мужчина, классный водитель – механик из Азербайджана, он в Буе появился лет пятнадцать, до нашего приезда. Услышав, что на воскресенье мы собрались готовить ножки, он бросил фразу, - нет проблем ноги я привезу, - сколько надо? Я говорю восемь. Хорошо, в 10 часов ноги будут у вас. Взял машину и уехал. В 10 часов, на завтра звонок в двери, - открываю, стоит Арсен, - идёмте говорит за ногами… У меня шевельнулась мысль, а что он сам не мог занести. Подошли к машине, он открывает багажник авто и я вижу два ящика коровьих ног… Пытаюсь ему объяснить, что мы говорили о свиных ножках… Арсен мне на это отвечает, так эти лучше… Я спросил сколько стоит, а он денег не берёт и говорит, - в ножках Вы не разбираетесь и стал рассказывать, как у них в Азербайджане их готовят. Я буркнул спасибо и понял, что основного, не считая бутылочного, у нас сегодня блюда не будет. Через час, снова звонок в двери, открываю, - стоит Арсен с пакетом. Вот говорит то, что Вы заказывали. Открываю, заглядывая в пакет, а в нем восемь штук нашего деликатеса..
К концу пребывания на фабрике, в режиме работы по 12-14 часов, у меня стала накапливаться усталость и пропадать желание работать, не взирая на хорошую зарплату. Я решил поговорить с Александром и в очередной его приезд, объяснил, что несмотря на то, что каждые два месяца, он меня отпускал на побывку, за счёт предприятия в Вильнюс, я из – за усталости, хочу завершить свою эпопею в БУЕ. Он уговаривал, советовал подумать, а потом вообще предложил, - ты идёшь в отпуск за свой счёт, а когда отдохнёшь, - вернёшься обратно. Квартира и твой кабинет будут тебя ждать…
Уезжал я с двойным чувством. Первое, то что я оставлял, было результатом общих усилий и моего значительного труда. Удавлось воплотить в жизнь много интересных технологических задумок и откровенно говоря, это доставляло удовольствие, как впрочем и коллектив, в создании которого я принимал, самое непосредственное участие. А второе, - мне уже более 60-ти лет, на носу пенсия и я действительно устал, соскучился по семье… Александр отвёз меня на вокзал, мы тепло попрощались, он поблагодарил за вложенный труд и выразил надежду, что отдых будет не долгим.
Он действительно был не очень долгим, ведь по разным вопросам технологии на производстве, договорам и другим проблемам, телефонные звонки раздавались довольно часто. Через месяц ещё один звонок от Александра, возвестил о том, что он приезжает в Вильнюс для встречи со мной…  Не составило труда понять, что он едет за мной и скажу откровенно, я начал скучать по работе на фабрике, которую мы с командой ставили на рельсы…
Продолжение следует…