1. Гиляровский и барские имения Вологодчины

Валерий Кумзеров
Предисловие.

     Самоизоляция в Сяме способствовала продолжению исследований белых пятен в биографии писателя. На этот раз удалось уточнить некоторые довольно существенные моменты жизни Володи Гиляровского при проживании семьи Гиляровских в дворянских имениях Вологодского уезда:
Горка Покровская М.В. Олсуфьевой, Светилки Н.А. Назимовой, Троицкое М.И. Разнатовской и Несвойское дворян Буланиных.
Текст получился многостраничный, поэтому будет размещаться частями, по каждой усадьбе отдельно.

Часть 1. Горка Покровская. Дом дворовых людей помещицы генеральши Олсуфьевой Марии Васильевны.

     О рождении Владимира Алексеевича Гиляровского в деревеньке Горка Покровская стало достоверно известно только в декабре 2015 года, когда по моей заявке-просьбе в областном Государственном архиве сделали выписку из книги обыска Покровской Сямской церкви Вологодского уезда за 12 сентября 1854 года.
Исповедные книги того времени не сохранились, а вот в книге обыска находим:

    "Невеста, Тверской губернии калязинского мещанина Петра Иванова Мусатова дочь девица Надежда Петрова православного вероисповедания жительствует в селе Горка, прихода сей церкви»

     Сам Владимир Алексеевич не указывал конкретное место рождения, Писал просто: « Родился я в глухих Сямских лесах Вологодской губернии…», или: «Родился я в лесном хуторе за Кубенским озером…»
И только годы спустя обнаружилась привязка к деревне Сяма, а ещё точнее, к речке Сяма, в которой Володя Гиляровский чуть не утонул. Вот что пишет наш авторитетный вологодский писатель прошлого века В.В. Гура, ссылаясь на воспоминания 1960 года родственницы писателя Е. Киселёвой в предисловии к «Моим скитаниям» 1987 года издания.

     « На хуторе, в лесу у речки Сямы, невдалеке от Кубенского озера 26 ноября (8 декабря) 1853 года в молодой семье Гиляровских родился сын Владимир. «Самоё моё рождение было приключением, - рассказывал писатель в ещё не опубликованных записках.- Я родился в хлеве, куда мать пошла доить свою любимую корову, и меня, всего занесённого снегом, принесла в подоле на кухню. Трёх лет свалился с моста в речку Сяму. Тётка отхлопала изрядно».

     Всем представлялось, что этой информации достаточно для признания Сямы местом рождения Владимира Алексеевича. Не мог же трёхлетний ребёнок свободно гулять вдалеке от родительского дома, да и других привязок не находилось.
А между тем, дед с отцом служили в имении генеральши Олсуфьевой Марии Васильевны владелицы 19 окрестных деревень. Род Олсуфьевых был знатен, богат. Их мало беспокоила жизнь крестьян и получаемые здесь доходы. Гиляровский пишет: - «…помещики ограничивались получением оброка да съестных припасов и дичи к Рождеству, а сами и в глаза не видали своего имения…» и «даже барского дома не было…»
В деревне Горка был только дом дворовых людей помещицы, в котором и проживала молодая семья Гиляровских.

     Воспитанием Володи в основном занималась мать Надежда Петровна, да дед с бабушкой. Отец Алексей Иванович нёс службу по полицейскому ведомству, имел служебную квартиру в селе Кубенском, навещая семью от случая к случаю.
А в 1857 году «по распоряжению начальства для полноты службы перемещён во 2-й стан» ещё дальше от семьи, в село Домшино Нестеровской волости Вологодского уезда.

     В 1858 году началось обживание вологодской квартиры в доме купца Крылова на Калашной (ныне Гоголя) улице. В исповедной ведомости церкви Святого Антония за этот год сохранилась запись об исповедовании семей Мусатовых и Гиляровских.

    В 1859 году после перевода Алексея Ивановича «в губернский секретариат», появляется возможность и целесообразность постоянного проживания в Вологде, и в 1860 году Мусатовы и Гиляровские окончательно покидают Горку Покровскую.

    Владимир Алексеевич вспоминает: «Это было за год до объявления воли во время крепостного права. Крестьяне устроили нам трогательные проводы, потому что дед и отец пользовались особенной любовью. За все время управления дедом глухим лесным имением… никто не был телесно наказан, никто не был обижен, хотя кругом свистали розги, и управляющими, особенно из немцев, без очереди сдавались люди в солдаты, а то и в Сибирь ссылались».

    Никогда Владимир Алексеевич не возвращался в наши места, где появился на свет.