1. 1. Телесная зависимость

Сергей Михальчук 2
Христианская Философская Антропология

Аскетическая Антропология

Антропологические аспекты наркозависимости

1. Влияние наркомании на человеческую природу.

1.1. Телесная зависимость

«Земля, проклятая в делах Адама, есть плоть Адама, вследствие дел его, то есть страстей оземлянившегося ума, всегда подвергаемая проклятию в виде бесплодия добродетелей - этих дел Божиих. Эту плоть и вкушает со многим страданием и печалью Адам, наслаждаясь лишь малым от неё удовольствием. А за такое тленное наслаждение эта плоть и взращивает для него заботы и попечения, подобно «тернием», и великие искушения, и опасности, подобно «волчцам» болезненно жалящие его со всех сторон, - и в разуме (мыслительной силе), и в яростном начале (чувствующей силе), и начале желающем (желательной силе)». [2]

[2] Максим Исповедник. Творения. Кн.2. Вопросоответы. Вопрос 5. С.40

Такими словами преп. Максим Исповедник описывает жалкое (плотское) состояние падшего человеческого тела. «Кожаные ризы», надетые на Адама и Еву после изгнания их из Рая, есть символ «огрубения и заключения» не только душевных сил человека, но и дебелости и тленности его физического тела.
Грех внёс разлад в человеческую природу, единство которой являлось для него благом, а расстройство - трагедией. По мысли преп. Антония Великого «жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела, а смерть есть не погибель этих сочетаний, а расторжение их союза». [3]

[3] Добротолюбие. Т.1. Наставления. Гл.93. С.81

Смерть есть сознательное отступление от Жизни, то есть от Бога. Человеческая природа была бессмертна лишь в «общении» с Вечным Творцом. Прервавши же это общение отступлением от любви, согрешив непослушанием, ибо любовь без доверия невозможна, человек потерял возможность вкушения плодов с «древа жизни» и обрёк себя на смерть.
«Ибо по природе всё, что сложно, распадается, но поскольку Адам соединился с Богом через умозаключение, он имел в себе жизнь, сверхъестественно животворившую смертную его природу. Когда же он отступил от единения с жизнью, то есть с Богом, он перешёл из сверхъестественной нетленности в естественный распад сложного, который и есть смерть» - пишет преп. Иоанн Дамаскин. [4]

[4] Цит.: Вадим Коржевский. Пропедевтика аскетики. С.262

Лишь с пришествием Спасителя для человека открылась возможность «приобщения» к вечной любви Божией через «купель очищения» и «чашу благодарения».
Об этом Сын Божий Лично возвестил человечеству, возвращая ему надежду на «вечную жизнь»: «Я хлеб живый, сошедший с небес; едящий хлеб сей, будет жить вовек; хлеб же, который я дам, есть плоть моя, которую я отдам за жизнь мира. … Едящий мою плоть и пьющий мою кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день. … Как послал меня Отец жизни, и я живу Отцом, так и едящий меня жить будет мною» (Ин. 6. 51,54,57).
Человек хотя и не смог разорвать целостность своей природы в грехопадении, однако же, сильно расстроил её гармонию. И кажущееся противостояние плотских желаний и разумных чувств убедило человеческую мысль в лице практически всей греческой философии в том, что тело является «темницей» души. Христианское откровение, в конце концов, победило эти гностические воззрения, доказав, что тела наши ценны для Бога, так как являются вместилищем наших чувств, мыслей и духовных устремлений - «иже к Богу». И что необходимо, поэтому, хранить в чистоте и целомудрии именно сердце - сосредоточие и центр всей человеческой природы: - «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого имеете вы от Бога. … Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» (1Кор. 6. 19-20) - говорит апостол Павел.
Когда же человеческая личность раскрывает своё сердце желаниям греха и порока, то и тело его становится вместилищем не света, но тьмы; страсти пленяют его, и человек, движимый похотью, или злобой, или другим каким беззаконием, порой не в силах с собой совладать. Святой Игнатий Брянчанинов с болью сердечной описывает такое состояние: - «Явились в теле беспорядочные движения, движения страстные, движения буйные; они были неизвестны телу девственному. В опустевший душевный храм ринулись многочисленной толпой враги с возженными факелами в руках, растлили благолепие храма, наполнили храм вихрем, пламенем, дымом, смрадом: разнообразными греховными стремлениями». [5]

[5] Игнатий Брянчанинов. Творения. Т.5. Приношение современному монашеству. Плач инока. Ст.2. С.420

Личные устремления к страсти охватывают и чувства душевные. Вслед за ними становится зависимым от греха и тело человеческое, причём грех настолько проник в физическое тело «падшего» Адама, что так называемый «первородный грех» генетически передаётся всем последующим поколениям. Следствием этого греховного искажения человеческой природы, потерявшей «богоподобие», является искажение «образа божия» в человеке как субъекте бытия. Человеческая личность, потеряв Бога, оказалась на грани «не-бытия», которое готово растворить её в своей «пустоте». Подсознательный страх «потерять себя» дезорганизует и дезориентирует человеческую природу, превращая «страсти естественные» и беспорочные (например, голод и утомленность физические) в разрушительную стихию.
«Адам, сотворённый по всесвятому образу и подобию божию, долженствовавший произвести соответствующее потомство, осквернил образ, уничтожил подобие, произвёл потомство, соответствующее оскверненному образу, уничтоженному подобию. Священное Писание, засвидетельствовавшее, что человек сотворён по образу божию (Быт. 1.27), уже лишает этого свидетельства чад Адамовых. Писание говорит о них, что они родились по образу Адама (Быт. 5.3), т.е. такими, каким сделался Адам по падении», - пишет Игнатий Брянчанинов. [6]

[6] Игнатий Брянчанинов. Творения. Т.2. Аскетические опыты. С.329

Следует также сказать, что само физическое тело человека является той частью его плотской сферы, которая наиболее открыта как воздействию внешних факторов, так и влиянию мятущейся грехом «личной воли» человека.
Наркотик, попадая в организм, многостороннее воздействует на него. Через кровь «биохимический яд» может достигнуть двух главных центров человеческой жизнедеятельности: сердца и мозга, и через них уже воздействует на чувства и сознание, то есть на душевную сферу человеческого бытия и на его личность.
Вся человеческая природа, и самая личность ставится в зависимость от биологических процессов, протекающих в теле, связанных с реакцией организма на наркотическое вещество. Вследствие этого и чувства, и сознание, опускается до уровня плотского, вплоть до полного подчинения и угождения низменным потребностям.
Взаимоотношение личности и плотской сферы в падшей человеческой природе хорошо описал преп. Иоанн Лествичник: - «Когда я угождаю ей, она вооружается против меня. Изнуряю ли её, изнемогает. Упокоеваю ли её, бесчинствует. Обременяю ли, не терпит. Если я опечалю её, то сам крайне буду бедствовать. Если поражу её, то не с кем будет приобретать добродетели. И отвращаюсь от неё, и объемлю её. Какое это во мне таинство? Каким образом составилось во мне это соединение противоположностей? Как я сам себе и враг, и друг?» [7]

[7] Иоанн, Игумен Синайской горы. Лествица. Сл.15. С.138

Каким же образом приходит физическая зависимость от наркотического вещества? Человек, принимая наркотик, привносит в свою нервную систему уже готовые эндорфины (раздражительно-возбудительные вещества), находящиеся в нём. Это резко облегчает железам внутренней секреции, находящимся в мозге синтез этих веществ. Мозг, как достаточно гибкая система, начинает приспосабливаться к постоянному притоку регулирующих его деятельность веществ. Это приспособление заключается в том, что нервная клетка «уничтожает» сама в себе тонкие структуры, отвечающие за регуляцию её деятельности. Она «привыкает» существовать в условиях «более высокого напряжения».
Для наркомана такое привыкание (толерантность) обмена веществ к избыточному напряжению выражается в постепенном исчезновении приятных ощущений «прихода» от привычной дозы наркотика. Для того чтобы получить приятные ощущения, дозу приходится увеличивать.
По мере развития толерантности нервная клетка, привыкшая работать в условиях избыточного напряжения и «отучившаяся» самостоятельно синтезировать нужные ей количества эндорфинов, начинает категорическим образом требовать наркотика и «отказывается» работать без него. Вместо гармонизирующих сигналов она начинает посылать внутренним органам человеческого тела хаотические сигналы тревоги - сигналы боли.
Этот процесс охватывает весь организм. И только новая порция наркотика может прекратить весь этот «хаос боли». В противном случае начинается заболевание, которое в медицине называется «абстинентным синдромом» или синдромом отмены, а на языке наркоманов - «ломкой».
«Ломка» - это своеобразная «страсть тела». В переводе с церковнославянского языка слово страсть означает страдание. То есть грех, совершаемый вначале человеком ради вожделения, укоренившись в теле, овладев чувствами и помыслами, начинает приносить человеку и телесные, и душевные страдания. Он своим присутствием помещает в сердце человеческом ощущение пустоты, тем самым лишая человека того, чего он стремится достичь посредством греха, то есть блаженства (радости и счастья).
Это рабство страсти можно победить, но победить её можно только верой - «с Христом и во Христе», который и пришёл спасти человека от рабства греха.
Апостол  Павел,  обращаясь  к  Ефесянам,  прямо  указывает  на  это:  - «И вас,  -  пишет он,  -  мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего  в  воздухе,  духа,  действующего ныне в сынах противления,  между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на Небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2. 1-9).
«Абстинентный синдром» - это «жажда» наркотика, который приносит человеку иллюзорные переживания, уводящие его от осознания ущербности, безрадостности и несчастливости его жизни. Жажда всеобъемлющая, всеприродная. Мучения, которые испытывает наркоман, до того невыносимы, что он сделает всё, чтобы от них избавиться. И наркотик теперь нужен не для получения удовольствия, а для освобождения от мук … - «Хотя бы на мгновение забыть о том, что ожидает тебя целую вечность».
«Книга у меня перед глазами, и в ней написано по поводу воздержания от морфия: "…Большое беспокойство, тревожное тоскливое состояние, раздражительность, ослабление памяти, иногда галлюцинации и небольшая степень затемнения сознания"… - О, какие тусклые, казённые, ничего не говорящие слова! "Тоскливое состояние"! Нет, я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей, чтобы они были жалостливее к своим пациентам. Не "тоскливое состояние", а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя, …в теле нет клеточки, которая бы не жаждала. … Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чём не мыслит, кроме морфия.  Смерть от жажды – райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо погребенный, вероятно, ловит ничтожные последние пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его ноги… Смерть - сухая, медленная смерть. … Вот что кроется под этими профессорскими словами "тоскливое состояние"…» [8] - пишет Михаил Булгаков в рассказе «Морфий».

[8] Цит.: Наркомания: грех или болезнь, с. 63-64

Вот что значит «ломка» для наркомана. И это обостренное критическое состояние может продолжаться до 10 дней после окончания приёма наркотика. Человека в прямом смысле «ломает», сводит судорогой мышцы, бросает то в жар, то в холод, «выворачивает наизнанку» или «разбивает вдребезги». Как это похоже на «беснование». Человек «одержим» наркотиком, - одержим, - то есть претерпела ущерб самая глубина его природы - его духовная сфера.
И эта зависимость намного страшнее зависимости телесной. Потому что синдром отмены проходит несколько дней спустя, и организм начинает реорганизовываться и самовосстанавливаться, а зависимость воли, сознания и чувств остаётся. О ней можно не думать, но её невозможно забыть.
Страсть неудержимо «манит» во тьму, которая называется «наркотик». И «исцелить» от этой страсти может только сила, внешняя для человека, сила, могущественней человека, сила, сострадающая человеку и покрывающая любовью все его душевные раны - благодать Духа Святого.
Возможно, конечно и лечение от человеков. Но очень негуманистическое. - Посадить на цепь на период ломки, а затем побоями понуждать его в тяжёлом труде пережить психологическую тягу к наркотику. Но это не сам человек, и поэтому не всем, и не часто помогает. Большей частью несчастный всё же умирает.
Только следуя Духу Божию, человек может «победить» сам себя, то есть одухотворить свою природу, подчинить плотское и душевное духовному, обрести долгожданную свободу и «возвращение» в жизнь.
Но для этого необходимо идти. … Идти навстречу Жизни, которая есть Бог:
«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. … Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. … Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5. 16-25).