Основа брака, Уайльд, Байрон, финиш

Владимир Каев
Основа брака, Уайльд, Байрон, финиш

1.06.2020 (1)
                Самая прочная основа для брака –
                взаимное непонимание.
                Оскар Уайльд

За что боролись… снова на сцена Оскар Уайльд (16 октября 1854 – 30 ноября 1900). Неужели случайно? Почему бы и нет, за ним числится 38 строк, при том, что всего записей около 450-ти. Оскар на язык остр. Но что он понимает в браке, кажется, он проходил по другому ведомству. Впрочем, надо уточнить.

«Встречает Констанс Ллойд, влюбляется. В 29 лет становится семьянином. У них рождаются двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочиняет сказки. … издал 2 сборника сказок».

Приехали! Семья как семья. Интересно, рассказывал ли он сказки детям, или с него было довольно пера и бумаги. Ведь пером же писали…

Уайльд был большой эстет, избалованный тип, в чём-то бесконечно наивный, в любом случае умом острый, талантливый. На ум приходит ещё один персонаж, по поводу которого у меня весьма смутное представление, некий Байрон, большой любитель дамского пола. Интересно, насколько смутное представление о нём соответствует реальности? Посмотрим, посмотрим…

Байрон, английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим "мрачным эгоизмом".

Когда родился Байрон (22 января 1788 года), его отец уже потерял семейное состояние, а мать возвратилась из Европы с остатками состояния. «Хромой мальчуган», как леди Байрон называла сына, был отдан на год в частную школу, затем переведён в классическую гимназию. О детских выходках Байрона рассказывают много историй. Сестры Грей, нянчившие маленького Байрона, находили, что лаской можно делать с ним что угодно, но его мать всегда выходила из себя от его непослушания и бросала в мальчика что попало. На вспышки матери он нередко отвечал насмешками, но однажды, как он сам рассказывает, у него отняли нож, которым он хотел заколоть себя.

"Мрачный эгоист" умирает в Греции, принимая деятельное участие в греческой войне за независимость, иногда называемой Греческой революцией – вооружённая борьба греческого народа за независимость от Османской империи, начавшаяся в 1821 году и завершившаяся в 1832 году мирным Андрианопольским договором, утвердившим Грецию как независимое государство. Греки были первыми из народов, покорённых Османской империей, кто обрёл независимость. С этих событий начинается история современной Греции.

Ничего по поводу его амурных подвигов. Уж не путаю ли с кем-нибудь?

Ладно, оставим как есть, вернёмся к тому англичанину, который ближе к нашей эпохе. Что с детьми?

29 мая 1884 года Оскар Уайльд женился на Констанс Мери Ллойд (2.01.1859 — 7.04.1898). У них родились двое сыновей: Сирил (5.06.1885 — 9.05.1915) и Вивиан (3.11.1886 — 10.10.1967).

Дети родились в 85-86 годах. Уайльду около 33-х лет. Жена лет на 5 моложе.

В 1891 году Уайльд знакомиться с лордом Альфредом Дугласом, сыном 9-го маркиза Куинсберри. Дуглас (родные и друзья звали его Бози) моложе на 16 лет, искал этого знакомства и умел расположить к себе. Вскоре Уайльд, всегда живший не по средствам, ни в чём не мог отказать Дугласу, постоянно нуждавшемуся в деньгах для своих прихотей. С появлением этого «златокудрого мальчика», как его называли в Оксфордском университете, Уайльд переключается с услуг женской проституции на проституток-мужчин.

Шалун. Ситуация с отсутствием взаимопонимания начинает проясняться.

25 мая 1895 года Уайльд был признан виновным в «грубой непристойности» с лицами мужского пола, в соответствии с поправкой Лабушера, и приговорён к двум годам каторжных работ. Судья в заключительном слове отметил, что нет сомнений в том, что «Уайльд был центром развращения молодых людей», и завершил заседание словами: «Это самое дурное дело, в каком я участвовал». Ответ Уайльда «А я?» утонул в криках «Позор!» в зале суда.

Резонансным дело получилось не только потому, что Уайльд перевёл свою страсть из частной жизни в публичную, эстетизируя непристойные отношения в стихах, рассказах, пьесах, романе и заявлениях в суде. Ключевым моментом стало то, что Уайльд обратился в суд с безосновательным обвинением в клевете. В итоге, Уайльд осуждён, а Дуглас к суду не привлекался.

Жена Уайльда, Констанц, несмотря на требования родственников, отказывается от развода и дважды посещает мужа в тюрьме: в первый раз, чтобы сообщить о смерти любимой им матери, а второй — подписать бумаги, что он поручает ей заботу о детях.

Да, Констанц иначе относилась к браку, чем Оскар.

После освобождения, состоявшегося 19 мая 1897 года, Уайльд перебирается во Францию, где регулярно получает от жены письма и деньги, но Констанц отказывается встречаться с ним. Зато встречи ищет Дуглас и добивается своего, о чём Уайльд потом скажет с сожалением:

«Он вообразил, будто я в состоянии добывать деньги для нас обоих. Я действительно добыл 120 фунтов. На них Бози жил, не зная забот. Но когда я потребовал с него его долю, он тут же сделался ужасен, зол, низок и скуп во всем, что не касалось его собственных удовольствий, и, когда мои деньги кончились, он уехал».

Их разрыву способствовало и то, что, с одной стороны, Констанц пригрозила, если он не расстанется с Дугласом, то она лишит мужа содержания, а с другой — маркиз Куинсберри пообещал в случае прекращения отношений с Уайльдом оплатить все немалые долги сына.

Незадолго до смерти Уайльд сказал: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Смерть была мучительной.

Похоже, что афоризмы дня становятся для меня школой, чтобы не сказать литературным институтом. Точнее, несколько институтских предметов, по которым пытаюсь вести конспекты, включая курс самого себя. Хорошо, что экзаменов сдавать не прийдётся. Большой старик с большой бородой не станет заниматься ерундой… кажется, в рифму получилось. Можно заодно и стихосложению обучиться. Нет, не стоит. Представляю себе, как с утра погружаюсь в творческий процесс… и окончательно иду на дно, пуская пузыри. Дно – это завершения дня, а пузыри – четверостишия, или что-нибудь в этом роде. В целом – терплю бедствие, вызывая недоумение у наблюдающего процесс.


2.06.2020 (2)
                Всё самое очаровательное
                в природе и искусстве
                основано на обмане.
                Владимир Набоков

Всё, завязываю. Первый день лета перегружен в части афористической. Такая компания образовалась, что стало очевидно – надо соблюдать жанр, быть кратким, иначе начало перетекает в его завершение и по пути мало что происходит.

Не ужели так много времени занимает это предприятие? Не может быть. Это обман!

Очарование обмана… Что-то слышал подобное только что. Кажется, – враньё ведёт к правде, ложь убивает.

Ах, обмануть меня, не трудно – я сам обманываться рад. Можно не показывать источника. Очаровательный самообман. Жить тем, чего не существует, вполне возможно, если не существующее очаровательно.


3.06.2020 (3)
                В каждом человеке есть
                что-то от всех людей.
                Георг Кристоф Лихтенберг
                (1742—1799)

Между Набоковым и Лихтенбергом столетие. Да ведь и Александр Сергеевич здесь же, вступивший на порог века позапрошлого, о чём и Набоков что-то сказал…

Числа легко устанавливают связь того, что связано лишь воображаемым образом. Очаровательная игра для тех, кто к числам благосклонен. И к связям…

Георг Кристоф один из тех, о ком я ровным счётом ничего не знаю. Понятия не имею, кто это. Но то, что во мне есть что-то, и в нём бывшее, верю безусловно. Что-то не к связям относящееся, а к тому, что все мы из одной конторы…

4.06.2020 (4)
                Не спорь с эхом: последнее слово
                всё равно будет за ним.
                Рамон Гомес де ла Серна
                (1888 – 1963)

«Испанский писатель, представитель авангарда, близкий к сюрреализму. Работал практически во всех жанрах, кроме стихотворных: Борхес считал, что дон Рамон всю жизнь пишет одну вещь – Книгу всего на свете и много чего ещё. Рамону принадлежат литературные манифесты, романы, новеллы, драмы, биографии писателей и художников (Лопе де Вега, Эдгар По, Оскар Уайльд, Кокто, Эль Греко, Веласкес, Гойя, Пикассо и др.), портреты современников, автобиографические книги, многообразная и разнородная эссеистика. Ввёл в литературу жанр грегерий (исп. greguer;a) – кратчайшего высказывания, соединяющего меткую метафору с неизменным юмором».

Эхо. Отклик. Повтор, но глуше, иначе, и несколько (много) раз.

Перебираю афоризмы, грегерии, цитаты, исполняя роль эха. То, что перебираю, существует, а моё эхо эфемерно и звучит только там, где я нахожусь. Перестаёшь стучать по клавишам – тишина…

Да, конечно, дон Рамон о другом говорит. Например: о любом писателе судят не по тому, что прочли, а по тому, что услышали, узнали, запомнили сказанного об авторе или его произведении. Не имеет смысла спорить с критикой, поскольку она перевод на другой язык, которым критик владеет. Лучше прислушаться к себе, к тому, что осталось после прочтения. И не стоит спешить с заключениями. Последнее слово оставляешь себе… эхо затихает… совсем не слышно… читал я это или не читал, надо припомнить.

Прошлый век можно считать начавшимся в 1914-м году. Дон Рамон, ровесник моего деда, в этой хронологии принадлежит последней четверти века позапрошлого. Ступени во времени: век нынешний… минувший… предпоследний.

При чём тут мой дед?

А при чём тут я?


5.06.2020 (5)
                Я предпочитаю быть один,
                но рядом с кем-то.
                Сергей Довлатов (1941 – 1990)

Быть одному становится всё проще. Компанию охотно составляют только малые дети, да и то не все и не всегда.

6.06.2020 (6)

                Приятно быть здесь?
                В моём возрасте приятно быть где угодно.
                Nice to be here?
                At my age it 's nice to be anywhere.
                Джордж Бёрнс (Барнс)
                американский комик (1896-1996)
Что тут скажешь. Везёт человеку.

Всё, прекращаю заниматься ерундой. Не всей, конечно, только "афористическим началом". Конец предприятия оказался значительно ближе, чем предполагалось. Афоризмы хороши своей мимолётностью, как подробности ландшафта за окном вагона. Если поезд останавливается, это совсем другая история. Например "Незначительные подробности случайного эпизода"…