Ойрат богатырь и Ведьмино колесо

Алексей Малышев Сказитель
            
  В прошлых веках в Сибирских краях являлось таинственное и опасное колдовство. Вдруг выкатывалось из лесу большое колесо и преследовало человека. И навредив ему, также неожиданно исчезало. Прозвали люди такое колдовство ведьминым колесом.

  Сохранила память народная старую ойратскую легенду про волшебное ведьмино колесо...
Ойратами называют западных монголов.  В старину кочевали пастухи ойраты в  степной Сибири,  в той привольной стране, что  зовется  Кашгария. Простирается она к югу от Средней Сибири, от истоков Енисея.


В старые  времена  жил  там богатый  князь-нойон.  Прославился он
как великий  воин  и  багатур. От монгольского слова "багатур" и происходит
русское  «богатырь» известное  от границы Китая  до древней Руси.


     Долго любила князя ойрат и всячески обхаживала некая  девица,  очарованная  мощью  и  статью  славного богатыря. Привлеченная его бесчисленными  стадами  и всенародной славой, явилась она к нему и пожелала стать женой богатого нойона.

Но нашему князю она непришлась по сердцу, не понравилась, не захотел  герой иметь  дела  с  этой злой девицей  и отказал ей. Забыв о ней, продолжил вождь искать себе жену, увлекаясь другими достойными и благородными красавицами.


     Оскорбленная  отказами девица не унималась. И наконец пожаловалась своей бабушке. Но бабушкой-то её оказалась старая ведьма да могучая колдунья. Своим черным волшебством погубила та чародейка уже многих людей из племени ойратов. Предложила ведьма любовные чары и напитки для несчастной родственницы.

Но так рассердилась девица на отказавшегося от её красоты,что даже не захотела  приворожить к себе богатыря, как предлагала ей бабушка, а решила вредящими чарами уничтожить обидчика.

     - Ладно,-  проскрипела  ворожея,-  я за тебя отомщу! Но после гибели багатура
ты не сможешь три года иметь дела ни с одним мужчиной!
   
     Девица  согласилась - так ей совсем обезумевшей от гнева, захотелось погубить негодника, отвергшего ее
любовь.
 
     И  вот  однажды наш ойрат сел на своего лучшего коня и отправился в степь проведать пастухов. 

Но вдруг видит богатырь по степи катится огромное колесо от повозки арбы. Покатилось к нему страшное зловещее колесо,  высотой со взрослого  мужчину. Наделенное большой волшебной силой и весом, ведьмино колесо давило все на своем пути.

Надо сказать, что еще с незапамятной древности путешественники двигались по бездорожью на двухколесных повозках, на арбах, запряженных волами.

Колесо арбы, в рост человека, позволяло преодолевать любую местность.  Мастерили его древоделы для далеких перевозок особым древним способом.

 
  Выпиливалось оно прямо из цельного ствола огромной трехсотлетней лиственницы.  Мастера находили  дерево такого  размера и распиливали на срезы.
Да придавали срезу вид точного круга.  Вытачивали в середине
четырехгранное отверстие  для  тележной  оси.  Весило  такое колесо десять пудов,  и  арбу  с  двумя  такими  колесами  могли тащить по степи, безо
всяких  дорог,  только  самые сильные
животные, могучие  волы.


     В тот черный день вдруг покатилось зловещее колесо прямо на Ойрата...
     Хорошо,  что  герой наш,  как степной воин, всегда был готов к любым
напастям. Всегда ездил в седле на коне,  ведя  второго коня в поводу, и на этом запасном возил  сумки,  полные  припасов  и еды на случай долгого пути.

 В те времена степные мужчины воины могли в любой час отправиться в дальний путь,даже за тысячу верст, провести в степи целый месяц, хоть и два. Табуны и отары, и пестрые стада враги могли угнать в далекие края. И только ловкий и запасливый всадник следопыт мог отыскать свои стада, отбить их и вернуть на родину.


   А в тот черный день пришлось князю быть жертвой ведьмина колеса.  Долго  скакал  от  этого колдовства багатур. День целый гнал он коней, меняя
под  собой  лошадей. Ел вяленое мясо из сумки. На пути пил он проточную воду, наклоняясь с коня, когда пересекал речные броды.

На второй день  скачки  стали  спотыкаться  кони,  да  и  сам багатур стал уставать, а ведьмино колесо  так  и  катилось.

 
     Понял  багатур,  что  или  он уничтожит проклятое колесо, или оно загонит его, собьет с коня, раздавит обессиленного своей тяжестью.


     Долго  думал багатур, как можно справиться с колесом, и придумал только
одно... Высмотрел на пути дерево. Вырубил из него кол. Сам ускакал подальше от колеса, уже не жалея коней. И быстро вкопал  этот  кол  возле  высокого валуна.  Коней  отпустил в степь, а сам забрался на камень и стал ждать.


     Подкатилось вскоре ведьмино колесо, но не может забраться
на  камень,  так и ездит  вокруг.

Долго следил багатур за колдовством, а потом
прыгнул  на него, схватил руками, поднял, и надел четырехугольным вырезом на
кол.  Не всякий смог бы поднять такую тяжесть, да еще точно надеть на кол  вырезом...

   Богатырь, могучими руками, на свое счастье, смог справиться с тяжестью.
     Но все таки продолжало крутиться на колу то волшебное колесо, и как будто слышался багатуру женский скрипучий голос.

Одолев зловещее ведьмино колесо, удалился силач,чтобы не быть зачарованным силой опасной ведьмы.
 Отъехал князь подальше и уснул  на голой земле богатырским сном. Отдыхал он весь день и всю ночь до утра. А наутро подъехал Ойрат на коне к тому колу у камня. И там увидел герой своего врага, злобную колдунью.


Вместо листвяжного колеса, корчилась на колу старая ведьма, та самая бабка преследовавшей его девицы. Кол вошел ей сзади  в  поясницу  и  вышел спереди, выше груди.


 Любой давно был бы мертв, но ведьма мучилась всю ночь и не могла умереть. И все потому, что для смерти  ведунье нужна козья шкура или специальные заклятия. Да и нужно передать кому-то свою силу.


     Страшные проклятия шипела врагиня сквозь зубья, губящие знаки чертили ее когти, ужасное  выражение  жгло  в звериных очах. Но багатур уже знал страшный ответ на ее зло. Натаскал Ойрат ко столбу сухого дерева, свалил вокруг кола и поджег, не дожидаясь смерти страшной ворожеи.


   Так погорела в огне злая колдунья. И победил злодейку могучий Ойрат богатырь. Избавил князь ойратов народ свой от её чар. И перестала ведьма губить добрых людей. Снова стала свободной родная степная Кашгария.

 Найдя себе достойную и добрую жену из своего народа, сыграл герой веселую свадьбу.


И жил герой долго и счастливо, защищая покой родной страны. И множились стада его много лет.


Дошла через века и до нас древняя легенда про Ойрата богатыря, злодейку и ведьмино колесо.




Источник
На фактах в изложении А.Буровского