История Тамани часть 76

Николай Мринский
Наши части прикрытия держались стойко. Особое мужество проявили бойцы 17-й пулемётной роты и морские пехотинцы 305-го батальона, сдержавшие напор врага. Ни на одном участке противнику не удалось прорвать нашу оборону. Военком Мартынов покинул таманской берег в шестом часу утра 5 сентября, захватив с собой последнюю группу краснофлотцев с канонерских лодок Кубанского отряда АВФ во главе с их комиссаром, который был тяжело ранен. На причале 40-го км Благовещенской косы, откуда отходил катер, ещё оставались комендант причала подполковник И. Лопата и его комиссар политрук К. Свиридов. Они ожидали бойцов нашего самого последнего прикрытия из 305-го батальона и отряда моряков ст. лейтенанта Л. Чулкова. Причал Лопаты и Свиридова работал с напряжением всю ночь, как и два других причала на той же косе, но выделялся лучшей организацией. Из трёх пришедших в негодность и поставленных к берегу грузовых автомашин, краснофлотцы А. Мухин, И. Городничий, С. Рыбалко и другие оборудовали своеобразную пристань. Этим была обеспечена быстрая погрузка на катера не только людей, но и материальных ценностей, в частности были погружены медицинское имущество и типография многотиражки политотдела базы. Штаб КВМБ вместе с командиром Трайниным уходил в Геленджик на катере-охотнике «МО-056» (командир – лейтенант Решетняк), предварительно дождавшись на рейде, пока торпедные катера сняли с косы наше последние прикрытие, бойцы которого сумели незаметно и внезапно оторваться от противника. Так закончилась оборона Таманского п-ова.

6 сентября 1942 г. к 6 часам утра в Геленджик благополучно прибыли все части КВМБ – 3100 чел. А всего из боевого состава базы, начиная со 2 сентября, в Геленджик переправилось 5600 чел. с оружием и боеприпасами к нему. Бойцы сразу же начали формироваться в батальоны морской пехоты и готовиться к обороне Новороссийска. На первых порах было сформировано четыре батальона. В морскую пехоту Черноморского флота были назначены многие командиры и политработники КВМБ (из книги "Пролив в огне"). Обороной Тамани руководил контр-адмирал Л.И. Трайнин. КВМБ, части которой насчитывали около 6 тыс. чел. держали оборону 180 км морского побережья от мыса Ахиллеон до ст-цы Благовещенской и 240 км сухопутной линии. Им противостояли две румынские кавдивизии числом до 20 тыс. чел., усиленные танками и танкетками. Снабжение частей КВМБ было крайне затруднено, так как подходы к ней находились под артобстрелом врага, а единственный путь в Чёрное море - промоина косы Тузла - из-за своей мелководности (глубина менее 2,5 м) не позволял проводить крупные корабли. После занятия 21 августа оккупантами станиц Абинской и Крымской возникла угроза окружения войск контр-адмирала Трайнина. Несмотря на усиление обороны Тамани тремя батальонами морпехов, отошедших по приказу из района Темрюка (в 1 час 40 мин. 24 августа), а это лишь немногим более 500 чел., силы были неравны. К тому же 144-й батальон морских пехотинцев и 40-й артдивизион были переброшены в район Анапы. Её, а также станицы Варениковскую и Гостагаевскую румынские кавдивизии заняли к 31 августа.

Таким образом, поредевшие части Керченской базы оказались в окружении, но продолжали отважно сражаться. 2 сентября 1942 г., подтянув силы, гитлеровцы развернули повсеместное наступление, высадив одновременно, десант на Таманский п-ов (начало операции «Блюхер-2»). Высадка началась около 3-х час. ночи на затонувшее в Керченском проливе в 2 милях севернее косы Тузла судно «Горняк». Однако 8 матросов находившегося на судне поста, вступив в неравный бой, сбросили противника с судна. На помощь морякам из Сенной вышли 2 сторожевых катера. Оставив 4-х убитых, вражеские десантники отступили. В то же время началась высадка батальона 46-й немецкой п д в районе мыс Ахиллеон-Кучугуры. Одновременно на тузлинскую косу, оборону которой держал взвод морской пехоты, вторглись две роты румын. Весь день 2 сентября и в ночь на 3 сентября 70 защитников косы, поддерживаемые артиллерией, вели тяжёлый бой. Только при поддержке авиации румыны 3 сентября смогли овладеть косой. Вплавь и на шаланде наши морпехи добрались на мыс Гадючий Кут. Весь день 2 сентября противник переправлял 46-ю немецкую п д и 3-ю румынскую дивизию горных стрелков, а также технику и вооружение с Керченского п-ва на Таманский. Силами 7 батальонов и артиллерии враг начал наступление в направлении Сенная, Фонталовская, Кордон Ильич. Большой урон частям противника у К. Ильича нанесли береговые батареи № 48 а; № 48 б и № 790. Израсходовав весь боезапас личный состав взорвал их, а сам отошёл к ст-це Запорожской. Многократное превосходство захватчиков в живой силе и технике вынудило командование КВМБ начать эвакуацию.

По свидетельству начштаба АВФ А.В. Свердлова «... На Тамань были посланы торпедные катера, 15 малых охотников, тральщики, до сорока сейнеров и шхун. Совершив несколько рейсов протяжённостью более сотни км в один конец, они под огнём врага перевезли более 6 тыс. чел. Потери наши были невелики» (24). Сказались мастерство и находчивость командиров, среди которых были инженер-капитан 3-го ранга Л.Т. Сучилин, бывший командир канонерской лодки «Дон» ст. лейтенант Т.П. Перекрест и другие офицеры флотилии. Плацдарм эвакуации самоотверженно прикрывали бойцы 305-го батальона Ц.Л. Куникова. Они покинули Тамань на последних судах 4 сентября в 05 час. 33 мин., завершив посадку оставшихся подразделений базы во главе с контр-адмиралом Л.И. Трайниным, суда и плавсредства вышли в Геленджик. По данным А.А. Гречко, со 2 по 5 сентября 1942 г. в Новороссийск и Геленджик с Таманского п-ова было вывезено 5516 чел. с боеприпасами и 544 чел. из Анапского укреплённого сектора. Из эвакуированного личного состава было сформировано 4 батальона морпехов, которые сразу же включились в боевые порядки защитников Новороссийска (25). Оборона Таманского п-ова, хотя и завершилась его потерей, была героической страницей битвы за Кавказ. Военный совет СКФ в телеграмме командующему Азовской ВМФ контр-адмиралу С.Г. Горшкову сравнил защитников Темрюка с героями Севастополя. Только в последний день, 23 августа в боях за Темрюк, вермахт потерял убитыми 1,5 тыс. солдат и офицеров. Оставляя город, его защитники заминировали порт, взорвали мост и уничтожили переправу через р. Кубань и Казачий Ерик.

Сражения на Тамани показали, что период отступлений без боя закончен, и врагу предстоит добиваться своих целей ценой огромных потерь. 4 сентября 1942 г. в 17 час. со стороны пос. Сенной в Тамань вошли немецкие танки. При подходе к скверу им. Ленина, в центре станицы, головной танк два раза выстрелил и прямым попаданием снёс с постамента памятник Ленину. Танки быстро рассредоточились, по всей Тамани и затем большая часть из них направилась в сторону рыбного цеха Комсомольский и мыса «Панагия». Границ указанных объектов «панцирмашины» достигли к 20 часам. Перед ними стояла задача - уничтожить дальнобойную артиллерийскую береговую батарею № 33. В ходе прицельного интенсивного огня батарейцев, вражеская бронетехника была вынуждена повернуть обратно в Тамань. Батарея целые сутки вела непрерывный огонь из всех орудий. В результате активной обороны Тамани по врагам было выпущено более 2 тыс. снарядов, уничтожено около 500 солдат и офицеров вермахта, 20 танков, 3 орудия, эшелон техники и живой силы. Утром 5 сентября 1942 г. вышестоящим штабом было приказано взорвать батарею, а обслуге с мыса «Панагия», на высланных катерах, прибыть на защиту Новороссийска. Один за другим раздались 2 мощных взрыва, уничтоживших все орудия и боеприпасы. В Новороссийской военной базе моряки-артиллеристы влились в состав морских батальонов. В период с 22.08 по 05.09. 1942 г. в ходе упорных и кровопролитных боёв части Красной Армии полностью оставили Таманский п-ов.

В период оккупации станицы Тамань немцы стремились установить «новый порядок», основанный на ненависти, людских смертях и горе. Политика массового террора: грабежи, аресты, пытки, расстрелы военнопленных и мирных граждан, угон в германское рабство женщин и подростков, бесчинства полицаев из числа предателей и уголовников - всё это привело к бойкоту немецких мероприятий со стороны населения, к организованной партизанской борьбе. В Тамани, захватчикам, как могла, противодействовала подпольная группа, возглавляемая С. Семеренко. В других станицах и городах Кубани также была развёрнута партизанская борьба и деятельность героев-подпольщиков. Из акта Темрюкской районной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в г. Темрюке и станице Тамань. «В ноябре 1942 года немецко-фашистским мерзавцам понадобился щебень, они взорвали для этой цели в городе Темрюке две средних школы и в ст. Тамань одну, а также в станицах района взорвали 8 неполных средних школ и 33 начальных школы. Добытый таким путём щебень использовали на исправление дорог. Было взорвано также - здание городского детского садика, 2 кинотеатра, один в г. Темрюке и один в ст-це Тамань. Древний Темрюк и ст-ца Тамань сохраняли ценнейшие памятники истории и культуры прошлого. В них имелись 2 музея с богатейшими экспонатами природы и истории, а также картинные галереи. Такие экспонаты истории, как памятник IV в. до н. э. (саркофаг) представлял мировую ценность.

Продолжение следует в части  77                http://proza.ru/2021/03/01/1489