Как не стать мизантропом

Александр Блейхман 2
  Прежде я был очень доверчивым и при встрече с новыми людьми считал их априори хорошими.  Как правило так оно и выходило (потому что люди тогда были намного добрее)
  Сегодня мне 72 года и мое восприятие стало другим, изначально я отношусь к незнакомцам обычно с недоверием, то есть считаю их ни хорошими, ни плохими, а "так себе" и сегодня это предположение в большинстве случаев оправдывается.
  Но прежде следует определить что такое хороший человек. Для меня главными признаками хорошести всегда были честность, доброта и сила духа.
  Сам я считаю себя почти хорошим человеком. Беда только в том, что мне не достает для этого силы духа. Впервые я это понял, глядя на фотографию Зои Космодемьянской, я тогда почему-то подумал: "А я смог бы - выдержать пытки?", и сразу понял, что нет. Недавно я получил этому новое позорное подтверждение. На левой ноге у меня постоянно врастает в палец ноготь и хирург, которому видно уже надоело его выковыривать, в последний раз решил сделать это без обезболивания, и тогда я снова убедился, что в случае пыток, я их не выдержу. Это очень плохо, потому что без силы честность и доброта мало чего стоят, но я все-таки нахожу себе оправдание в том, что у большинства нынешних людей и этого не осталось.
  С другой стороны, для того чтобы быть честным и добрым, оставаясь при этом слабым, в этом жестоком мире нужно редкое везение и мне почему-то везло. Очень многим хорошим и сильным людям жизнь не оставила выбора и им пришлось идти на компромиссы, на преступления и даже на подлость, но меня эта участь миновала, хотя и за мной тоже осталось несколько поступков, о которых я до сих пор жалею. Я сделал их не со зла  и не ради выгоды, а по слабости и  недоумию, но ничего не забыл, и по сей день, насколько это возможно, пытаюсь их искупить.  Это называется совестью и только благодаря ей я не стал мизантропом, хотя и нахожусь довольно близко от этого состояния.
  Дело в том, что сегодня я априори не люблю людей, за исключением тех немногих, кого уже полюбил раньше и тех, перед которыми я виноват. И только эта любовь и привязанность дает мне возможность не скатиться до состояния абсолютного мизантропа.
  В молодости я много читал, в том числе Шекспира, и из всего прочитанного мне почему то особенно полюбился его 66 сонет:
               
                Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
                Достоинство, что просящим подаянья,
                Над простотой глумящуюся ложь,
                Ничтожество в роскошном одеянье,
                И совершенству ложный приговор,
                И девственность, поруганную грубо,
                И неуместной почести позор,
                И мощь в плену у немощи беззубой,
                И прямоту, что глупостью слывет,
                И глупость в маске мудреца, пророка,
                И вдохновения зажатый рот,
                И праведность на службе у порока.

                Все мерзостно, что вижу я вокруг...
                Но жаль тебя покинуть, милый друг!

    Странно. Я замечаю за собой ухудшение памяти, но этот сонет, спустя много лет, я вспомнил довольно легко, так он в меня въелся, и вспомнив, удивился как он, написанный в начале 16 века, подходит сегодня ко всему, что нас окружает.
 Однако смерть я не зову. Пусть приходит сама и при этом не торопится. Да и  Шекспир, скорее всего слукавил, как можно звать смерть, если у тебя еще остается "милый друг"?
   Мне в этом отношении повезло больше Шекспира, у меня есть милый друг и еще остались люди, которых я люблю и которым, по счастью, я пока в силах помочь. Это дает мне возможность не превратиться в настоящего мизантропа.
   Интернет выработал во мне привычку искать значение тех слов, которые я не до конца понимаю, и вот какую картину я нашел относительно слова мизантроп. Она у меня там, наверху, перед этой миниатюрой.
   Ее создал нидерландский художник Питер Брейгель.  Здесь изображен злой карлик крадущий кошелек в форме сердца у угрюмого старика. Это напоминает что-то из Евангелия (искать мне не хочется), скажу своими словами: "Где кошелек - там и сердце"
   Внизу написано на нидерландском языке  "Так как мир столь коварен, я ношу траур". В Википедии сказано, что эту надпись кто-то добавил позже. Картина так и называется "мизантроп", но я бы назвал ее мизантропы, потому что в моем понимании это слово относится и к угрюмому старику, и к мрачному, злому карлику, потому что сердца обоих в этот момент в этом кошельке.
   А я думаю, что это относится не только к ним, но и ко всему нашему сегодняшнему миру. Разница только в том, что наши кошельки превратились в наши банковские счета, но наши сердца находятся в них еще глубже чем у старика и у карлика в этом кошельке. И если бы я попытался сказать, что это не про меня, то это стало бы враньем, потому что всего серьёзней и искренней я становлюсь тогда, когда проверяю свой банковский счет, мое сердце в этот момент там, а все остальное, включая и эти умствования, уходит на второй план.
   Я не в состоянии отказаться от этого образа мышления, потому что он навязан мне самим укладом нашей жизни и, если я откажусь, то не смогу не только помогать своим близким, а и достойно существовать в этом мире.
   Вот так мы и живем, одни стараются набить свои кошельки, другие пробуют их украсть, третьи над ними радуются (или плачут) и все это на фоне все возрастающего зла, лжи и порока, которые ведут нас к неизбежному взаимоистреблению.
   Так что же все-таки делать, чтобы не превратиться от всего этого в мизантропа?! Для себя я решил так:
  Во-первых, перестать злиться, говорить и думать о том, что я не в состоянии изменить.
  Во-вторых, заняться своими сказками. Там ври сколько хочешь и чем лучше соврешь, тем больше это понравится людям.
  И в третьих, любить и помогать тем, кого я уже люблю и не пускать в свою жизнь новых людей, даже очень хороших, там уже итак осталось мало места.
  А всем, кому это понравилось или не понравилось я от души желаю удачи и здоровья!