Толерантность
- Готовься! Отбываем с тобой завтра в командировку, заявил, увидев меня в дверях своего кабинета, ректор.
- Далеко? – проявил я неподдельный интерес.
- Далеко, - после некоторой паузы уточнил руководитель, - в Москву. Вызывают срочно, не пойму только, почему заранее, хотя бы за неделю не сообщили, но ничего, билеты я заказал, сейчас принесут.
- А цель поездки?
Начальник пристально посмотрел на меня, затем неожиданно усмехнулся.
- А ничего. Двухдневный семинар по противодействию коррупции.
- Но мы уже дважды участвовали в этих пустых посиделках. Может и нет
необходимости лететь?
- Знаю, но явка обязательна. В Министерстве считают, что не все еще резервы использованы для борьбы с этой гидрой. Выдадут дополнительные рекомендации. Так что будем учиться. Но ты на сей раз не пожалеешь, я позвонил хорошему знакомому в департамент и он пообещал достать нам билеты в «Современник» на спектакль. Так что вечерняя культурная программа нам обеспечена.
Он критически осмотрел меня. - Имей ввиду, одежда тоже должна быть соответствующая.
- Ну, понятно, что не в шортах и футболках туда заявимся. В костюме можно и в Министерство и в храм культуры идти.
- Ладно, это я так, к слову.
По прилету в столицу с утра успели поселиться в гостиницу, перекусили и даже не опоздали к началу семинара.
Я, как и подобает добросовестному подчиненному, усердно конспектировал речи выступающих. Начальник, сидя рядом, запись не вел, но слушал внимательно, особенно первые пятнадцать-двадцать минут. Однако, после третьего доклада встал и вышел, предварительно наказав мне продолжать вести запись. Появился он в момент, когда последний докладчик первого дня семинара завершал свой монолог.
- Представляешь, удалось попасть на прием к заму министра. Хорошо принял, доброжелательно, выслушал просьбу и даже пообещал денег подкинуть на ремонт спортзала. Вот что значит свой человек.
- Как свой? Родственник далекий или земляк?
- Нет. Просто он работал ректором, поэтому хорошо знает нашу кухню. Нормальный мужик, – и спохватился, - ах, да, о походе в театр! Билетов, к сожалению уже нет, слишком поздно обратились. Но контрамарки пообещали. Нужно будет забрать их прямо в театре у администратора. Ему позвонили, он в курсе дела.
- Это означает, что без мест?
Ректор на секунду замешкался.
- Не совсем так. Нам нужно будет пройти в зрительный зал за несколько минут до начала спектакля и занять свободные места. Они почти всегда бывают. Это не премьера.
- А что будем смотреть?
- Да, забыл сразу сказать: спектакль по пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях» в постановке Галины Волчек.
По прибытию к месту назначения мы действительно без излишних проволочек получили контрамарки и отправились осматривать фойе знаменитого «Современника». Со стен театра на нас смотрели с портретов известные актеры, выступавшие на его сцене: Игорь Кваша, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Чулпан Хаматова и другие.
Публика, основу которой составляли дамы предпенсионного и старше возраста, неспешно прогуливались по фойе в ожидании приглашения в зал. Была и молодежь, правда в небольшом количестве, которая тусовалась у буфета, поглощая напитки.
Наконец, прозвенел третий звонок и народ потянулся в зрительный зал. Фойе опустело. Мы вошли в зал последними и заприметили сразу за проходом в центре несколько свободных мест в первом ряду и устремились туда.
Только устроились и облегченно вздохнули как услышали:
- Молодые люди! Я понял, вы прошли по контрамарочкам.
Так обратился к нам подошедший мужчина в яркой цветной рубашке, - я распорядитель в зале. Не могли бы вы подвинуться на пару мест влево. А эти кресла я пообещал самому господину Виктюку. Он собирался сегодня посмотреть пьесу. Надеюсь, вы знаете, кто такой Виктюк?
- Кто же его не знает, режиссер - единодушно высказались мы.
- Великий режиссер, - уточнил распорядитель.
От мужчины разило духами, а на лице явно проступали следы пудры. Он взял меня за руку своей липкой влажной ладонью, - пересядьте, пожалуйста, сюда!
Я молча выдернул руку и мы с шефом передвинулись на два места. Теперь я понял, почему нас пересадили. Обозрение сразу ухудшилось, так как перед нами сидела пара: она в шляпке, непомерно высокой, да еще и с какими-то дурацкими ленточками, а ее спутник был высокого роста, вдобавок ко всему еще и широкоплечий.
- Ничего, обойдемся, - успокоил, придвинувшись ко мне, чтобы было лучше видно сцену, начальник, - кто поверит, что смотрели спектакль, сидя рядом с Виктюком. Кстати, где он есть-то?
А в это время к местам, которые мы освободили, распорядитель подвел парочку молодых людей, держащихся за руки и нежно с улыбкой смотрящих друг на друга. Это были мужчины лет под тридцать. В ушах у них блестели серьги, на головах отливались покрытые лаком волосы, уложенные в идеальные прически. Я заметил, что руки у подошедших были холеными и ухоженными, а на их запястьях болтались какие-то декоративные кольца.
Один из них вынул из кармана платочек и тщательно протер кресла, а затем проделал ту же операцию с подлокотником, сначала спутника, а затем своим.
Мы с шефом переглянулись.
- Это явно не Виктюк. Они, мне кажется, эти…
- Ты правильно подумал, - как-то задумчиво полушепотом констатировал тот.
- Может быть, пересядем? – предложил я.
Взгляд начальника был снисходительным, а в тоне проявились нравоучительные нотки:
- Не суетись. Будь сдержаннее. И, вообще, проявляй толерантность. Кстати, толерантность - это не только терпение, а основной признак проявления культуры. Имей это ввиду. Мы с тобой не маленькие, не такое видели.
Я молча выслушал напутствие шефа и никак не отреагировал.
В это время раздвинулся занавес и на сцене началось действо. Главные действующие лица в исполнении известной дочери страны Кристины Орбакайте и статного красавчика, любимца женщин всех возрастов Кирилла Сафонова вступили в диалог.
Мы настроились на волну спектакля. Герои влюблялись, ссорились, плакали и мирились.
- По-моему, постановка не для нас, попытался я резюмировать действия героев после первого получаса просмотра.
- А для кого? – поинтересовался ректор, вытягивая голову и вновь придвигаясь ко мне, чтобы рассмотреть, что происходит на сцене. – Ни хрена не видно!
- Для слезливых тетушек, вот для кого, - уточнил я.
- Ты лучше вникни в суть, - поучал шеф, видишь, как сплелись судьбы героев. Они, они, как бы тебе сказать… как элементы орнамента. Вот. Два одиночества. Интересно, чем завершится. Я пьесу, к сожалению, не читал. Но знаю, что Гибсон величайший писатель.
Сзади зашикали, а соседская парочка, продолжая держатся за руки, начала периодически с интересом на нас посматривать.
Объявили антракт. Мы встали со своих мест, намереваясь пойти размять ноги и выпить кофе.Вдруг рядом послышалось:
- Ребята, вы такие хорошие, а не будете ли против с нами познакомиться? Как у вас со временем, может быть, после спектакля посидим где-нибудь, пообщаемся?
«Кому это – «Ребята?». Нам уже по шестьдесят, а других мужиков рядом не видно».
Мы поняли, что голос исходил от одного из молодых соседей. Но смотрели на нас и лучезарно улыбались оба.
Я взглянул на шефа и увидел как по его лицу медленно прокатились желваки. Он взглянул на «сладкую парочку», зачем-то вытащил из кармана, а затем переложил в другой карман свой сотовый телефон, внимательно оглядел сиденье и неожиданно начальственно обратился ко мне:
- Идем отсюда!
- Хорошо, идем, а куда, в буфет?
- Какой к черту буфет! Совсем пойдем! Сидим здесь рядом с этими гомиками. Уже за своих признают. Дожились!
- А как же толерантность? Все-таки это культура, - подчеркнуто вежливо поинтересовался я.
В глазах начальника сверкнули молнии.
- Засунь… - Он запнулся, - оставь ее при себе. Понял?!
- Еще бы, - рассмеялся я и мы пошли к выходу.
© Copyright:
Сергей Химочка, 2020
Свидетельство о публикации №220060901287