спичка - часть 5 из цикла мирянин

Серафим Мирской
Вечереет. Приятно идти по этим улочкам в сумерках, мое любимое время суток. Может, потому что во мне сидит ассоциация с глупой подростковой свободой? В старших классах, выходя гулять (или убегая из дома) именно в это время, я обычно отправлялся куда-то с ночевкой. Впереди всегда было ощущение невероятного приключения, отчего в груди все вздымалось, а моя прыгучая походка набирала еще б;льшую амплитуду. Меня ожидает целая жизнь ни на что не похожая! Целая ночь с друзьями без тотального контроля! И еще я мог позволить себе выпить, зная, что до утра все выветрится. Сумерки для меня стали предвкушением чего-то прекрасного.

Но и без этой ассоциации я всегда чувствовал что-то мистическое и щемящее в этот час между днем и ночью. Все воспринимается особенно остро, будто открывается щель между земным и духовным мирами. Кажется, только в этот час и способно произойти нечто особенное: можно влюбиться, придумать стих или встретить Воланда на своем пути.

О, этот час! Час между-между.

Фонари дружелюбно гудят электричеством. Окна начинают загораться. А я пристально всматриваться. Любая жизнь в чужом окне интересней собственной. Все лучше меня. Речь не о социальном статусе или достатке, конечно, а о глубоком.

Я знаю точно, что совершал ошибки и не идеален, а другой человек мне неизвестен, а потому может быть любым – каким его захочу представить.

Так же и в горящем окне я могу представить любую жизнь и представляю лучшую из возможных, рисую в уме прекрасную картину, как все в семье ладится. Отец вернулся домой с продуктами, жена и дети встречают его. Желтый свет лампочек на кухне сопровождает ужин, который проходит в разговорах и шутках, а не под телевизор или в телефонах. Там играют с детьми и учат их жизни, общаются как с взрослыми, а не проверяют уроки бегло. Там читают книги вслух перед сном, целуют в лоб и желают приятных сновидений. Им нищета ни по чем.

В каждом, в каждом без исключения квадратике света что-то свое, особенное и интересное. В каждом живет та самая сумеречная «целая жизнь ни на что не похожая». И я будто проживаю их все разом, жру без сытости как деревенский кот. Из чужих окон я сосу надежду о спасении мира. Как голодный дементор ошиваюсь под вашими окнами, нет, я не ищу закладки, я лечу свое отчаяние и замещаю боль надеждой.

В каждом доме какое-нибудь окно обязательно будет выбиваться и гореть красным или синим.
- Наверное, каждый хозяин думает, что именно он оригинален и додумался до такого! – ехидна во мне подала вялый голос.
- Ты что еще не сдохла? Ты здесь не нужна со своим цинизмом и скепсисом. Еще не поняла? – затыкаю ее. Наверняка там живет оригинальный человек и рисует великую картину на всю стену хрущевки! Не иначе.

Вместо того чтобы писать прозу, я прохожу по улицам как невидимый городничий и убеждаюсь, что все у всех в порядке и без меня.

Как послушный додик стою на светофоре. С той стороны на красный перебегают парнишки, одного чуть не сбило, но они задорно кричат и хохочут.
- Через ракушку пойдем?
- Ну а как еще?! Я девчонкам же сказал нас там ждать. Бухлишко еще там возьмем по пути!
- Девчонки плюс бухлишко – довольные мальчишки!
- Азазаза!

Строго говоря я против деградации и подросткового алкоголизма. Против искажений русского языка. Не люблю татуировки, пирсинги, яркие волосы. Против смартфонов и интернета, против третьего тысячелетия, против всего, чего нельзя вырастить в поле или поймать в лесу. И этот список можно продолжать долго, но нет никакого желания. Раньше меня многое расстраивало и даже злило, я ощущал «падение мира» в этих деталях и вопль разрывал мой рот: «ну как вы не понимаете, что все это дурно?!»

Сейчас я лишь мысленно перекрестил их на дорожку: «Господи, благослови, чтобы беды не натворили». И мне спокойно. Я представляю, как одного из них целует в мелированную макушку бабушка, радуется внуку, видя в нем лишь самое лучшее. И эти висюльки в его носу вызывают у нее лишь любопытство: «Надо же чего придумали, у нас такого в детстве не было… а ты чего котлеты не ешь?»

Так я тренируюсь смотреть на всех людей. Провожая взглядом этих лихих парней, представляю, как круто им будет сейчас отрываться, может они будущие рок-звезды, а может через пару лет постригутся коротко, женятся и откроют магазин. А может кого-то прибьет к Церкви, и он уедет восстанавливать храмы на дальнем востоке, построит дом в селе своими руками и там и осядет. Все может быть. Абсолютно.

Я ничего не решаю в этом мире, это бредово думать, будто я вижу проблему, о которой Бог не в курсе, и ему требуется моя бесценная подсказка. Все идет своим чередом. Я помню свою грязную юность, спущенную в унитаз. И знаю, что Бог даже меня – фантастического дурня – смог вразумить. Так чего мне переживать о них и вообще о чем-либо?

Кто-то может заметить и даже возразить, что это похоже на безразличие или фатализм. Вовсе нет, но здесь действительно тонкий момент. Это не значит, что я принял и согласился с теми же татушками, абортами или однополыми браками. Если ситуация того потребует, я обязан действовать и назвать вещи своими именами. Но это путь к спокойствию и любви. Я всего лишь не хочу орать благим матом, брызгая слюной. Не хочу ненавидеть, презирать и осуждать собеседника за его выбор. Еще и мучится от этого, потому что злость (как и любая страсть) мучает в первую очередь своего носителя. Страсть = Страдание.

Лучше найди в человеке то, за что он тебе нравится и люби его. Так ты оправдаешь каждого и будешь видеть его в раю. Это не попытка ереси, мол каждый заслуживает спасения без всяких усилий.

По нашим делам – рая не видать никому. Но это попытка уметь любить. По милости Божьей – все мы будем в раю. Ведь если я – всего лишь человек – способен пожелать другому рая, то у Бога любви и подавно больше, чем у меня.
Меня радует эта мысль, мир в добрых руках.

Смысл православия в том, чтобы однажды увидеть, как люди вокруг превращаются в ангелов у тебя на глазах.

На перекрестке рядом с макдоналдсом толпа. Под писк светофора движутся живые иконы. Я вглядываюсь в лица, выглядываю интересные черты, думаю какие события бы могли наложить на них след, угадываю кто они. Искать в людях образ Божий – это труд, но труд благодарный.

За этими мыслями незаметно я добираюсь до своего района со светлой головой, снова нахожу себя стоящим у ТЦ Ледник с стаканчиком кофе в награду. Гоночный болид «Лев» прошел первый круг «понедельник», и это определенно еще одна победа! Заметил краем глаза, что в супермаркете «Развилка» внутри ТЦ какой-то ажиотаж. Мне еще предстоит заглянуть туда на разведку, а пока… правильно, кофеек и окна дома напротив.

***

Следить за моим творчеством удобнее ВКонтакте:
https://vk.com/vodomerka17