Два генерала. Противостояние систем

Александр Зельцер 2
А. Зельцер, Е. Булатова

Вооруженное сопротивление крестьян в период коллективизации сельского хозяйства некоторые современные историки называют «второй гражданской» (Кирилл Александров). Особенно сложным это время было в районах, традиционно заселенных «вольными людьми» казаками. Восстание началось там в 1930 г. и окончательно было подавлено только в 1932-м. (1)

Наш земляк Иван Белов в 1929-1930 гг. командовал Северо-Кавказским военным округом и по долгу службы обязан был организовать решительное подавление вооруженных крестьянских выступлений на Кубани и в национальных областях Северного Кавказа. Вначале у военного командования были опасения, что бойцы Рабоче-крестьянской Красной армии могут отказаться воевать против своих же крестьян, поэтому для таких операций наряду с восками ОГПУ применялись исключительно сводные дивизионы, куда набирали «надежных» коммунистов и комсомольцев.

В директиве № 01/042 от 19 февраля 1930 г. №01/042 Белов требовал от командиров сводных соединений широко и грамотно задействовать артиллерию и авиацию, сочетать действие пехоты и кавалерии с артиллерией и пулеметами, которые должны стрелять с малого расстояния прямой наводкой, ни в коем случае не допускать общение красноармейцев с повстанцами, сломить их сопротивление коротким сокрушительным ударом.

К. Александров приводит новый факт, о котором широкому читателю скорее всего не известно. По его утверждению, руководитель РОВС (Русского общевоинского союза) белый генерал Александр Кутепов за неделю от своей гибели от рук агентов ОГПУ 26 января 1930 г. планировал высадку десанта из 4 тысяч офицеров-членов РОВС для поддержки восставших кубанских казаков. (2)

Не будем утруждать себя альтернативными предположениями: а что было бы, если..? Историю не перепишешь, и пути наших заслуженно знаменитых земляков не скрестились на полях и предгорьях Северного Кавказа. Возможно, эта скромная заметка побудит пытливого читателя еще раз заглянуть в книги и задуматься об ужасах и последствиях гражданских, то есть братоубийственных, войн.

27 августа 1977 года череповецкая газета «Коммунист» сообщила горожанам о конкурсе, объявленном горисполкомом, на лучшее название улиц в районах новой застройки. Газета писала: «При новой застройке города изменяется его планировка и облик. Улицы, попадающие внутрь микрорайонов, ликвидируются, а названия сохранившихся не всегда соответствуют современности». В этой связи предполагалось переименовать «улицу Флотскую, идущую от улицы Архангельской до улицы Юбилейной в 22 микрорайне». (3)

В этом же году, 25 ноября, Вологодский облисполком удовлетворяет ходатайство Череповецкого горисполкома и переименовывает улицу Флотскую, появившуюся в старой застройке Заречья в 1955 году, в улицу командарма Белова. Новое название вводилось с 1 февраля 1978 года, чтобы успеть оповестить жителей и дать возможность подготовиться к переименованию жилкомхозу и другим городским организациям.

Советский военачальник, командарм 1-го ранга Иван Панфилович Белов (1893-1938 гг.) - родился в д. Калинниково Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне – Кадуйский район Вологодской области). 29 июня 1938 г. он был расстрелян в ходе массовых репрессий в РККА. В 1955 г. реабилитирован. Таким образом, в нашем городе впервые была увековечена память земляка, незаконно подвергшегося политическим репрессиям. Увековечена без громких слов и даже без упоминания о его трагической судьбе. Городская пресса процитировала по этому поводу лишь двух советских военачальников, которые назвали Белова «большим военным талантом» (маршал В.К. Мерецков) и «человеком большого ума и сердца» (маршал авиации Г.А. Ворожейкин).

Робость и недосказанность в присвоении улицам имен репрессированных граждан - характерная черта того времени (позади - «хрущевская оттепель», на дворе - брежневское «подмораживание», до начала горбачевской «гласности» - 8 лет, до отмены шестой статьи в Конституции - 23 года). Примерно в это же время в Вологде называют улицу именем комкора Василия Левичева - первого заместителя начальника Генштаба РККА, который также попал под молох репрессий. На памятной табличке указаны его заслуги, высокие должности, но о расстрельном конце – ни слова.

Лишь в 1990 г. в своих исправленных и дополненных воспоминаниях маршал Г.К. Жуков написал: «Вскоре командующего войсками И.П. Белова постигла та же трагическая участь, что и предыдущих командующих, - он был арестован как «враг народа», и это тогда, когда И.П. Белов, бывший батрак,

старый большевик, храбрейший и способнейший командир, положил все свои силы на борьбу с белогвардейщиной и иностранной интервенцией. Как-то не вязалось: Белов – и вдруг «враг народа». Конечно никто, этой версии не верил». (4) Более обстоятельно описал эти трагические события в жизни командарма Белова вологодский историк, профессор В.Б. Конасов уже после перестройки. (5) Книга вышла мизерным тиражом и в библиотеках Череповца отсутствует.

Следует упомянуть также череповецкого писателя И.Н. Ваганова, который встречался с родственниками Ивана Белова. (6)

История увековечивания памяти другого нашего земляка – Александра Павловича Кутепова, участника Первой мировой войны и Белого движения, председателя Русского общевоинского союза в эмиграции - пока не закончена. Думается, что будет продолжен диалог на эту тему череповецких казаков и городских властей, начатый еще в 2011 году. За прошедшее время издан объемный очерк о жизни Кутепова, (7) организованы выставки в историко-краеведческом музее и библиотеке им. В. Журавлева, вопрос неоднократно обсуждался в городской думе.

Поддерживаем идею неравнодушных граждан о сооружении в городе общего памятника всем жертвам братоубийственной гражданской войны – и красным, и белым. Это сделать давно пора: в память о погибших общих предках, для примирения живущих ныне и как пример трезвой оценки трагических событий нашей истории, в которых не могло быть ни победителей, ни побежденных.

Примечания:

1. Массовые волнения и восстания в селах и станицах Барашковское, Весело-Вознесенское, Константиновская, Новый Егорлык, Ново-Манычское. Вооруженные выступления кубанских казаков: в станице Ставропольской под руководством А. Проскуры и бывшего красного партизана А. Антоненко; в станице Троицкой под руководством Архипенко; в станице Успенской под командованием братьев Дергаусовых; в станице Петропавловской под руководством А. Лугового; в станицах Ново-Марьевской и Ново-Троицкой. Источник: http://master-vict.livejournal.com/5784.html.

2. Кирилл Александров. «"Вторая гражданская": история борьбы крестьянства против коллективизации»,

3. Конкурс на лучшие названия улиц // Коммунист. – 1977. – 27 августа. – № 169. – С.

4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М., 1990. – Т.1. – С. 229.

5. Конасов В.Б. История политических репрессий и пенитенциарной практики в Вологодском крае (1918-1953). – Вологда, 2007. 6. Игорь Ваганов. Командарм Белов. Очерк. http://proza.ru/2010/01/20/1395 7. Ваганов И.В. Голгофа генерала Кутепова. https://www.booksite.ru/war1914/3_st-222.html

Справочный материал по истории улицы командарма Белова в г. Череповце предоставлен краеведом Александром Мокиным.