История Тамани часть 66

Николай Мринский
Это была одна из многих акций большевиков против сельских тружеников. Всего было арестовано 83 чел. в основном из 6 ст-ц: Курганной, Полтавской, Староджерелиевской, Анастасиевской, Ивановской и Таманской. Все эти люди были расстреляны в Ростове на Дону. Невероятными усилиями властей к середине 30-х годов на Таманском п-ове была всё же создана сеть колхозов в количестве 41, в том числе непосредственно в ст-це Тамань - 3. Важно отметить, что в 1930 г. на базе одного из частных зажиточных хозяйств, в ст-це Тамань была создана первая машинно-тракторная станция (МТС), работой которой руководил Федор Солодун. Ей предстояло поначалу обслуживать все хозяйства Таманского п-ова. Техника поставлялась из г. Новороссийска. В марте 1931 г. в Тамань прибыли первые 20 тракторов фирмы «Кейс», затем еще 15 - «Фордзонов». Артель «Первомайский труд» в ст-це Тамань за успешное завершение полевых работ была отмечена вышестоящей инстанцией. В апреле 1933 г. для работы в таманской МТС были направлены рабочие из Ленинграда и Новосибирска, а также выпускники лётного училища из Москвы. При МТС организовали курсы по подготовке трактористов. Впоследствии её из ст-цы Таманской перевели в соседний пос. Сенной. Примерно в 10 км от Таманской ст-цы, между мысом Панагия (в пер. с греческого «просвира») и мысом Тузла вначале XX в. находился хутор и ферма предпринимателя Кроткова. Его артель специализировалась на торговле зерном, для чего использовалась небольшая пристань. Купец Кротков был в годы раскулачивания расстрелян, а всё его предприятие разорено.

Память о нём сохранилась. В годы ВОВ военными моряками использовалась отремонтированная пристань Кроткова и сам хутор часто упоминался в сводках командования. С 1930 г. по инициативе Наркома образования РСФСР А. Луначарского на Кубани начался процесс свертывания украинизации. В конце 1932 г. ЦК ВКП (б) принял специальное постановление «О прекращении украинизации», подписанное Сталиным и Молотовым. Был запрещен выпуск свыше 20 украинских газет и журналов, прекратилось радиовещание на украинском языке. Преподавание в нескольких сотнях школ было переведено на русский язык, упразднялся украинский институт, техникум, не стали готовить и учительские кадры. Была прекращена деятельность издательств «Червоний прапор» и «Радянський станичник». С 28 марта 1933 г. был ликвидирован краевой украинский театр. В течение последующих нескольких лет репрессированы и подвергнуты гонениям писатели В. Потапенко, Доброскок Г. и Грушевский С., составляющие актив украинской организации, а также другие литераторы, профессора, студенты пединститута и украинского отделения рабфака. Украинский язык на Кубани властями был официально запрещён в 1934 г., но коренные жители - черноморцы (запорожцы) до сих пор, особенно в сельской местности, продолжают на нём разговаривать («балакать»), а почему? Ответ несложный - в Черномории, станицы основали выходцы из различных губерний Малороссии, и украинский язык был родным материнским языком для многих поколений станичников, превратившись за годы советской власти, под влиянием гос. русского языка в кубанский диалект украинского языка.

Это дало основание некоторым умникам объявить его «некультурным». Предчувствовав и предупреждая об этом ещё в позапрошлом веке, ген. Василий Степанович Вареник (1816-1893), прослуживший последние почти 10 лет в войсковом архиве отмечал: «Настанэ час, шо мы и зовсим ридной мовы нэ почуемо...». Он происходил «из казачьих детей ЧКВ» и был одарённым и неординарным человеком. Благодаря своим способностям, Вареник не только прошёл все ступени военной карьеры, но и стал на Кубани известным общественным деятелем, поэтом, автором юмористических рассказов, дневника «Досужие минуты», а также многих талантливых речей. Их он блестяще произносил на различных войсковых торжествах, за что был прозван современниками «кубанским Цицероном». В XX веке население станицы увеличивалось, но войны и голодоморы прореживали ряды таманцев. В 1913 г. в станице проживало 8209 чел., в 1926 г. – 7132 жителя, в 1959 г. – 5235, в 1979 г. – 8343. Новый век не сильно увеличил динамику прироста населения. В 2002 г. в Тамани насчитывалось 9297 жителей, из них 7149 русских, 273 украинца, 53 болгарина, 42 белоруса, 989 татар, 424 крымских татарина, 53 армянина, 26 греков, 42 немца, 10 адыгов, 17 грузин, 8 азербайджанцев, 90 турков и 6 цыган. Сегодня Тамань всё больше превращается в стратегически важный транспортный узел юга России. Таманское сельское поселение уже стало базой для крупных промышленных предприятий, и ещё целый ряд инвестиционных проектов ориентированы именно на эту территорию. В 10 км южнее ст-цы Тамань находится мыс Железный Рог.

Другое, более старинное его название - Кишла. Он считается самым высоким и крупным мысом на южном берегу Таманского п-ова и в своём основании достигает 1,3 км, а в высоту примерно 65 м над уровнем моря. Мыс Железный Рог относится к редким природным образованиям и, благодаря его геологическому строению, на нём можно увидеть выход железной руды на поверхность. Пласты бурого железняка представляют собой крепкую породу с прослойками ракушняка. Бурый железняк содержит в себе около 32 процентов железа. Его разработка была начата с 1896 г. акционерным обществом Брянского завода и велась с перерывами до 1932 г. кустарным способом, - путем простого сбора на мелководье каменных плит, отломившихся от рудного слоя. Равнинная верхняя площадка мыса, протянувшегося на 2 км, засажена виноградниками. У юго-западного берега - небольшой пляж. В настоящее время мощность пласта бурого железняка, не поддающегося размыву, составляет от 3 до 4 м. Фортификационные сооружения на мысе «Панагия», что в 13 км от ст-цы Тамань, строились капитально в конце 30-х гг. XX века и входили в основную систему береговой обороны Керченского пролива. Они предусматривали очень сложную систему коммуникаций и подземных переходов. Дорога, выложенная бетонными плитами на мыс «Панагия» была сделана в то же время с целью подвоза тяжелых башенных орудий и техники. На поле перед горой был построен целый военный городок. Стояли казармы, склады и прочие сооружения для обслуживания батареи. Была создана система дзотов прикрытия батареи с тыльной части, снабженных пулемётами крупного калибра.

Вход в казематы батареи был тут же. На мысе «Панагия» дислоцировалась тогда 33-я батарея капитана Б.Е. Петрова, состоявшая из трёх 203-мм орудий. Аналогичная батарея № 30 сохранилась только в городе-герое Севастополе. Батарею с воздуха прикрывали три 45 мм зенитные орудия, установленные рядом с башенными орудиями. Личный состав 33-й батареи принимал участие в десантной операции в декабре 1941 г., огнём поддерживая наши наступающие части. Батарея с честью выполнила свой долг и при обороне Таманского побережья летом 1942 г., и при отходе частей Керченской военно-морской базы с Таманского п-ва в сентябре. 23 сентября 1941 г. по предложению командования Южного фронта крайком ВКП (б) и крайисполком постановили немедленно приступить к подготовке автогужевых дорог оборонного значения к усиленной эксплуатации в условиях осенней и весенней распутицы. Такими дорогами являлись: Краснодар-Тимашевская-Староминская-Кущёвская-Ростов-234 км и Краснодар-Славянская-Варениковская-Джигинская–Тамань, протяжённостью 206 км. Для осуществления дорожных работ было решено привлечь в порядке бесплатной трудовой и гужевой повинности население и транспорт районов края. Гравий для дорог намечалось перевозить тремя баржами, с пристани Воронежская до пристани Елизаветинская, и по железной дороге от станции Абинской до Славянской, а ракушку доставлять ж/дорогой со станции Ейск. С ремонтом дорог намечалось управиться не позднее 9 октября 1941 г. Срочность работ диктовалась военной обстановкой в районах, сопредельных с краем.

Для обеспечения советских войск в Крыму особое значение имели Тамань и приазовские порты. С двадцатых чисел сентября 1941 г. с Керченского п-ова усилился и обратный грузопоток. К переправе на линии Керчь-Тамань привлекались все мелкосидящие суда Черноморско-Азовского пароходства, шаланды Азовтехфлота, баржи Доно-Кубанского речного пароходства, сейнера и дубки рыболовецких организаций. Они доставляли эвакогрузы, беженцев и раненых. Только оборудования металлургических предприятий из Керчи было эвакуировано 30 тыс. тонн. С 14 сентября до 3 ноября 1941 г. проводилась эвакуация из Крымской АССР скота для размещения его в крае и частичного прогона к переправе через р. Кубань у ст-цы Варениковской и далее - в Калмыкию. Скот в своём большинстве был истощён и больной ящуром. Поступал он на пристани в Тамань, Комсомольскую на Тузле и косу Чушка. Ежедневно выгружалось до 5 тыс. голов КРС и до 25 тыс. овец. В конце октября 1941 г. немецкие войска, прорвав оборону частей Приморской и 51-й армий на Ишуньских позициях, вышли на оперативный простор в равнинной части Крыма. Наши войска были вынуждены отступать, Приморская армия отходила к Севастополю, а 51-я - в направлении Керчи, но остановить противника ни на Ак-Монайском рубеже, ни на подступах к Керчи она не смогла. Более того, когда 12 ноября в Керчь прибыл представитель Ставки Маршал Советского Союза Г.И. Кулик, управление войсками было полностью потеряно, в городе наблюдалась паника, в стрелковых дивизиях оставалось по 300 чел., говорить о какой-либо обороне было уже невозможно. К тому моменту Керченская крепость уже 2 дня была в руках противника.

Продолжение следует в части  67                http://proza.ru/2021/02/28/1213