Тропою жизни

Владимир Лядев
Тропою жизни.
(Семененко Александр Александрович-старший).


 
(14.12.1938г. – 16.02.2006г.)


Жизнь мёртвых
продолжается в памяти живых.

Семененко Александр  Алексанрович родился  14 декабря 1938 года в г.Часов Яр Харьковской области Украины. В семье, кроме самого младшего Александра, было ещё два брата : Леонид и Николай. Отца Александр Александрович не помнил, так как тот погиб в шахте, когда он был совсем маленький. Немецко –фашистские войска захватили Украину уже в первые месяцы войны, и как выживала семья Семененко во время оккупации, цепкая детская память пятилетнего Александра сохранила на всю жизнь. Мать нанималась на любую работу, лишь бы принести что- то съестное в дом, самый старший брат Николай так же старался прокормить семью случайными заработками. Но особенно, по словам Александра Александровича, отличался средний брат Лёнька. Именно Лёнька научился  показывать  фокусы, чем удивлял немцев, а они за это щедро одаривали смышлёного пацана продуктами. Шустрый Лёнька, иногда рискуя своей жизнью, воровал у зазевавшихся «фрицев» всё, что «плохо лежало». Вот таким образом попавшей в оккупацию  семье Семененко  удавалось выжить.
 По окончании Великой Отечественной войны семья перебирается в г.Волгодонск Ростовской области. Старший же брат Николай остался  в Украине, где вскоре обзавёлся семьёй и  до ухода на заслуженный отдых  работал на угольной шахте шахтёром.  В Волгодонске у Семененко своего жилья не было, жили на съёмной квартире. Поэтому Сан Саныч (так его с  чувством теплоты и глубокого уважения называли буквально все: друзья, сослуживцы, ученики), чтобы прокормить семью, начал работать  очень рано. Учиться в дневной школе по этой причине долго не пришлось, и дальнейшее образование получал, обучаясь в вечерней школе. И хотя в бригаде монтажников, куда он устроился на работу, он был самый молодой, работал наравне со всеми. Как вспоминал сам  Сан Саныч, он  без посторонней помощи затаскивал тяжёлые кислородные баллоны на самый верх строящегося объекта.
Трудный и тернистый был этот послевоенный период жизни Александра Александровича. Работу в бригаде монтажников, учёбу в вечерней школе приходилось ещё совмещать со строительством  собственного дома. Средств  на постройку жилья, конечно же, не было.  Александр  Александрович рассказывал, что по Волго – Донскому каналу буксирные теплоходы таскали плоты. Зачастую брёвна от плотов отвязывались ( а пацаны помогали им в этом), вот их то и нужно было пригнать, а затем вытралить на крутой берег канала. Из этих брёвен потом и получался стройматериал на балки, стропила, дверные и оконные блоки, полы.
 Можно без труда представить ту рабочую атмосферу, которая царила в бригаде  монтажников – верхолазов. Шутки, порой ненормативная речь – это элементарная повседневность, само собой разумеющаяся обстановка в подобных коллективах. Поэтому как гром средь ясного неба было заявление Сан Саныча ребятам из бригады о том, что он поступил в Шахтинский государственный пединститут на факультет филологии и истории.  «Саня! Ты и педагог? Да ещё учитель русского языка! Ты же без «связки слов» предложение не можешь выстроить.» Это и многое другое выслушал Александр Александрович от ошарашенных новостью друзей по бригаде. Да и как тут не быть  «ошарашенными», если по окончании вечерней школы Александр взял отпуск и, никому ничего не сказав, отвёз документы  в Шахтинский педагогический и успешно поступил в это высшее учебное заведение.
Вот так, может быть, весьма неожиданно для окружающих, но не для него самого, рабочий паренёк проявляет свою главную черту характера – умение добиваться поставленной цели, которая и сделала его в будущем Учителем с большой буквы, руководителем от  Бога!
Уже тогда, будучи студентом, Александр  Александрович всегда собирал вокруг себя людей. Окружающих притягивал в нём тот внутренний свет, то душевное тепло и энергия, которые на поверхности не видны, но ощущаются не умом , а сердцем.
Когда студенческий строительный отряд Шахтинского пединститута, состоящий из ребят   старших по возрасту чем Сан Саныч, отслуживших уже в рядах Советской Армии (в то время в ряды вооружённых сил с дневных отделений  пединститутов брали на службу), отбыл на стройки в Казахстан, то комиссаром  отряда был назначен Семененко А.А.
В 1966 г. в с.Маньково –Калитвенское Чертковского района Ростовской области на базе школы – интерната создаётся Ростовская специальная школа для несовершеннолетних правонарушителей. Первым её руководителем был «Заслуженный учитель РФ», фронтовик – десантник Великой Отечественной войны – Гаевой Фёдор Георгиевич. Авторитетный не только в районе, но и в Ростовской области педагог получает полномочия: из колонистов Каменск – Шахтинской колонии для осужденных несовершеннолетних, и находящейся в ведении МВД, создать работающую на принципах педагогики А.Макаренко специальную школу, но уже под эгидой Министерства образования. Гаевой Ф.Г. делает ставку на молодые, энергичные кадры. Вот почему, сразу же после сдачи государственных экзаменов, в новорожденной спецшколе появляются бывшие выпускники Шахтинского пединститута.
В Маньково Семененко Александр Александрович приезжает не один, а с женой Светланой Фёдоровной и маленьким сыном  - « Сан Санычем» меньшим.  Так судьба привела Семененко Александра Александровича в Чертковский район и теперь уже навсегда.
В Ростовской спецшколе Сан Саныч работает вначале старшим воспитателем, затем заместителем директора по учебной работе. Автора этих строк в  марте 1973 г. принимал на работу именно Александр Александрович, который в то время, после смерти Гаевого Ф.Г., исполнял обязанности директора спецшколы.
Совместная работа, личная дружба с Александром Александровичем дала мне, молодому начинающему свою трудовую деятельность педагогу, такой мощный заряд человеколюбия, порядочности, любви, что не находится просто слов выразить то огромное чувство благодарности и признательности, которое переполняет мою душу, когда вспоминаю об этом светлом и чистом Человеке.
В 1978 г. уходит из жизни второй директор Ростовской спецшколы Овчаренко Алексей Григорьевич, а Семененко Александра Александровича назначают директором этого режимного учреждения. В этой должности трудится Сан Саныч пять лет. Пожалуй, эти годы надо отнести к пику расцвета и славы Ростовской специальной школы. Педагогика Антона Семёновича Макаренко, основанная на воспитании в коллективе и через  коллектив, в этом режимном закрытом учебном заведении, помноженная на относительную молодость, энергию и большую самоотдачу коллектива, давала свои плоды работы. В Ростовскую спецшколу за опытом  работы приезжают делегации других  специализированных школ СССР. На её базе проходят общесоюзные и российские мероприятия. Именно в эти годы раскрывается во всём своём многообразии  талант Семененко Александра Александровича как руководителя и Учителя учителей.                В школе насчитывалось до трёхсот воспитанников и около трёх сотен сотрудников разного ранга. Столярные мастерские спецшколы славились своими изделиями на несколько районов в округе. Заказов на изготовление мебели, оконных и дверных блоков, да и просто сухой обработанной доски для пола, было хоть отбавляй.
Имелось огромное хозрасчётное подсобное хозяйство на Маньковском разъезде, где кроме растениеводства занимались пасекой, свинофермой и большим  фруктовым садом. Всё это требовало присмотра, ухода, твёрдой хозяйской руки. Но главным всегда Сан Саныч считал не экономическую составляющую работы школы , а работу по возрождению человеческой души.  «Мы здесь только потому, что есть школа, а не наоборот» - так всегда напоминал  он своим сотрудникам .
В 1983 году Александр  Александрович назначается  заведующим отделом образования Райисполкома Чертковского района. Сложное и хлопотное хозяйство досталось новому заведующему. Школ в районе тогда было « пруд пруди», многие здания  старинной постройки давно требовали капитального ремонта. А сам отдел образования был представлен бухгалтерией в составе трёх сотрудников ( вместе с главным бухгалтером), инспекторским отделом и методкабинетом. В гараже на всё про всё один, да и тот не на ходу автомобиль ГАЗ-69. Как умудрялся заведующий добираться до Зубрина или предположим до той же самой Карповки, об этом знает теперь только история. Но в народное образование Чертковского района пришла волна перемен, пришло  оживление и ощущение движения вперёд. При Семененко А.А. были отремонтированы капитально здания аварийных школ, стала поступать новая мебель, ученические парты, технические средства обучения. Были построены и введены в эксплуатацию школы- новостройки: ЧСШ №1, Нагибинская средняя школа, Зубрилинская  8-летняя школа, Марьяновская средняя школа.
Не взирая на трудности физического, морального да и материального характера ( для сравнения: у директора школы зарплата была 200 -250 рублей, а у зав.РОО -120 рублей.) Александр Александрович оставался всегда чутким и человечным. Никто и никогда не видел его раздражённым, мстительным или, не дай Бог, несправедливым. Директорский корпус любил своего руководителя, потому как знал, что Сан Саныч директора школы будет выручать и защитит в любой ситуации, не взирая на должности и ранги вышестоящего руководства. Какие бы невзгоды, потери не обрушивались на заведующего, вёл он себя ровно, достойно, оставаясь по- отечески ко всем внимательным и никогда не подавал вида, что сам очень переживает. Поэтому никогда никто не сомневался, что будет принят,  понят,  успокоен. Все руководители школ , когда трудно, бежали к нему, а он всё пропускал через своё сердце.
В 1991 г., когда Советский Союз « приказал долго жить», Семененко Александр Александрович приходит работать в Маньковскую среднюю школу. Александр Александрович был, пожалуй, единственным человеком на свете, перед кем я робел, но кого при этом бесконечно любил и уважал. Поэтому мне было крайне неловко себя чувствовать, что мой наставник, мой Учитель и старший товарищ изъявляет желание работать в моём подчинении. Но  предложение возглавить школу, а я бы поработал под «крылышком» у Сан Саныча в качестве завуча  - он категорически отверг. Таким образом ,судьба дала мне ещё один шанс работать, общаться и дружить с этим светлым человеком ещё целых пять лет, зная, что он не оставит в беде, не отвернётся, разделит с тобой даже неверный подчас поступок. Коллеги, да и сами дети вначале держали дистанцию по отношению к новому завучу, как же бывший зав.РОО!  Но вскоре поняли, что Сан Саныч никогда даже видом не унизит никакого человека. Он всегда видит в человеке,  прежде всего его душу, а лишь затем поступок. Многие мои коллеги признавались, что в минуты его отсутствия ( на педсоветах, совещаниях) ощущался явно какой- то дискомфорт, как будто чего-то не хватает. Когда он рядом,  радость какая- то появляется, облегчение, как будто сама душа чувствует его присутствие и поддержку. Хотелось бы и нам быть такими, иметь в себе такую же простоту, и чтобы как и его не оставляли нас добро и любовь. Да я и сам поражался способности Александра Александровича открывать хорошее там, где его не ждут, и распознавать неожиданные таланты в других людях. Очевидно это Божий дар, а приобрёл его Александр Александрович ещё юношей. Тогда в Волгодонске верующие из-за отсутствия храма собирались в доме, где жили Семененко. По их просьбе Саныч  читал присутствующим Евангелие и Псалтырь.
В 1995  году погибает в автомобильной аварии директор Ростовской спецшколы Вацуро В.И.. Семененко Александра Александровича Министерство образования Ростовской области вновь приглашает работать руководителем школы, с которой Саныч уходил на должность заведующего отделом образования. В этой школе его проводили по достижении пенсионного возраста на заслуженный отдых.
Но судьба -  вещь упрямая. Для мужчин, особенно таких, как Сан Саныч, которые привыкли всю жизнь тянуть нелёгкий воз весьма ответственной работы, а затем внезапно бросить её – это смерти подобно. Поэтому «заслуженный отдых» не означает « сиднем сидеть» у телевизора, заниматься чтением художественной литературы или рыбалкой.  Александр Александрович  ещё некоторое время работает в спецшколе воспитателем.  Но большая в течение всей жизни физическая и психологическая нагрузка даёт о себе знать разразившимся инсультом. Вместе с работавшим тогда зав.РОО Тищук В.В. мы находим возможность принять Ветерана Народного образования в Маньковскую среднюю школу в качестве социального педагога.  Уже, будучи ограниченным  в физических движениях, Александр Александрович оставляет о себе в Маньковской средней школе светлую и добрую память, создав своими руками школьный музей. В нём на стендах, в альбомах, в экспозициях, в личных вещах стараниями Сан Саныча увековечена память славных педагогов самой старой школы Чертковского района, а также главные события исторического прошлого нашего уникального села Маньково – Калитвенское. Трудно пересказать всё, что происходило за те тридцать три года, что я знал Сан Саныча. Хотя утверждать, что я знал его, было бы, пожалуй, неверно. Александр Александрович Семененко был одной поразительной и прекрасной тайной. Иногда он открывался нам с такой неожиданной стороны, что мы только диву давались. Вот один пример из копилки моей памяти. Однажды мы застали его с резцом в руках. Из под него вскоре вышло воистину произведение искусства – гравировка Бригантины наполняющей паруса на фоне солнечного моря. Этот шедевр мог создать только Романтик, обладающий чистыми и светлыми помыслами и наивной душой младенца.
P.S.
А знаете, самой заветной мечтой Сан Саныча была, когда он только приехал работать в спецшколу, и оставалась до конца его жизни, мечта быть директором маленькой компактной сельской школы. Да чтобы речка была и можно было, закинув удочку, наслаждаться природой, тишиной, покоем.
А самая любимая песня – украинская «Цвiте терен».