1. Антропологические аспекты наркозависимости

Сергей Михальчук 2
Введение

Христианская Философская Антропология

Аскетическая Антропология

Антропологические аспекты наркозависимости

План:

Введение
1. Влияние наркомании на человеческую природу
1.1. Телесная зависимость
1.2. Воздействие наркотика на душевную сферу человека
1.3. «Наркотическая духовность»
2. Наркомания и человеческая личность
2.1. Наркоманическое «развитие» личности
2.2. Социальные аспекты жизни наркозависимых
Заключение
Литература

Введение

Наркомания - болезнь, в первую очередь, духовная. В связи с этим мы попытались дать святоотеческую оценку данному состоянию «падшей» человеческой природы.
Для этой цели мы использовали в статье данные трёх дисциплин, как церковных, так и научной, которые связанны с проблемой наркотической зависимости. Это христианская антропология, психология и православная аскетика. Наибольшее внимание статья уделяет антропологическим аспектам наркомании как духовного явления.
Согласно святоотеческому учению о человеке, человеческая природа являет собой онтологическое единство трёх сфер человеческой жизни, а именно плотской, душевной и духовной.
Плотская сфера бытия человеческого представляет нам жизнь человека как субъект-объекта материального, состоящего из сформированной, «особым образом», материи, которая из-за этой «особости» является «материей живой», и не только живой, но и «материей мыслящей». Поэтому человек как тело, как физическое тело, являет собой всю свою природную полноту, всё своё существо, и всю свою ипостасность. Человек как тело - это и природа человеческая, и его «Я» - лицо, личность.
И одновременно с этим, материальность человека, как связывающая его лишь с видимой частью тварного мира, есть недостаточная ступень постижения и его природы, и его личности. Плотское восприятие человека «тяжело и плоско», так как затруднено восприятие «вертикальных», «глубинных» его измерений. Проникновение в человека ограниченно физиологией, как общей, так и физиологией высшей нервной деятельности. Наука исследует человека, препарируя безусловные и условные рефлексы, исследуя инстинкты и поведение, как животных, так и человека. «Земля и земное» - вот идея и знамя плотского воззрения на человека. Но чтобы вознести, возвысить его над его материальностью, необходим иной ракурс виденья. Он возможен лишь при взгляде на человека не только как на тело, но и как на «душу живую».
Душевная сфера человеческого бытия предлагает нам уже не механистический, но несколько более высокий, творческий, взгляд на человека. Человек - субъект-объект действия сложного поля чувственных сил, процессов и движений, стремящихся вверх, к радости и счастью, высшие проявления которых он находит в любви, искусстве и всяком творчестве. Он пытается возвысить себя над землёю, оторваться от своей материальности, выйти за её границы.
Если плотская сфера человека центром тяжести своего внимания имеет человека как объекта, то в душевной сфере это внимание смещается в сторону его личностного, субъективного существования.
Но давая нам осознание этого стремления к счастью и личностной самореализации, как к процессам в нас присутствующим, наша душевная сфера всё же не даёт ответа на вопрос - зачем быть: - что такое «Я»? и – что такое счастье?
Многочисленны, но не больно-таки успешны исследования человеческой душевности всем комплексом психологических наук. Имея немалые успехи в изучении нынешнего, падшего состояния человека, в особенности его психопатологий, психологическая наука не может сделать его счастливым, помочь осуществиться его устремлениям.
Эта недостаточность, характерная для душевной сферы человеческой жизни, может быть преодолена лишь при общении человека с Тем по чьему образу он есть. Недостаточно человеку взлететь над землёй, - ему должно устремиться к небу. Эту возможность предоставляет человеку воззрение на себя как на существо духовное.
Духовная сфера жизни человека – это онтологическая полнота его бытия, как природного, так и личностного. В духовном воззрении на человека раскрываются и реализуются все аспекты его плотско-душевной жизни. И утверждается задача и способ полной самореализации его личности в общении с его небесным Отцом, и уподоблении Ему через «обожение» человеческой природы и «стяжании» человеческой личностью Святого Духа Божия. В силу этого, то есть, потому что духовная жизнь человека осуществляется только волевым усилием его личности, центр внимания духовной сферы человека располагается преимущественно в его субъективном существовании.
Предложенная вашему вниманию система воззрения на человека наглядно демонстрирует нам некоторую иерархию сфер, сил и движений в жизни человека, заложенную в него Самим Творцом, и преданную Церкви в Откровении. Но вся эта гармония была нарушена прародительским грехопадением. Что же такое произошло в грехопадении?
Грехопадение есть:
- Во-первых, раздробление человеческой природы и развал иерархии взаимоотношения всех её сфер и сил, когда низшее в человеке – плотская и душевная сферы, стали зачастую господствовать над сферой духовной;
- Во-вторых, отказ человека от тех личностных основ бытия, которые вложил в неё Творец, даровав человеку Свой образ и подобие.
В результате личность человека растворяется в его природе. А воля оказывается подчинённой силам, действующим в душевной и, большей частью, плотской сферах этой природы. Человек становится плотско-душевным, увлекаемым движениями сил, действующих в этих сферах его жизни. Его желания и чувства становятся страстными, то есть безнравственными. Ибо ни ум, ни сердце человека, в своей бездуховности не имеют истинно нравственных ориентиров.
Самым заманчивым из этих желаний является желание радости или счастья, поскольку оно соответствует той будущности, для которой и уготовал Бог человека. Но достижение этого стало невозможным, поскольку его воля несамостоятельна (личность пленена страстями). А иерархия ценностей полностью перепутана – духовное, то есть нравственное, стоит на последнем месте, а плотское, похотливое, на первом.
В результате этого мы имеем следующее несоответствие:
Радость и счастье – это чувства высоконравственные, чисто духовные, так как охватывают всего человека в его полноте и цельности. Их естественное достижение возможно лишь при собирании человеком волею своей, в Духе, всех своих частей, и плотской, и душевной, и подчинении их своей возрождённой Духом Божиим духовной жизни. Но человек, большей частью, не знает об этом или не хочет этого. Это долго, трудно и скучно. Он надеется найти более лёгкие, быстрые и приятные способы. И начинает искать радости и счастья усилиями душевными или даже плотскими.
Наиболее высок, для земного человека, поиск радости и счастья в душевном творчестве: искусстве, литературе и тому подобном. Он хоть и отвлекают человека от духовного мира, но, всё же, возносит его над плотской жизнью. Но не отрывает от неё.
На более низком уровне находится радость и счастье от трудовой деятельности человека, которая хоть и приковывает к земле все его помыслы и самою жизнь, но и служит, тем не менее, другим людям.
Когда же мы опускаемся до плотской сферы жизни человека, абстрагируясь от её связи с душевно-духовной сферой жизни, ибо эта связь невозможна без духовных усилий, то исчезают и сами понятия счастья и радости, превращаясь в утехи плоти.
Наркомания и пьянство - типичный пример попыток достижения иллюзии счастья путём воздействия на физиологическую часть плотской сферы человека. При этом первая являет собой пример наиболее глубокого и полного воздействия на всю природу человека и на саму его личность.
Именно наркомании, её воздействию на различные сферы человеческой природы, на личность человека и аспекты его социальной жизни и посвящена предлагаемая вашему вниманию статья.
Понятие «психология наркомании» понимается в данной статье не только как психология социального явления, каким часто именуют наркоманию светские психологи. Под этим термином подразумевается и состояние человеческой личности, зараженной «страстью» (привязанностью) к наркотическому веществу, и состояние его природы, в первую очередь его душевной сферы (греческое ;;;; - дух, душа, сознание), отданной во власть наркотической зависимости свободным пожеланием личности.
Но так как личность человека понятие достаточно таинственное, можно даже сказать интимное, то в своей статье мы постарались лишь отчасти коснуться этой сферы, имея в виду волевые устремления человека, искажения которых наиболее явны и присущи большинству наркозависимых.
Можно так же сказать, что нами, отчасти, движет желание понять тех людей, которые доживают в окружающем мире последние часы, отравляемые горьким ядом наркотического «кайфа». Понять – это значит получить возможность хоть чем-нибудь помочь. Ведь особо трагично то, что среди этих людей - 85% - мальчишки и девчонки, обделённые любовью и пониманием своих родителей. [1]

[1] Непосредственным поводом для написания статьи послужил материал, собранный студентом 5-го курса семинарии Александром Гинкелем для дипломной работы. При работе с этим материалом оказалось, он очень наглядно ставит и позволяет разрешить некоторые насущные вопросы антропологической тематики, позволяя взглянуть на них более глубоко, и, иногда, с неожиданной точки зрения.