Коронавирус и флот

Лев Ефремов
               
      В конце марта 2020 года в связи с зпидемией коронавируса, в России
были приняты серьезные меры против этого заболевания. В стране в первую очередь был введен режим самоизоляции. Запрещено было гражданам отходить от места проживания без особых причин. Разрешалось только сходитьв близлежащий магазин за продуктами, в аптеку и по каким –то серьезным делам. При этом гражданин обязан был надеть защитную маску и антибактериальные перчатки. Многие предприятия перешли на режим удаленной работы. Детсады и ясли закрыли, школы и вообще все учебные заведения также были закрыты и перешли на режим удаленного обучения. Этот режим продолжался до средины мая. В Крыму некоторые послабления этого режима произошли  18 мая. Было разрешено выходить на прогулки, но при посещении людных мест обязательно надевать маски и перчатки.
      Погода  в Крыму стояла солнечная, и не особо жаркая.  В Керчи многие горожане поспешили на прогулку на любимую набережную. Гуляют, любуются природой, заливом. В заливе, как обычно,  видны морские суда, которые работают в своем обычном режиме. А как же у них с этой эпидемией, как моряки, отработавшие свой контракт меняются и едут  домой отдыхать? Ведь авиаперелеты и железнодорожные переезды в стране запрещены. Если кто-то прибыл из-за границы или другого российского города, то его отправляют на две недели в обсерватор на карантин.
      Бывший капитан звонит в Нижний Новгород своему товарищу, с которым
вместе отработали много лет. У него сын работает электомехаником на крупном контейнеровозе под иностранным флагом:
     - Евгений Александрович, как там твой Михаил поживает, как у него с этим режимом?
     - Да, как – проблемы. Он зимой сменился, отработал почти пять месяцев. Съездил в Приднестровье, у нас знаешь в Дубоссарах квартира, потом в Москву, купил там хороший внедорожник. И вот в конце мая должен был ехать на смену на судно, а меняются они в портах Юго-Восточной Азии или в США, на этой линии обычно работает их судно. Но вот сейчас со сменой проблемы, надо ему лететь в С.Петербург, там решать все эти вопросы со сменой, так туда не вылететь. Сидит сейчас дома в Нижнем, без денег, весь на нервах. Ждем очередных новостей от нашего правительства.  Вчера звонил в Питер, ему объяснили, что есть возможность в средине июля попасть на судно. Оно приходит в Лос-Анжелес и, если будет открыто железнодорожное сообщение с Беларусью, то можно доехать на поезде до Минска, там сесть на самолет до Европейского аэропорта и уже из Европы вылететь в США.
      - Сложная дорога, да и не дешевая. За чей счет будет добираться? Причем
здесь С.Петербург?
      - Михаил работает на судне под флагом ФРГ, судовладельцы немецкая компания, там экипаж смешанный из разных стран,  а набором экипажа из россиян занимается крюинговая компания в С.Петербурге. Она же должна и обеспечивать доставку моряков на судно, наверное, и дорогу оплатит. Но это все, конечно, должно быть закреплено документально договором. А вот, как получится на деле – это под вопросом. До Питера из Нижнего Новгорода Михаил планирует добраться на «Сапсане», и там уже будет какая-то ясность.Судовладелец настаивает на обязательной замене работающего там электромеханика, у того уже сильная депрессия от шестимесячной работы на судне, начинает заговариваться.
      - А, помнишь, как мы отработали шесть месяцев в таймчартере у канадцев
и этот договор закончился после выгрузки в порту Ла-Гуайра/Венесуэла/? Собрались домой в Мурманск, а наше Пароходство, чтобы не гнать судно поржнем за тысячи миль, заключило навый контракт с чешской фирмой и пришлось нам работать еще три месяца. Вот у экипажа «радости-то» было.
      - Да, конечно, помню. Пришли в Мурманск уже все какие-то ополоумевшие. Я на стоянке такси оставил все свои вещи, кейс с документами и долларами за рейс  и побежал в киоск за сигаретами. Вернулся, все на месте, не украли. Сразу и не сообразил, что могу все заработанное за девять месяцев потерять. Вот так тогда башка работала. 
      - Да, и я тоже такой же после этого рейса был. Но это было давно. Ну, ладно, желаю Михаилу удачи. Знаю, что он грамотный,   умный парень, и наверняка найдет правильное решение. Еще раз удачи ему и здоровья. 
      Ранее этот капитан работал в Мурманске и от своих мурманских товарищей узнал, что Мурманское морское пароходство на грани банкротства. Более десятка пароходских судов за различные задолженности ММП стоят арестованные в иностранных портах. Жалуются моряки, с судна стоящего под арестом в Индийском порту,  что более четырех месяцев не получали зарплату. В порту жара, а на судне так, вообще, как в бане. Кондиционер не включить, электричество включают на 1час утром и 1 час вечером. Продуктов на судне нет, питаются один раз в день. Выход в город разрешается 2-3 раза в месяц, поэтому зачастую нет возможности купить продукты даже на деньги, которые присылают родственники.  Денег, которые высылает Пароходство, не хватает. Помимо продуктов надо платить за пресную воду, за топливо. А тут еще эта коронавирусная эпидемия. Некоторые члены экипажа на судне находятся уже больше 12 месяцев и, когда их сменит другой экипаж – неизвестно.
      На других мурманских судах примерно такая же ситуация. А это более 200 человек. В портах им помогают продуктами и прочим только моряки с соседних Российских судов, хотя не на всех судах с российским экипажем Российский флаг.
      В портах Индии стоят два мурманских судна, одно судно в США в Новом Орлеане (США), два теплохода  в Китае, два у берегов Испании. Т/х «Виктор Ткачев» стоит на рейде Африканского порта Абиджан более семи месяцев. Зимой из-за болезни – малярии скончался капитан. Врачей на судно не могли вызвать, оплатить оказание медицинской помощи должен был судовладелец.  Через некоторое время в местную больницу положили еще четверых моряков, после лечения они опять вернулись на судно. На теплоходе острая нехватка топлива, питьевой воды и продовольствия. Также в разных портах стоят еще несколько мурманских судов, и экипажи просто стали заложниками из-за финансовых проблем судовладельцев.
      В судовладельческих компаниях обещают помощь морякам, обещают помочь со сменой экипажей и  отправкой на родину, но время идет, а улучше-ния для моряков нет. С одного судна моряки даже послали просьбу к президенту Путину В.В. с просьбой помочь им вернуться домой. Но просьба пока не выполняется.
      Много бывших российских судов работают под «удобными» иностран-ными флагами.  Со сменой экипажа тоже проблемы и, когда это все закончится – неизвестно. Эта неизвестность будущего морякам, отрабо-тавшим на судне больше года, больше всего действует на нервы. Один из механиков судна работающего в районе Юго-Восточной Азии пишет домой  жене, что обстановка на судне накалилась до предела, люди сходят потихоньку с ума. Уже три драки за месяц: два раза филиппинцы между собой выясняли отношения, однажды и он не выдержал и въехал одному из них — наглый, ленивый, не делал свою работу. Сейчас этот филиппинец как шелковый.
      С судна, работающего в районе США, Канады, сообщают: «От  судовладельца пришло указание, что выход в город запрещен, да и местные власти все равно в город не выпускают. Общение с посторонними — только на расстоянии и в масках. Ежедневное измерение температуры у всех членов экипажа — ведется учет для береговых властей. Смены экипажа пока приостановлены. Судно каждые два-три часа проверяют пограничники,  таможенники, санитарные врачи, представители портовых властей. Запасы получаем тоже с соблюдением дистанции. Привезут продукты, выгрузят на причал,  а мы  уже сами поднимаем их на борт и разносим по кладовкам. Жизнь на судне больше похожа на тюремное заключение. Только работа и сон. Постоянные конфликты между моряками, часто доходит до драк».
      Из разных источников известно, что в таком положении сейчас оказалось несколько тысяч наших соотечественников. Одни отработали контракт и не могут смениться, а другие сидят дома без работы, без денег и не могут прибыть на свое судно на работу. Помимо проблем с финансами у судовладельцев еще и коронавирусная эпидемия, приходится ждать, когда карантин закончится, и откроют воздушное пространство. Морская жизнь и так нелегкая, а тут еще неизвестно, когда все это закончится и можно будет: одним вернуться домой, а другим на судно на работу. И не знают моряки, кто больше виноват: недобросовестные судовладельцы или эпидемия.

.