Василий Суриков. Взгляд, пронзающий эпохи

Наталья Николаевна Максимова
  Про Василия Ивановича Сурикова говорили , что художник способен мыслью пронзать эпохи , а его картины, по своему воздействию на зрителя, схожи с машиной времени.
 
   Это про него  Александр  Бенуа написал :  “ …художник обладает  огромным мистическим дарованием”.
  А вот слова о В. Сурикове Максимилиана  Волошина : “  В творчестве и личности Василия  Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила  изумительный парадокс :  к нам в двадцатый век она привела  художника , детство и юность которого прошли в XVI  и XVII веке русской истории.
  В одной научной фантазии Фламмарион рассказывает, как сознательное существо, удаляющееся от земли со скоростью, превышающей  скорость света, видит всю  историю земли  развивающейся  в обратном порядке и постепенно отступающей в глубину веков.
  Для того, чтобы проделать этот опыт в России в середине  XIX века ( да отчасти и теперь), вовсе не нужно было развивать скорость света,  а достаточно было бы поехать на перекладных с запада на восток, по тому направлению, по которому в течение веков постепенно развертывается  русская история“

  В. Суриков родился в Красноярске  в семье губернского регистратора ( 1848г. ) и  до двадцати одного года жил в Сибири,  откуда и отправился  “штурмовать“ Петербургскую  Академию художеств в 1869 году, проехав   Россию с  востока на запад.   И ещё много раз художник вернётся  в Сибирь в поисках вдохновения,  типажей и подлинной красоты.
  Кисти  Ивана Васильевича Сурикова принадлежат такие масштабные исторические полотна, как “Меншиков в Берёзове“ (1883 г.), “Пир Валтасара“ ( 1874 г.), “Утро стрелецкой казни“ (1881 г.),“Боярыня Морозова“ (1874 г.),“Покорение Сибири Ермаком“ (1895 г.),  “Переход  Суворова через Альпы в 1799 году“ (1899 г.),  “Посещение  царевной  женского монастыря“ (1912 г.) …

  Самое большое  впечатление на меня производит  “Утро стрелецкой казни“  -  ярчайшая из живописных  работ художника,  одна из вершин  его творчества …
 Когда писалась эта картина, Илья Ефимович Репин  неоднократно заглядывал в мастерскую  художника, с интересом наблюдая  за работой. При этом он  настоятельно советовал Василию Ивановичу “повесить“ хотя бы одного стрельца.   У Сурикова не было ни малейшего  желания  “вешать“,но однажды всё-таки пририсовал.   Когда нянька увидела  страдальца,  то хлопнулась в обморок.
 Вот тогда-то художник   чётко обозначит  для себя:  “…искусство не должно так действовать“.
Несмотря на драматизм происходящего , мы не видим на картине крови. Но какой динамизм, сколько страстей в лицах!

  Пётр I … Он истово ненавидит стрельцов. В десятилетнем возрасте ему пришлось стать очевидцем того, как на  пиках бунтующего служилого люда гибли близкие ему люди.
  Вот как описывает этот стрелецкий бунт  1682 года в своём романе “Пётр Первый“ Алексей Николаевич  Толстой:
   “Дверь распахнулась. Увидели царицу Наталью Кирилловну во вдовьей черной опашени и золотопарчевой мантии. Взглянув на тысячи, тысячи глаз, упертых на нее, царица покачнулась. Чьи-то руки протянули ей мальчика в пестром узком кафтанчике. Царица с усилием вздернув животом, приподняла его, поставила на перила крыльца. Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженые волосы. Круглощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу…
…Овсей Ржов насел сзади на Матвеева. Царица взмахнула рукавами, прильнула к Артамону Сергеевичу. Царевич Иван, отпихнутый, упал и заплакал. Круглое лицо Петра исказилось, перекосилось, он вцепился обеими руками в пегую бороду Матвеева.
— Оттаскивай, не бойся, рви его, — кричали стрельцы, подняв копья, — кидай нам!
Оттащили царицу, отшвырнули Петра, как котенка. Огромное тело Матвеева с разинутым ртом высоко вдруг поднялось, растопыря ноги, и перевалилось на уставленные копья. “
 Этого  Пётр уже никогда не простит стрельцам.  Узнав, о заговоре стрельцов во главе с царевной Софьей,  Пётр в спешном порядке возвращается из-за  границы  в августе 1698 года.  Проведя жестокое дознание, назначает  на Красной площади день  казни. При этом собственноручно  рубит головы  стрельцам…

  Как сказал в Стансах  А.С. Пушкин :
 “Начало светлых дней Петра
  Мрачили мятежи и казни…“

  Первый раз Василий Суриков ступил на Красную площадь, когда ехал поступать в  Петербургскую  Академию художеств в 1869 году.  Кто знает, может быть именно тогда своим мистическим взглядом  художник и увидел эту страшную картину казни…   
  Была ли это случайность?..
  Или всё было предопределено?..

  На этой картине у каждого своя правда.  Вот  такое оно – утро нового царствования.



                Утро стрелецкой казни, 1881. Холст, масло. 218х379 см,
                Государственная Третьяковская галерея, Москва