Молитва

Денис Шкопкин
Одним летним июньским утром я проснулся рано, часов в пять. За окном зеленая свежесть пронизана золотыми лучами. Радостными трелями птицы встречали новый день. Открытая форточка взбодрила ароматным холодком цветущей природы. Встав на утреннюю молитву, я посмотрел в распахнутый настежь мир. Необычное чувство расфокусировав остановившийся взгляд, отдало во власть отрешенного состояния.

До этого момента я прожил большую жизнь. Может быть большую часть жизни. Милостивый Господь дал мне величайшую возможность родиться на этой планете для исправления души. Бог дал мне шанс очиститься от греховной грязи, оставить балласт страстей. Использую ли я его? Проходят годы, наступило очередное лето очередного года. Но Господь ждет нас. Ждет каждый месяц. Каждый день. Час. Минуту. Каждое мгновение ждет нашего стремления к Нему. Каждое мелькающее «сейчас» говорит – пользуйся отмерянным тебе временем. Не прожигай впустую великое счастье жить. Пожелай добра всем живущим, подумай с любовью об окружающих, помолись за бессмертные души людей.

Больно видеть человека, падением в грех отдаляющегося от Бога. Предавая себя, он сковывает душу темными оковами, тянущими вниз. Наиболее явно это ощущается в тех случаях, когда недоброе желают лично мне. Больно ощущать, что твоим участием бедная душа погрязает во зле. Она, обрекая себя на страдания, умножает зло в мире, сама того не понимая. Хочется молиться за такую душу. Отдельно за каждую конкретную душу, которая, как мне показалось, приняла грех. Скорбно понимать, что с твоим участием эта душа совершает отступление о Бога, предаваясь воздействию темных сил. Бедная, несчастная душа, вместо чистой любви Бога, она оскверняет себя. Хочется молиться за её спасение.

Когда молишься за очищение души своего недоброжелателя, за оставление ей греха, когда искренне просишь Бога спасти её, то бескорыстная любовь входит в тебя. Божией милостью сжигается негативная связь и ваши души обретают мир. Искренне молящийся за врага, словно сбросив балласт, чувствует неземную лёгкость, и Дух Святой пребывает с ним. Ты явно будешь чувствовать грех, он будет ощущаться как отступление от чистоты, как предательство. Он станет противен тебе. Нужно постараться сохранить свою душу в чистоте. Желать добра всем окружающим. Думать о людях с любовью. Стараться понять близких, найти объяснение их поступкам, искренне простив.

Мы, грешные люди, не можем знать всех переплетений судеб, существующих по законам Бога. Поэтому необходимо принять происходящее как свой собственный урок. Нет случайностей в мире, все взаимосвязано. То, что мы получаем в этой жизни – наша прошлая заслуга. Наберись сил, терпения, смирения и пройди этот урок достойно. Тогда ситуация будет исчерпана и больше не повторится. Ни с тобой, ни с твоим потомством.

Чистая Любовь в духовном плане это не чувство, а Сам Бог. Я пытаюсь расценивать жизненные обстоятельства, как возможность проявления любви. В идеальных условиях не сложно любить, но и легко обмануться. Поэтому и нужна такая многогранная проверка себя, чтоб с разных сторон отшлифовать душу силой Любви. Я стараюсь относиться с добротой к каждому человеку, к которому обращаюсь. Человек слабое существо, поэтому старательно защищается, как лесной ёжик – выпуская иголки и фыркая. Но за этой броней скрывается живое сердце и божественная душа. Если два человека наскакивают броней один на другого, то сноп искр обжигает их, отталкивая ещё дальше друг от друга. Но мирное устроение духа говорит – я не враг тебе, доверься мне. Не бойся меня. Я люблю тебя, и искренне желаю тебе счастья.
Чувствуя бескорыстность и безусловную любовь, броня спадает. Вы общаетесь тем Живым и Настоящим, что она так тщательно оберегала.

Привнесите мир в свои семьи. Искренне простите близких. Примите Любовь как основу жизни, как единственное спасение бессмертной души. Первое время зло будет сопротивляться, стараясь не выпустить из своих когтей, но пусть знает – у него нет шансов. Ведь вы выбрали Бога, а значит, ваша судьба находится под Его защитой

***

Как-то, один добрый человек принес нам книгу. Как сейчас перед глазами стоит черная глянцевая обложка и белые буквы «Новый завет». Я смутно осознавал, что у меня в руках, но читать начал с интересом. Будучи ребенком, мало что понял, а объяснить было некому. Но каким-то образом мне удалось почувствовать глубину этих святых слов, рассказывающих о чистой и полной Любви жизни Господа на земле.

Шли 1990-е годы. Открыв рубежи, государство открыло и границы сознания своих граждан. Долгожданная псевдосвобода в избытке насыщала умы людей экзотическими учениями, «тайными» знаниями, оккультными науками. Наивные сограждане с удовольствием откликались на гарантии  счастливой жизни за несколько платных сеансов. Очень активно распространялись «заряженные амулеты» для приманивания денег, печатная продукция с заговорами. Различные силы использовали в своих целях духовную безграмотность россиян. Одновременно, в сознании людей культивировалось понятие о православном храме, как о неком дореволюционном пережитке, в который и ходить-то не стоит...

Но зло не способно уничтожить Светлые Силы - начали восстанавливаться монастыри, православные храмы. В них я слышал, что нужно верить в Бога и не грешить. Что значит верить в Бога, я не понимал, поэтому слово «вера» вызывало в сознании отстаивание долгих служб и выслушивание непонятных песнопений. С грехами примерно также – никого не убиваю, не краду, откуда ему взяться у меня, греху-то?
Поэтому чувствовал себя в церкви случайным гостем. Непонятные символы, сложные правила, свои порядки… Если что не так, бабушки сразу «шикают» - нельзя! Не-ет, «верить» в Бога очень сложно. Мне не понять. Но душа, каким-то непостижимым для меня образом тянулась к Свету и поиску Истины.

Почему в жизни существуют страдание и радость? Для чего рождаются люди, если все они умрут? Кто такой Бог и почему Он не показывает Себя?
Мое окружение не давало ответы на эти вопросы. Так я стал искателем.
Возможно, глубина прочитанного когда-то Евангелия, послужила твердой опорой последующего поиска. Она оградила меня от лавинообразной массы, предлагавшей раскрыть «секреты» жизни, сулившей могущество и успешное существование в этой и иной жизни. Я чувствовал ложность сомнительных «новых откровений» и различных «духовных практик», подсознательно сравнивая их с тем, что дал нам Иисус.
Прочитав большое количество разнообразной литературы, обещавшей духовное пробуждение, просветление, нирвану, нечеловеческие способности и многое другое, я чувствовал для себя бессмысленность подобных знаний. Вопрос «зачем мне все это?» оставался без ответа. Удавалось пообщаться с представителями как христианских конфессий, так и адептами иных религий. Так или иначе, каждый из них давал понять - истина только у нас! Про другие религии, в лучшем случае, умалчивалось. Это очень смущало.
Неужели Бог хочет разобщения? Разве Он ищет соперничества на пути к Себе? Правда ли, что Он требует жестокости и непримиримости к иноверцам? Люди, кто из вас всё это выдумал?

Душа моя чувствовала, что Бог это Любовь, Чистота, Свет. Но я, как и подавляющее большинство ровесников, не умел слушать свою душу. В учебных заведениях мне давали разнообразные знания, но там не было главного – духовного. Я много узнал о мире, но не знал себя. Как глупый слепой котенок, я громко мяукал, заявляя свое право на существование, и совал нос куда только можно было. Но упав со ступеньки лестницы и ударившись, разве может слепой котенок сделать выводы и остановиться? Нет, он будет продолжать двигаться, даже стоя у края лестничного пролета. Так зачем же ты идешь, глупый, не видя куда? Остановись же! Ты разобьешься! А он не может остановиться. Не потому, что упрям или глуп. Он ищет маму. Ему одиноко в этом огромном мире, он не знает как себя вести в незнакомом месте. Он ищет тепла, хочет любви, просит защиты. А мама-то, мама? Неужели она бросила своего ребенка? Никогда. Слыша беззащитный зов, она тут же устремляется на помощь.

Я достаточно падал по ступенькам. Не нужно прилагать усилий, чтобы упасть, карабкаться вверх гораздо сложнее. Наперебой зазывавшие голоса древних эзотерических философий и тайных доктрин не могли удовлетворить меня. Изученные труды многих современных авторов в области самопознания, относил скорее к разряду психологии и выживаемости в мире. В конечном итоге, почти все они тонко подводили к утверждению гордыни и погружению в прелесть. Конечно, попадались произведения написанные не людьми, но данные людям. Они были пропитаны любовью и окутаны мудростью. Одна из таких, четырехтомник "Две жизни" К.Е. Антаровой, серьезно встряхнула, заставив пересмотреть себя с духовных позиций.

Но до этого, я, искатель, даже пытался заниматься некоторыми практиками по утончению восприятия, например, пытался развить видение ауры. С деревьями это получилось – видел энергетическую оболочку повторяющую контуры веток, листьев. Но и тут не обошлось без Божией помощи – душа моя «взбунтовалась». Какой толк в видении ауры? Сделает ли это меня счастливым? Зачем трачу время на временные «фокусы», ничего хорошего не делая  для вечной души?
Всё же, душа помнила голос Того, Кого я искал. Разумеется, происходящее в мире понимать можно, но знать нужно Бога.

Стоптав башмаки, но так ничего и не найдя, я возвратился домой. Как в притче про блудного сына, Отец обрадовался, велев накрыть на стол лучшее. Я начал знакомиться с великими трудами Святых отцов, поститься, стал учиться молитве. Причем, делал это без принуждения, а по зову души. Бережно, по мере готовности, Бог открывал залежи греховной грязи во мне, позволяя увидеть, как этим я пачкаю своих близких и отдаляюсь от Него. Покаяние и очищение души любовью стало на первом месте. Я поверил Богу, впустил Его в свою временную жизнь, чтобы оставаться с Ним в вечности.

Если котенок мяукает, то кошка приходит на помощь. Почему же мы, свалившись со ступеньки, не просим Господа о помощи? Потому что слепы и немощны, но при этом очень самоуверенны. К сожалению, некоторые приходят к Богу только через страдания. Когда иссякают собственные силы, и понимаешь, что не можешь изменить неизбежное никакими доступными средствами, тогда обратись к Богу. Бегать и скрываться от Него бессмысленно, у каждого наступит час свидания с Господом. Все мы – часть Него. В каждом из нас есть искра Бога, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Господь вдохнул в человека при творении. Образ Божий в человеке, в бессмертии души и свободе воли.
 
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3, 17)

Нужно определиться с путем следования к Богу и не сворачивать с него. Не метаться между религиями, учениями, верованиями, разными духовными направлениями. Древние религии могут являться разными дорогами к Одному Богу, но идти одновременно по ним ты не сможешь. Также как и не сможешь идти сначала по одной дороге, а потом по другой, периодически прибегая с места на место.

Один человек решил взобраться на вершину горы. Длительное время он смотрел с одного ракурса на эту гору, изучил склон, просмотрел тропинки, и начал движение к вершине. Но тут ему показалось, что достичь вершины легче с другой стороны горы. Оставив снасти, он решил спуститься и перейти на другую сторону, а путь был не близкий. Вновь человек начал изучать склон, ведь глупо идти, не видя дорогу. Но поспешив - упал, поставив синяк. Так и бросил новое, не закончив начатое

***

Бог не где-то там, далеко, Он всегда здесь – но мы не видим Его. Нет необходимости пытаться достучаться до Него, Он слышит каждую нашу мысль – но мы не слышим Его. Бог с нами с каждым вдохом, но с каждым выдохом мы отворачиваемся от Него.Всему виной наша греховность. Мы впадаем в суету, хотя можем начинать дело с молитвы. Мы уверены в своем бессмертии, поэтому даже не задумываемся о вечности. Мы горделиво поддерживаем конфликт, вместо устранения его.

Как-то, пытаясь избавиться от расстройства желудка, я выпил натощак крепкого черного чая и отправился на работу. Кофеин является очень действенным стимулятором центральной нервной системы, поэтому суетливость и легкая агрессия не заставили себя ждать. Собственно, обычное состояние современного человека употребляющего психостимуляторы, ожидаемо вылилось в конфликт с коллегами.
В результате обида, раздражение. Я пытался побороть эти чувства, но тщетно. В перевозбужденном состоянии молиться не мог, просто не получалось. Только через сутки, когда уровень адреналина вернулся в норму, я попытался уложить в уме эту ситуацию.
Как относиться к человеку, от которого я «невинно пострадал»? Прощу сегодня, а завтра он опять будет цепляться ко мне, так что – каждый день прощать? А может, проучить разок, как следует?

Уровень загрязненности физического тела прямо пропорционален загрязнению тела тонкого. Кофеин, никотин и прочие стимуляторы вызывают зависимость, и человек уже не понимает, в каком состоянии находится. Его просто несёт на волнах суетливой раздраженности, но он не осознает этого.
Разжигаясь моей греховностью, взбудораженный ум предлагал достаточно жесткие методы реагирования, но… этому воспротивилось сердце. Наконец-то! Я стал молиться, и Бог дал ответ. Он поразил меня своей истиной и простотой.
В молитвах я прошу Господа научить меня любви, состраданию, мудрости. Учение не может быть без практики, иначе возникнет самообольщение. Поэтому Господь дал мне практический пример, благодаря которому я увидел нечистоту в собственной душе. Да, пусть коллега оступился. Но как отреагировал я? Вместо любви к ближнему, вместо попытки вернуть мир его душе, во мне проснулись греховные чувства обиды, раздражения, презрения. Я думал не о ближнем, а только о себе.

«Прошу вас, испытайте. Если кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что-либо ваше, то молитесь: "Господи, все мы – создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние", и тогда ощутимо будете носить в душе своей благодать. Принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и Сам опыт покажет тебе. А кто думает плохо о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога» (прп. Силуан Афонский. Писания, IХ.21)

Реагировать нужно Любовью. Любовью побеждать. Делать дела Любви ради самой Любви, для приумножения Любви в мире. Проявляя внешнюю агрессию или тая внутренние обиды, ты умножаешь зло в мире, выступаешь против Бога, отворачиваешься от Него. Неужели из-за неосторожного слова ближнего ты предашь Господа? Но если уж совершил грех, сам вляпался в эту «кучу», тогда не обвиняй других, что плохо пахнут.

Мы молимся, постимся, посещаем святыни, ходим в церковь, читаем духовную литературу и считаем, что таким образом мы приближаемся к далекому Богу. На самом деле, это заблуждение. Бог всегда рядом. Он свидетель каждого мгновения, каждой ситуации, каждого поступка, слова или мысли нашей. Он здесь. Своим образом мышления, отношением к окружающему, к конфликтным ситуациям, мы либо приближаемся к Богу, либо отдаляемся от Него.

«Укоряющего нас нужно принимать как посланного Богом обличителя скрытых в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя… [ведь] мы не знаем многого скрывающегося в нас зла; только совершенному человеку свойственно помнить все свои недостатки» (прп. Марк Подвижник. Слова, 6)

Но не нужно унывать. Не оступается тот, кто не идет вперед. Ошибиться не страшно, страшно не осознать свою ошибку. После падения, сердце ещё больше возгорается к подъему.

«Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» Мф. 9:13

Без кнута всё стадо растеряешь. Поэтому подобные ситуации я считаю Божием промыслом.  Так сказать, духовное боевое крещение, избавляющее от самообольщения и открывающее твою истинную суть.

«Душа, питающая ненависть к человеку, не может быть в мире с Богом, Сказавшим: "если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:15)
«Если человек не желает мириться, ты, однако, сохрани себя от ненависти, чистосердечно молясь о нем и не злословя его» (прп. Максим Исповедник. Главы о любви, 4.35)

Слаб человек и без Бога он ничто, кормушка для бесов, вынуждающих к еще большим грехам.
«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», - учил великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Серафим, Саровский чудотворец.
Если в тебе самом нет мирного устроения духа, но ты требуешь высокой духовности от других – это гордыня. Начинать нужно с себя.

Духовный рост не возвышает над людьми, а приближает к Богу. Это огромная работа по изменению себя, своего отношения к окружающему. Это Любовь ко всем людям, стремление бескорыстно помочь каждому, кто в этом нуждается.

К добру нужно тянуться. В любой житейской ситуации, представь, что все люди вокруг – твои лучшие друзья. Каждый человек хороший, пусть и не показывает этого. Не стремись к великим подвигам, проявляй добро в малом. Если чья-нибудь агрессия направлена против тебя, помни, что этот человек оступился, отошел от Бога и душа его страдает, пусть внешне это не проявляется. С доброй улыбкой глядя в лицо, первым протяни ладонь примирения. Если это пока сложно, то постарайся не иметь злых мыслей о человеке. Этим ты поможешь подняться ему и свою душу сохранишь. Если и это нелегко, тогда молись, предаваясь в руки Божии. Господь управит. Так, храня мир в душе своей, ты открываешь ее Богу.

Гал.6:7. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет»

Только освободив шею от камня, я почувствовал его тяжесть. Грузные, темные тучи ушли, открыв сияющее солнце. Я сам себе порчу жизнь обидой, осуждением. Источником моих проблем является моя греховность.
Господь даровал прощение и светлое, благодатное чувство заполнило душу...

***

Насытившись вдоволь духовной информацией, я поскользнулся на том, о чем предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов). Подсознательно ища духовных подвигов и не обретая их, в душу закралось уныние. Как-то неосознанно я начал избегать мирского, стремясь только к духовной пище. Краски жизни поблекли, простые мелочи перестали радовать.

Работа представилась мне бессмысленным занятием – монотонно зарабатывать деньги, чтобы впустую тратить. Ну, бред же. Все предметы придут в тлен, все заслуги нивелируются. Да и вообще, зачем все это, если конец у всех один? Я застрял между мирским и духовным – первое презиралось, последнее не давалось. Появилась усталость, напала хандра, раздражение…

Но вот, милостью Божией мы отправились в запланированное паломничество в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Традиционно, мы проводим в четвертом уделе Богородицы три дня.
«Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!» – говорил преподобный Серафим.

Утром следующего дня по прибытии, читая житие любимого батюшки Серафима, на меня снизошло озарение. Это было не от ума, мой грешный ум на такое не способен. Видимо Господь пожалел меня, иначе объяснить это не могу. Вот что Он открыл, изменив меня в одно мгновение:
• Бог привел меня в эту жизнь не для того, чтоб я бежал от нее
• Душа должна жить всей полнотой, современной для неё на данный момент, жизни
• Нужно всё принимать, как неизбежное развитие
• Жить в мире, а не бежать от него. Но жить осознанно. По закону, который установил Бог, по закону возвышающему душу
• Ведь никто не мешает молиться перед сном и после сна, не мешает делать добрые дела, помогать ближнему, примирять людей, и в то же время – трудиться на работе
• Работать не для премий, а для развития души; не для карьеры, а для приобретения полезных навыков; не для власти, а для пользы людям
• Добросовестно работая, я помогаю людям, делаю их труд легче, современнее. Я могу задержаться и помочь с задачей стажеру. Я могу общаться с коллегами с любовью, с миром в душе – они почувствуют это и, возможно, атмосфера вокруг станет более легкой, дружественной и радостной. Я могу заниматься творчеством на всеобщее благо, могу помогать беднякам, могу давать милостыню – и это в какой-то степени благодаря моей работе!
• Работа, это благо для людей пока что не достаточно возвышенных духовно. Трудиться необходимо, это дисциплинирует, это развивает ответственность, приобретаются новые знания, навыки – которые можно применить на всеобщее благо. Опять же, мне дают за мой труд деньги, которые я могу применять не только в эгоистических целях, но направлять на пользу людям: жертва на строительство храма; покупка необходимого к школе малообеспеченной семье; помощь родителям-пенсионерам и проч.
• Если Бог даёт возможность зарабатывать деньги именно мне, а не вот этой матери-одиночке с больным ребенком, то через меня Он может помочь бедняжке
• И жизнь стала совсем другой, она обрела смысл. Стало понятно, что все, что происходит – нужно для чего-то. Так должно быть, каждый на своем месте. Если бы моей судьбой был монастырь – я бы давно ушел туда. Отрекаться от мира по собственной воле нелепо... Бог Сам приведет к этому, если будет на то Его воля
• Но нет – я нужен тут, и здесь я должен жить полной жизнью, которая развивает все грани души, если смотреть на все под правильным углом. Для всестороннего развития души дана нам жизнь, для доброго возделывания душевной почвы ради посадки Божественного семени

Благодарю, батюшка Серафим. Вот уж поистине, «Дивен Бог во святых своих…» Пс. 67:36

Снова вернулась радость жизни, я почувствовал Любовь Господа ко всем людям. Бог любит каждого из нас! Мирскому человеку не должно гнушаться повседневностью: вкусно готовить, красиво одеваться, зарабатывать деньги и развлекаться – Бог любит в нас всё, что идет от доброго сердца. Ну, а если согрешили, то добрый и любящий Отец не наказывает, а ждет нашего раскаяния. Ждет, когда же мы откажемся от источника страданий – греха. До последнего нашего вздоха, до последней нашей мысли ждет, когда же мы вспомним о Том, Кто пожертвовал Своим Сыном ради Любви к нам

***

Тут вспомнилось детство, лето в деревне. Теплым золотистым вечером мы с братом отправились на велосипедах к федеральной трассе. «Госдорога», как мы ее называли. Помню серый, набитый мелким щебнем асфальт, пахнущий стертыми шинами. Натянутая между горизонтами загадочная дорога, была для меня мечтой, соединяющей на небольшом своем отрезке разные уголки огромной страны.

Сидя на пригорке в сочной траве я любил смотреть на проносящиеся автомобили. Разноцветные фуры, юркие легковушки, серьезные бензовозы и важные автобусы. Каждый автомобиль казался отдельной судьбой, чьей-то жизнью, проносящейся мимо.
Я провожал взглядом этих пришельцев из других миров, которые, врастая в серую ленту, один за другим отправлялись за горизонт. Неповторимость странников представлялась чем-то таинственным, приоткрывающим новый мир, который, казалось, лежит у моих ног. Как мне хотелось отправиться с одним из них покорять неизвестное, узнавать новое!
Жизнь казалась мне великой радостью, в которой меня ждет столько неизведанного и интересного. Она казалась тайной, внутри которой я оказался. Я мечтал о новых землях, больших городах, неизведанных странах. Как живут там люди? Ведь это они едут из горячих степей, ароматных долин, ветреных гор, сияющего Севера. У каждого интересная судьба и неповторимая жизнь.

Эта романтика путешественника, открывателя, осталась со мной на всю жизнь. Когда быт заедал, и суета завлекала в омут, я начинал чувствовать себя плохо. В попытках найти причину приходило понимание, что я предаю того первооткрывателя на велосипеде, которого зовет дорога. Того, кто чувствовал суть, не глядя на оболочку. Тот чистый взгляд и светлые мысли. То любящее сердце, открытое миру.

Господи, не дай очерстветь моему сердцу! Не позволяй превращаться в загнанного «взрослого»! Отправиться куда-нибудь от привычных мест, чтобы пробудить сознание, взбодрить ум, встряхнуть душу. Чтоб почувствовать себя тем ребенком, которому по-прежнему открыт мир зовущий в свои объятья. Мир, который по-прежнему любит и ждет, когда же я начну покорять его горячие степи, ароматные долины, ветреные горы и сияющий Север.

Сохрани душу свою в чистоте. Вечная душа никогда не умрет, но после того как оставит тело свое, отправится в последнее путешествие, в ту область мира невидимого, к которой имела произволение в жизни

***

Понять легко, да сделать не просто. Как мне, простому человеку, у которого семья, дети, работа, взрастить и сохранить благодатное состояние души? Ведь столько забот, и помолиться некогда... Да и стоит ли время тратить?

Когда-то я размышлял так, наблюдая однобокую картину мира. Представьте горожанина, всю жизнь прожившего в загазованной столице. Он не был ни раздражен, ни удовлетворен, просто жил как все – не болел, но кашлял. Как-то раз ему довелось побывать в горах, и там, на высоте, он почувствовал аромат настоящего чистого воздуха, который не ощущал всю жизнь.
Оставить все как есть, либо жить за городом – решать ему. Важно то, что он познал вкус другой жизни.

Я, как и многие, ошибочно полагал, что в молитве есть некое перекладывание своей ответственности на Бога. Якобы, по молитве любое дело обязано получится, а если нет, то Бог виноват, с него спрос.
Конечно, эти мысли от духовной безграмотности. А приобретается грамотность эта из духовного опыта. Бог создал человека существом свободным, обладающим волей и разумом, поэтому он сам либо просит помощи своего Создателя, либо отворачивается от Него.

Возникает вопрос: если человек обладает вышеописанными качествами, то зачем ему Бог? Тут нужно сказать всю правду. Человек наполнен еще и грехами, путающими страстями, пожирающей похотью и еще много чем нехорошим, тянущим вниз. А от грехов своих так просто не избавиться, одних сил человеческих не хватит. Оглянитесь вокруг – много ли счастливых, довольных своей жизнью людей вы увидите? Если человек сам является хозяином собственной жизни и Бог ему не нужен, то отчего же человек страдает? Почему бы ему не сделать свою жизнь просто счастливой? Да-да, знаю, кто-то все время мешает. Родственники, коллеги, тайное мировое правительство… Кто угодно, только не он сам!

Современный человек гордится высшим образованием, занимаемой должностью, достижениями в творчестве или науке и много еще чем, но не может главного - просто простить. Вот так он сам растворяет в грехе данные Богом волю, разум и свободу. Да уж, легко рассуждать о собственной значимости и независимости, а сделать что-то действительно важное без Бога не просто.

Молитвенное обращение к Богу очищает ум, успокаивает сознание, позволяет принять правильное решение. Обретается внутреннее спокойствие, уверенность, что все происходит по Его воле. Нужно только эту волю принять как свою. Под лежачий камень вода не течет, действовать нужно самостоятельно, но… с молитвой. Перед началом любого дела нужно, выражаясь современным языком, гармонизировать пространство. Настроиться на благость, ощутить присутствие Святого Духа. На благое дело, да с Господом Богом – что может не получиться?

Когда-то я читал в молитвослове утреннее молитвенное правило, но полностью прочесть редко удавалось – превращать молитву в вычитку не хотелось. По началу, некоторые церковнославянские слова были не понятны, пришлось определять их русское значение. Заметил, что есть несколько молитв, которые я особенно чувствую, от которых раскрывается сердце и начинает говорить душа. На них я и остановился. Теперь, каждый новый день я стараюсь начинать с молитвы Господу Иисусу Христу, Святому Духу, Пресвятой Троице, Богородице, Отцу нашему Небесному. Признавайся Господу в любви. Перескажи "Отче наш" своими словами - это начало личной молитвы.

Благодарю Господи за жизненные уроки, за то что позволяешь мне получать жизненный опыт даже нарушая Твои законы, но потом позволяешь мне каяться, просить прощения у тебя и мира, и видеть великую милость Твою ощущая Твоё прощение. Благодарю за разнообразие ситуации жизненных, в которых Ты показываешь мне тленность мирского и вечность духовного. Ты показываешь что жизнь земная - всего лишь временная командировка "оттуда", каждый возвратится и будет давать отчёт о потраченном времени, данным Тобой. Ты даёшь шанс на исправление, на стремление к Тебе. Позволь мне использовать его каждый день, каждую минуту, каждое мгновение помнить об этом, помнить что Ты видишь любое малейшее движение души, чувства, мыслей.
От всего сердца прощаю всех, кто когда-то как либо причинил мне страдание. Всей душой прошу прощения у тех, кого я когда либо огорчил. Я люблю Тебя Господи всем своим существом, люблю все души Твои и весь мир Твой.
Перед сном стараюсь добавлять отдельные псалмы: 26, 50 и 90. Вспоминая прошедший день, слушаю свое сердце – был ли грех помышлением, словом или делом. Если совесть не спокойна, пытаюсь прочувствовать причину. Прошу прощения у Господа за совершенные грехи, прошу укрепить меня и дать силы любить и прощать людей.

Нет определенных правил ни в скорости молитвы, ни в её количестве – все идет от сердца. Например, вчера мог молиться за свою семью, жену и детей. Сегодня сердце зажглось и за наших родителей, братьев и сестер. Завтра, быть может за любого знакомого человека, благостное разрешение ситуации и так далее. Часто я просто выражаю слова любви и благодарности Богу и Его Святым Силам за все, что есть в жизни.
Главное, чтоб все было искренне, от сердца, без искусственного принуждения. Молиться нужно «досыта», но, как известно, лучше недомолиться, чем перемолиться. В этом случае в области груди возникает необычное щемяще-теплое ощущение – сердце раскрывается, погружая в молитву. При этом взгляд закрытых глаз устремлен вверх, и сконцентрирован между бровями. Плечи свободно свисают, руки согнуты в локтях, раскрытые ладони без напряжения обращены вверх. Если молитва чистая, то Бог раскрывает сердце, просветляет ум, умиротворяет сознание. В ладонях появляется ощущение, словно от них расходятся волны тепла. Это положение в молитве пришло само, наверное, так просто удобно. Я стараюсь не акцентировать внимание на этом, а погружаться в молитву с чувством, с переживанием каждого слова.
Вкус к молитве приходит с опытом. Стараюсь хотя бы кратко молиться каждый день, и тогда молитва входит в сердце, становится свободной от помыслов. Если же возникает помысел, то я его мягко отстраняю, продолжая с того места, где отвлекся. Произнося Святые слова с благоговением, я обращаюсь к Богу и верю, что Он слышит меня сейчас.
Доверься Богу, откройся Ему, отдайся на Его Святую Волю, впусти Его в свою жизнь и позволь действовать Его Благодати. А остальное Господь управит, подскажет как лучше именно для тебя.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди Святый Дух и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Преподобные и богоносные отцы наши и все святые, молите Бога о нас.
Преподобный отче Серафиме, Саровский чудотворче, батюшка любимый наш, моли Бога о нас.
Сергий Радонежский, Матрёнушка Московская, Николай Угодник, любимые наши Святые, молите Бога о нас.
Все ангелы Божии, все архангелы Господни, все светлые Силы, будьте рядом, помогите нам, направьте нас, научите нас имени Божия ради.

Позволь мне, Господи, всегда быть с Тобой, со всеми Твоими Святыми Силами. Господи, сохрани мир в сердце моем, сохрани Любовь в душе моей, позволь мне, Господи, любить каждого встречного человека, всех живых существ, все создание Твоё, всю вселенную.
Я знаю, каждая минута может быть последней в жизни, поэтому позволь, Господи, радоваться Тебе каждое мгновение, каждую секунду быть благодарным Тебе, относиться с Твоей Благодатью к каждой душе, желать добра и мира всем, любви и чистоты всему миру.
Позволь, Господи, жить в гармонии со всей вселенной. Все души, окружающие меня – будьте счастливы, я люблю вас и желаю вам Благодати Божией. Мир сердцам вашим, любви душам вашим, чистоты сознанию вашему.
 
Все Святые Силы, наши добрые, светлые, чистые, полные Любви и Благодати Божией, все ангелы Божии, все архангелы Господни – благодарю вас, люблю вас, хочу быть с вами и вместе с вами служить Господу нашему. Восхвалять Творца нашего и Создателя, творить благое во имя Господа, так, как хочет наш Светлый Господь, так и я хочу.
Господи, любимый мой и любящий меня! Благодарю Тебя, Господи за все, что ты даешь в жизни. Хочу быть с Тобой, с Твоими Святыми Силами, с Твоею Любовью и Чистотой.
Благослови меня, Господи, на день грядущий. Благослови прожить его в радости Твоей, в чистоте Твоей, в смирении Твоем, в любви Твоей, в тишине, в мире и доброте.
Позволь любить каждого встречного, прощать людям. Изливать любовь и нежность ко всем ближним, сострадать живым существам, радоваться Жизни Твоей, быть готовым каждый момент уйти к Тебе, в Твою Благодать.
Благослови, Господи, очиститься душе моей от греха и приблизиться к тебе. Благослови нести в мир Любовь Твою. Благослови принимать все ситуации и события этого дня как твое Святое произволение о нас, как Твою Святую волю. Благослови, Господи, воспринимать всех людей, которых я встречу сегодня, как Твои светлые души, как моих учителей, через которых действуешь Ты, Любимый и Любящий Господь.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.