О В. Высоцком урок-концерт, который из-за коронави

Марина Кэч
   из-за коронавируса стал уроком -беседой...

     Жил-был талантливый человек, всем известный.
 Его голос «с трещинкой», гитара, песни оказались дороги сердцам и так удачно совпали с магнитофонной эпохой, что не было такого дома или квартиры, не было такой семьи, где не знали бы , КТО такой Владимир Высоцкий.
После создателей былин, сказок, автора «Слова о полку Игореве» он едва ли не единственный, кого БЕЗОГОВОРОЧНО восприняла стихия НАРОДНОГО СОЗНАНИЯ. А секрет этого в том, что поэту было даровано средство говорить с народом огромной страны особым, МАГИЧЕСКИ ПРОСТЫМ   языком.
Живой московский говор, интонации, юмор, искренность Высоцкого, умение перевоплощаться проявились уже в первых песнях.

  Нет для Высоцкого запретных тем. Про все он может спеть, сочинить, додумать. Вот перед нами отрывок из «Милицейского протокола»  - «Не запирайте ,люди»
   (Прослушав,  отмечаем  просторечные слова, тон  жалобной  исповеди)
Разве можно по-хорошему не удивиться, не полюбить автора? А вот «Диалог в цирке»
   ( Фрагмент аудиозаписи).
  На ваш взгляд,
- как Высоцкий относится к тем, кто ведет диалог:  разделяет их увлечение спиртным  или  подтрунивает над поведением таких соотечественников?
Язык Высоцкого чрезвычайно прост и близок к разговорному, лишен поэтического блеска и отточенности, но смысл всегда глубок.
 
    Посмотрим фрагмент его выступления на телевидении.
-Какая проблема в шуточной песне «В жаркой желтой Африке» поднята? (обсуждаем)
 Вывод: живой Высоцкий много интереснее воображаемого  идола.  Запись  сохраняет  интонации   плюс  живая  мимика талантливого актёра, его выразительные  глаза,  вздувшиеся  от  напряжения  жилы  на  шее.. Темперамент!

   (Звучит «Утренняя гимнастика»).
О чем эта смешная и... глубокая песня? О нашей обыденной жизни. Высоцкий настаивал, что все его песни без исключения имеют глубокий внутренний смысл.    Вот история появления на свет «Гимнастики». 
 В Московском театре Сатиры режиссер Валентин Плучек ставил спектакль «Последний парад». Тема – любимая для Высоцкого – моряки, у него много друзей моряков было, часто встречал в порту, ждал,пока  танкер  или  сухогруз разгружались, не один вечер и ночь слушал их рассказы о дальних морях. Поэтому-то и  согласился написать песню для комедии, где главную роль исполнял Анатолий Папанов. Несколько дней даже ходил учить Высоцкий  Папанова петь «хрипя» (Почему-то тот непременно хотел добиться эффекта под Высоцкого).
 
  Не получилось, но режиссер настаивал, чтобы прозвучал голос Высоцкого. Долго ломали голову: как это сделать? Придумали: когда моряки во главе с Папановым вернулись из плаванья, друзья их встретили, выпивали крепко допоздна. А утром встали – головы болят.  Похмелиться,  что ли? Только ринулись к столу, из радиоточки - голос: «Передаем утреннюю гимнастику». И тут голос Высоцкого! И все в тельняшках ( Папанов, Державин и другие) бегают по сцене, делая приседания, наклоны, охая. Это такая антиалкогольная  песня-шутка.  Вот и глубо-о-окий смысл.

  В интервью Высоцкий делился: «Я никогда не рассчитывал на большие аудитории - на залы, дворцы, стадионы. Занимаясь в студии МХАТа, начал работать в театре , и писал , и пел для друзей – небольшой компании самых близких, – среди которых Андрей Тарковский, Лев Кочарян, Василий Шукшин, снимавший тогда свой первый фильм «Живет такой парень»  (он хотел, между прочим, чтобы роль, которую исполнил в фильме Леонид Куравлёв, сыграл Высоцкий)  «Я видел, что моим товарищам нужно, чтобы я им пел, они хотят услышать, ПРО ЧТО Я ИМ РАССКАЖУ В ПЕСНЕ».

   Так выработалась манера разговаривать с близкими друзьями. Пройдут годы – через все   залы  Высоцкий пронесет этот настрой рассказчика  под гитару.     «Я занимаюсь авторской песней – сам пишу тексты, мелодии  и сам исполняю». А ведь считалось правильным другое: у песни должно быть несколько авторов: отдельно композитор, отдельно автор текста, отдельно исполнитель, и оркестр звучит отдельно.

   «Авторская песня так же отличается от эстрадной, как классический балет от присядки. Я собеседнику рассказываю о том, что меня скребет по нервам, рвет душу, и я рассчитываю в ответ на доверие», - говорит  в  интервью  Высоцкий.
Итак,  самое главное в авторской песне  - текст, информация, поэзия.
«Почти все мои песни написаны от первого лица. Всегда говорю «я» ,и это вводит некоторых людей в заблуждение. Они думают, что если я пою от имени шофера, то я им был, если это лагерная песня, то я обязательно сидел… Нет ,конечно… В моих песнях 80-90 процентов домысла и фантазии. Вовсе не обязательно подолгу бывать в тех местах, о которых написал, или заниматься той профессией, о которой рассказал».
    Вот  «БАНЬКА».Кто лирический  герой  стихотворения?  (Постарайтесь  понять самостоятельно, лишь затем обратитесь к интернету).

                Владимир  признавался: «Я актёр, я  играл  много  ролей  в  театре,  в  кино и очень  часто  бывал « в  шкуре» других  людей.  Сначала  прикидываешь,  что  за  характер у  персонажа,  и  идёшь  от  характера.  Исполняя,  я  стараюсь  ПОКАЗАТЬ  вам  персонажа, поэтому  и  получаю  письма  с такими признаниями: «Я  помню,  как  по Чуйскому  тракту  мы  с  Вами  гоняли  МАЗы», - а ведь этого ничего не было.»               
    Стихотворение  «ВОДИТЕЛЬ  КАМАЗА"   
или
     « СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ»  (О ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ)
В  письмах  к  Высоцкому - масса  вопросов:  «Не тот  ли  вы самый  Владимир,  с  которым  мы  вместе  выходили  из  окружения?»  или  «Были  ли  Вы  на  3-ем  Украинском  фронте, деревня  такая-то и в такое время?»  Почему  я  пишу о войне?(см. в сборнике В.Высоцкий «Четыре четверти  пути»,  стр.136-137  / или  в  интернете/   «Тот,  который  не  стрелял» , «Кто  сказал,  что  земля  умерла?»,  потрясающее  «На  братских  могилах»…)
Своим его считали альпинисты, верили, что он опытный скалолаз, а он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах. Почти все они (в кадре и за кадром) прозвучали в фильме «Вертикаль» режиссера С. Говорухина – близкого друга Высоцкого, который утверждал, что без этих песен картина бы не состоялась.
 
  Фильм снимали на Кавказе, актеры тренировались и даже ходили на восхождение. Уже потом  инструкторы рассказали, что до самого верха их не довели, но всем, и Володе тоже, вручили тогда значки «Альпинист».
  В гостиничный  номер, в  котором  проживали Станислав Говорухин и Высоцкий, набивались по вечерам альпинисты, вся съемочная группа.. Каждый вечер Высоцкий устраивал двухчасовой концерт.
  Вдруг на пике «Вольная Испания» случилось несчастье: погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со скалы, на помощь двинулись спасательные отряды, гора осыпалась камнепадами, так как шли дожди. Ледник  под вершиной  как поле боя: то и дело вниз спускались альпинисты, вели под руки  раненых, кого-то несли на носилках. Палатка актеров  превратилась  в  перевязочный пункт: горячий  чай, посильная помощь.
  Происходило нечто значительное, драматичное. Можно было подождать неделю, ведь тот, ради которого спасатели рисковали жизнью, всё равно уже мертвы,   но нет… Альпинисты упрямо штурмовали вершину: это уже был вызов.  Кому?!
Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался схватить суть, понять,  ради чего все это.  Так родилась песня:
«…и можно свернуть, обрыв обогнуть ,
     Но мы выбираем трудный путь,
     Опасный, как военная тропа»
К этому фильму написан текст   «Если друг оказался вдруг  и  не  друг и не враг, а так…»
  (Многие  знают  наизусть,  поют в  компаниях)…
Там же, в горах, летом 1966-го, он написал шуточную песню «Она была в Париже», которая приписывается знакомству с Мариной Влади, но ведь в то время они еще друг  друга даже  не  видели! На самом деле повод дала   Лариса Лужина, снимавшаяся  в «Вертикали».  Перед этим она сыграла в нескольких фильмах совместного производства с иностранными компаниями, в связи с этим объездила много стран, и ее рассказы произвели на Высоцкого большое впечатление, ведь он в то время за границей еще не бывал :  «Куда  мне  до неё – она  была  в Париже»..

    Помнят  и  напевают  люди  его   « СКАЛОЛАЗКУ» -  шуточную,   а некий  сюжет  в  ней  прослеживается ( обязательно послушайте :  КАКОЙ?).
Но  и, конечно, главная  мысль замечательна!(Пробуйте СФОРМУЛИРОВАТЬ  ЕЁ) .

   Марина  Влади - польская  кинозвезда,  у  нас   известна  была  по  роли  ОЛЕСИ  из одноименного фильма по рассказу  Куприна,- появилась в  его  жизни  в  1967м.  Русская,  но  говорит  с  акцентом.  Отец  её,  авиатор Владимир Поляков,  уехал  во  Францию получать  самолёты для  русской  армии, но  началась  1-ая  Мировая.  Воевал  с  Германией на стороне  Франции.  Революция,  гражданская война. Он  не  вернулся  в  Россию. Париж  стал  родиной  для  двух  его  дочерей.
  В  СССР    Марина  Влади  попала  во  время  первого  Московского  кинофестиваля.  Она стала часто  бывать  здесь,  возглавляя  Общество  «ФРАНЦИЯ – СССР».    Однажды  ей  сказали: « В  Москве   есть один  театр -  на  Таганке,  и  в  нём  Высоцкий».  В  тот  вечер  смотрела  «Пугачёва».   
  (Фрагмент--  Высоцкий  в  роли  ХЛОПУШИ- смотрим  в интернете)
  В  первый  же  вечер  он  ей  заявил : « Будешь  моей  женой!».
   Стихотворение  «Дом  хрустальный» (о  каких  чувствах  поведал  нам  автор?).
             …Мечта тоже хрустальная…

Так  и  жили – на  две  страны, на  разрыв сердца..У  Марины  там  двое  сыновей  от  первого  брака .
Это  была  красивая,  длившаяся  много  лет  духовная  связь  талантливых  людей. Когда  Влади  не в Москве - роман  по  телефону  с  Парижем.  «Стала  телефонистка  мадонной….» - и  об  этом  есть  песня. Конечно, ей, телефонистке, молился, чтобы разговор состоялся.  Мобильной-то  связи  не  было…
Марина  пыталась  замедлить  его  бешеный  темп жизненной  скачки,  во  всяком  случае,  жизнь  ему  продлила.  Это  теперь очевидно…    За  2 дня  до  смерти Высоцкий  написал в  открытке , которую  не  успел  послать: «Я  жив    12 лет  тобой..»

 О  том,  как жил последние 5 лет,  как практически  повторилась  Есенинская  ХРОНИКА  РАСПАДА  личности талантливого  поэта  и  актера, игравшего  ГАМЛЕТА  в  театре на  Таганке,    он  спел в трагически надрывной  « Кони  привередливые»…
И можно  прочитать  на стр.186--200   в   книге         « Четыре  четверти  пути».  Рекомендую  послушать  Открытый  урок  Дмитрия Быкова  о  Есенине  «Хроника  распада  личности», где  тот буквально  утверждает, что Высоцкий -  реинкарнация русского  поэта, что  Высоцкий  фактически  повторил  жизненный  путь предшественника.

  Он ушел от нас 25 июля 1980ого года, а за год до этого пережил клиническую смерть: сердце перестало биться, дыхание остановилось. Было это в Средней Азии, в жару!  Рядом, к счастью, оказался врач: он  сделал массаж  сердца,  укол в сердечную мышцу, и сердце забилось.
Об  этих  событиях  рассказал  фильм « Спасибо, что  живой»,  где  роль  Высоцкого  талантливо  исполнил  Сергей  Безруков. 
Как Володя поступил после того, как побывал ТАМ: лег на полгода в больницу? Затих? Перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах? Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву, а еще через день поехал в аэропорт встречать самолет, на котором летел спасший его врач. Самолет из-за непогоды сел не в Домодедово, а во Внуково. Он помчался туда. Врач был потрясен, когда открылась дверь в самолете (Володю любили и много ему позволяли), и в нее вошел  встречающий  его Высоцкий!
 
  Вот из этих крупиц характера складывается образ Поэта с большой буквы, не жалевшего себя, целиком отдававшего себя друзьям, искусству, своим песням, людям!!!  И люди платили ему огромной любовью.
    Лучшая его роль -  Гамлет. Жеглова он сыграл, а Гамлета прожил…      Для многих Гамлет – это и есть сам  Высоцкий. Для него всегда существовал вопрос : быть или не быть, как жить? Вести ли эмоциональную беспокойную жизнь поэта или оттягивать отодвигать неотвратимое, отвоевывать у смерти месяцы?  Пройти ли мимо страдания или остановиться и принять в себя чужую боль.
    Быть или не быть….

                «КОРАБЛИ  ПОСТОЯТ»/ «Я,конечно, вернусь»/ ….

    ОН ВЕРНУЛСЯ.  Теперь ещё  к  одному  поколению  читателей. слушателей,зрителей - к Вам,  сегодняшние выпускники!
  P/S. Находим, слушаем песни или  читаем  тексты сразу же,по  ходу статьи.