из-за коронавируса стал уроком -беседой...
Жил-был талантливый человек, всем известный.
Его голос «с трещинкой», гитара, песни оказались дороги сердцам и так удачно совпали с магнитофонной эпохой, что не было такого дома или квартиры, не было такой семьи, где не знали бы , КТО такой Владимир Высоцкий.
После создателей былин, сказок, автора «Слова о полку Игореве» он едва ли не единственный, кого БЕЗОГОВОРОЧНО восприняла стихия НАРОДНОГО СОЗНАНИЯ. А секрет этого в том, что поэту было даровано средство говорить с народом огромной страны особым, МАГИЧЕСКИ ПРОСТЫМ языком.
Живой московский говор, интонации, юмор, искренность Высоцкого, умение перевоплощаться проявились уже в первых песнях.
Нет для Высоцкого запретных тем. Про все он может спеть, сочинить, додумать. Вот перед нами отрывок из «Милицейского протокола» - «Не запирайте ,люди»
(Прослушав, отмечаем просторечные слова, тон жалобной исповеди)
Разве можно по-хорошему не удивиться, не полюбить автора? А вот «Диалог в цирке»
( Фрагмент аудиозаписи).
На ваш взгляд,
- как Высоцкий относится к тем, кто ведет диалог: разделяет их увлечение спиртным или подтрунивает над поведением таких соотечественников?
Язык Высоцкого чрезвычайно прост и близок к разговорному, лишен поэтического блеска и отточенности, но смысл всегда глубок.
Посмотрим фрагмент его выступления на телевидении.
-Какая проблема в шуточной песне «В жаркой желтой Африке» поднята? (обсуждаем)
Вывод: живой Высоцкий много интереснее воображаемого идола. Запись сохраняет интонации плюс живая мимика талантливого актёра, его выразительные глаза, вздувшиеся от напряжения жилы на шее.. Темперамент!
(Звучит «Утренняя гимнастика»).
О чем эта смешная и... глубокая песня? О нашей обыденной жизни. Высоцкий настаивал, что все его песни без исключения имеют глубокий внутренний смысл. Вот история появления на свет «Гимнастики».
В Московском театре Сатиры режиссер Валентин Плучек ставил спектакль «Последний парад». Тема – любимая для Высоцкого – моряки, у него много друзей моряков было, часто встречал в порту, ждал,пока танкер или сухогруз разгружались, не один вечер и ночь слушал их рассказы о дальних морях. Поэтому-то и согласился написать песню для комедии, где главную роль исполнял Анатолий Папанов. Несколько дней даже ходил учить Высоцкий Папанова петь «хрипя» (Почему-то тот непременно хотел добиться эффекта под Высоцкого).
Не получилось, но режиссер настаивал, чтобы прозвучал голос Высоцкого. Долго ломали голову: как это сделать? Придумали: когда моряки во главе с Папановым вернулись из плаванья, друзья их встретили, выпивали крепко допоздна. А утром встали – головы болят. Похмелиться, что ли? Только ринулись к столу, из радиоточки - голос: «Передаем утреннюю гимнастику». И тут голос Высоцкого! И все в тельняшках ( Папанов, Державин и другие) бегают по сцене, делая приседания, наклоны, охая. Это такая антиалкогольная песня-шутка. Вот и глубо-о-окий смысл.
В интервью Высоцкий делился: «Я никогда не рассчитывал на большие аудитории - на залы, дворцы, стадионы. Занимаясь в студии МХАТа, начал работать в театре , и писал , и пел для друзей – небольшой компании самых близких, – среди которых Андрей Тарковский, Лев Кочарян, Василий Шукшин, снимавший тогда свой первый фильм «Живет такой парень» (он хотел, между прочим, чтобы роль, которую исполнил в фильме Леонид Куравлёв, сыграл Высоцкий) «Я видел, что моим товарищам нужно, чтобы я им пел, они хотят услышать, ПРО ЧТО Я ИМ РАССКАЖУ В ПЕСНЕ».
Так выработалась манера разговаривать с близкими друзьями. Пройдут годы – через все залы Высоцкий пронесет этот настрой рассказчика под гитару. «Я занимаюсь авторской песней – сам пишу тексты, мелодии и сам исполняю». А ведь считалось правильным другое: у песни должно быть несколько авторов: отдельно композитор, отдельно автор текста, отдельно исполнитель, и оркестр звучит отдельно.
«Авторская песня так же отличается от эстрадной, как классический балет от присядки. Я собеседнику рассказываю о том, что меня скребет по нервам, рвет душу, и я рассчитываю в ответ на доверие», - говорит в интервью Высоцкий.
Итак, самое главное в авторской песне - текст, информация, поэзия.
«Почти все мои песни написаны от первого лица. Всегда говорю «я» ,и это вводит некоторых людей в заблуждение. Они думают, что если я пою от имени шофера, то я им был, если это лагерная песня, то я обязательно сидел… Нет ,конечно… В моих песнях 80-90 процентов домысла и фантазии. Вовсе не обязательно подолгу бывать в тех местах, о которых написал, или заниматься той профессией, о которой рассказал».
Вот «БАНЬКА».Кто лирический герой стихотворения? (Постарайтесь понять самостоятельно, лишь затем обратитесь к интернету).
Владимир признавался: «Я актёр, я играл много ролей в театре, в кино и очень часто бывал « в шкуре» других людей. Сначала прикидываешь, что за характер у персонажа, и идёшь от характера. Исполняя, я стараюсь ПОКАЗАТЬ вам персонажа, поэтому и получаю письма с такими признаниями: «Я помню, как по Чуйскому тракту мы с Вами гоняли МАЗы», - а ведь этого ничего не было.»
Стихотворение «ВОДИТЕЛЬ КАМАЗА"
или
« СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ» (О ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ)
В письмах к Высоцкому - масса вопросов: «Не тот ли вы самый Владимир, с которым мы вместе выходили из окружения?» или «Были ли Вы на 3-ем Украинском фронте, деревня такая-то и в такое время?» Почему я пишу о войне?(см. в сборнике В.Высоцкий «Четыре четверти пути», стр.136-137 / или в интернете/ «Тот, который не стрелял» , «Кто сказал, что земля умерла?», потрясающее «На братских могилах»…)
Своим его считали альпинисты, верили, что он опытный скалолаз, а он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах. Почти все они (в кадре и за кадром) прозвучали в фильме «Вертикаль» режиссера С. Говорухина – близкого друга Высоцкого, который утверждал, что без этих песен картина бы не состоялась.
Фильм снимали на Кавказе, актеры тренировались и даже ходили на восхождение. Уже потом инструкторы рассказали, что до самого верха их не довели, но всем, и Володе тоже, вручили тогда значки «Альпинист».
В гостиничный номер, в котором проживали Станислав Говорухин и Высоцкий, набивались по вечерам альпинисты, вся съемочная группа.. Каждый вечер Высоцкий устраивал двухчасовой концерт.
Вдруг на пике «Вольная Испания» случилось несчастье: погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со скалы, на помощь двинулись спасательные отряды, гора осыпалась камнепадами, так как шли дожди. Ледник под вершиной как поле боя: то и дело вниз спускались альпинисты, вели под руки раненых, кого-то несли на носилках. Палатка актеров превратилась в перевязочный пункт: горячий чай, посильная помощь.
Происходило нечто значительное, драматичное. Можно было подождать неделю, ведь тот, ради которого спасатели рисковали жизнью, всё равно уже мертвы, но нет… Альпинисты упрямо штурмовали вершину: это уже был вызов. Кому?!
Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался схватить суть, понять, ради чего все это. Так родилась песня:
«…и можно свернуть, обрыв обогнуть ,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа»
К этому фильму написан текст «Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так…»
(Многие знают наизусть, поют в компаниях)…
Там же, в горах, летом 1966-го, он написал шуточную песню «Она была в Париже», которая приписывается знакомству с Мариной Влади, но ведь в то время они еще друг друга даже не видели! На самом деле повод дала Лариса Лужина, снимавшаяся в «Вертикали». Перед этим она сыграла в нескольких фильмах совместного производства с иностранными компаниями, в связи с этим объездила много стран, и ее рассказы произвели на Высоцкого большое впечатление, ведь он в то время за границей еще не бывал : «Куда мне до неё – она была в Париже»..
Помнят и напевают люди его « СКАЛОЛАЗКУ» - шуточную, а некий сюжет в ней прослеживается ( обязательно послушайте : КАКОЙ?).
Но и, конечно, главная мысль замечательна!(Пробуйте СФОРМУЛИРОВАТЬ ЕЁ) .
Марина Влади - польская кинозвезда, у нас известна была по роли ОЛЕСИ из одноименного фильма по рассказу Куприна,- появилась в его жизни в 1967м. Русская, но говорит с акцентом. Отец её, авиатор Владимир Поляков, уехал во Францию получать самолёты для русской армии, но началась 1-ая Мировая. Воевал с Германией на стороне Франции. Революция, гражданская война. Он не вернулся в Россию. Париж стал родиной для двух его дочерей.
В СССР Марина Влади попала во время первого Московского кинофестиваля. Она стала часто бывать здесь, возглавляя Общество «ФРАНЦИЯ – СССР». Однажды ей сказали: « В Москве есть один театр - на Таганке, и в нём Высоцкий». В тот вечер смотрела «Пугачёва».
(Фрагмент-- Высоцкий в роли ХЛОПУШИ- смотрим в интернете)
В первый же вечер он ей заявил : « Будешь моей женой!».
Стихотворение «Дом хрустальный» (о каких чувствах поведал нам автор?).
…Мечта тоже хрустальная…
Так и жили – на две страны, на разрыв сердца..У Марины там двое сыновей от первого брака .
Это была красивая, длившаяся много лет духовная связь талантливых людей. Когда Влади не в Москве - роман по телефону с Парижем. «Стала телефонистка мадонной….» - и об этом есть песня. Конечно, ей, телефонистке, молился, чтобы разговор состоялся. Мобильной-то связи не было…
Марина пыталась замедлить его бешеный темп жизненной скачки, во всяком случае, жизнь ему продлила. Это теперь очевидно… За 2 дня до смерти Высоцкий написал в открытке , которую не успел послать: «Я жив 12 лет тобой..»
О том, как жил последние 5 лет, как практически повторилась Есенинская ХРОНИКА РАСПАДА личности талантливого поэта и актера, игравшего ГАМЛЕТА в театре на Таганке, он спел в трагически надрывной « Кони привередливые»…
И можно прочитать на стр.186--200 в книге « Четыре четверти пути». Рекомендую послушать Открытый урок Дмитрия Быкова о Есенине «Хроника распада личности», где тот буквально утверждает, что Высоцкий - реинкарнация русского поэта, что Высоцкий фактически повторил жизненный путь предшественника.
Он ушел от нас 25 июля 1980ого года, а за год до этого пережил клиническую смерть: сердце перестало биться, дыхание остановилось. Было это в Средней Азии, в жару! Рядом, к счастью, оказался врач: он сделал массаж сердца, укол в сердечную мышцу, и сердце забилось.
Об этих событиях рассказал фильм « Спасибо, что живой», где роль Высоцкого талантливо исполнил Сергей Безруков.
Как Володя поступил после того, как побывал ТАМ: лег на полгода в больницу? Затих? Перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах? Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву, а еще через день поехал в аэропорт встречать самолет, на котором летел спасший его врач. Самолет из-за непогоды сел не в Домодедово, а во Внуково. Он помчался туда. Врач был потрясен, когда открылась дверь в самолете (Володю любили и много ему позволяли), и в нее вошел встречающий его Высоцкий!
Вот из этих крупиц характера складывается образ Поэта с большой буквы, не жалевшего себя, целиком отдававшего себя друзьям, искусству, своим песням, людям!!! И люди платили ему огромной любовью.
Лучшая его роль - Гамлет. Жеглова он сыграл, а Гамлета прожил… Для многих Гамлет – это и есть сам Высоцкий. Для него всегда существовал вопрос : быть или не быть, как жить? Вести ли эмоциональную беспокойную жизнь поэта или оттягивать отодвигать неотвратимое, отвоевывать у смерти месяцы? Пройти ли мимо страдания или остановиться и принять в себя чужую боль.
Быть или не быть….
«КОРАБЛИ ПОСТОЯТ»/ «Я,конечно, вернусь»/ ….
ОН ВЕРНУЛСЯ. Теперь ещё к одному поколению читателей. слушателей,зрителей - к Вам, сегодняшние выпускники!
P/S. Находим, слушаем песни или читаем тексты сразу же,по ходу статьи.