Урок природоведения

Рита Аксельруд
 

    Праздник первого  звонка в нашей школе №3 обычно проходил не первого сентября, а 31 августа. Мы приходили в школу нарядные, с цветами, радовались встрече с одноклассниками, строились на торжественную линейку во дворе школы, слушали поздравления, приветствовали первоклассников. Потом звучал первый звонок, и мы с учительницей шли в класс.
 
   Когда мы перешли в четвёртый класс, всё было, как обычно, только оказалось, что уроки у нас будут проходить теперь в актовом зале на втором этаже, и что учиться мы будем во вторую смену.  В зале поставили парты в три ряда. А перед сценой теперь стояла  доска на ножках. Такую доску я через много лет увидела  в  Киевском музее под открытым небом, в Пирогове, где  в одном из домиков  демонстрировалась церковно-приходская школа.  Правда, там ещё в углу около дверей стоял глиняный жбан с розгами.  А у нас, конечно розог  не было, но доска, определённо,  была старинная.

  Весь учебный год в четвёртом классе мы учились в актовом зале и очень этим гордились. Когда надо было проводить в зале конкурсы художественной самодеятельности или праздники, парты и доску  складывали в  дальний от сцены угол. А в урочное время мы могли разглядывать плакаты, написанные  по бокам  сцены  или между окнами. Как раз против моей парты висел такой плакатик со словами Сталина: «Чтобы строить, надо знать. Чтобы знать, надо учиться».
 И мы учились, кто лучше, кто хуже.

   Кроме привычных предметов – чтения, русского языка, украинского языка и математики – у нас появились новые. Это была география  Украины, история СССР и природоведение. Эти уроки вела наша учительница Евдокия Марковна.  История мне не понравилась сразу. Надо было запоминать  имена князей и даты, войны, которые велись больше тысячи лет назад.   Это было скучно, непонятно и не интересно.
Из уроков географии запомнился только самый  первый. Евдокия Марковна повесила на доску карту  Советского Союза, показала на ней  Украину и начала рассказ:
- Мы с вами живём на Украине. Это одна из республик СССР. Здесь живут такие народы: русские, украинцы и евреи.
Так как тема евреев для меня давно стала болезненной, дальше я уже не слушала  и думала о своём. В учебнике всё было понятно. Перед школой за пять минут я прочитывала нужный параграф и, когда меня вызывали отвечать, легко получала за ответ привычную «пятёрку».
 
   А вот уроки природоведения были самыми интересными. Здесь можно было получить ответ на все вопросы. Почему бывает ветер? Почему бывает день и ночь? Почему надо бояться грозы?  Почему бывают зима, весна, лето и осень? Мы читали рассказы в учебнике, слушали рассказы учительницы. Мы собирали гербарии растений, вспоминали, какие животные домашние, а какие дикие.

    Наконец , на одном из уроков разговор зашёл о Земле как о планете. То, что Земля круглая, я знала уже давно. Но оказалось, что она движется вокруг Солнца,  и происходит это движение целый год, 365 дней.  А потом начинается новый год и снова Земля движется по кругу вокруг Солнца. И так было и будет всегда, миллионы лет. Это в голове не укладывалось. Если Земля движется, то почему мы этого не видим? Наш дом как стоял, так и стоит окнами на юг. А на небе вечером я всегда, в любое время года, легко нахожу Большую Медведицу- ковшик с длинной ручкой.  Папа показал нам  с сестрой это созвездие давным- давно.

   Учительнице я не стала задавать вопросов, боясь выглядеть перед одноклассниками полной дурой. Но вопрос этот не давал мне покоя всю неделю. Наконец, наступило воскресенье – единственный день, когда папа не спешил на работу. По  воскресным дням папа с утра шёл на базар с плетёной корзиной и приносил продукты, которые не продавались в магазинах. Например, сливочное масло – красиво украшенный узорами в виде розы ароматный кусок, завёрнутый в зелёный капустный лист летом  или в оболочку от кукурузного початка осенью .

    После базара мы все садились за стол завтракать. Обычно по воскресеньям  на завтрак была картошка, сваренная в мундирах. Это было очень вкусно  - очистить картофелину, нарезать ломтиками, посолить и на каждый ломтик положить тоненький лепесток сливочного масла. До сих пор при этом воспоминании текут слюнки.

   Вот после завтрака, когда уже унесли грязную посуду, я и задала папе давно мучивший меня вопрос. Мой папа работал детским врачом в больнице, но в юности увлекался химией и физикой. Мне казалось, что он знает всё на свете. Папа  поставил на стол чайную чашку с нарисованными на ней клубничками  и сказал:
- Вот представь, что это наша планета Земля, а клубнички и листья – это всё, что есть на Земле . Это и горы, и города, дома, деревья – всё, всё. Земля поворачивается (он повернул чашку), Земля движется по кругу вокруг Солнца (папа  описал чашкой большой круг по столу вокруг блюдечка), а все клубнички остаются на своих местах, но движутся вместе с чашкой. Вот почему мы не замечаем движения Земли, ведь клубнички одна от другой не отодвигаются, как и всё на Земле.  Понятно?
Конечно, стало всё понятно, ведь папа объяснил сложные вещи на обычной чайной чашке с клубничками.  Вот это был замечательный урок природоведения. А вскоре папа купил мне настоящий глобус.