Страны реального социализма

Владимир Макеев 2
            
Страны  реального  социализма  характерны  устойчивой политической системой,  относительно  высоким  уровнем жизни трудящихся,  развитой наукой, культурой  и промышленностью.  Страны,  строящие  социализм, такие как Куба, Вьетнам и Лаос, пока не будем рассматривать.
 
*** 
 
Политической системой скандинавские страны мало отличаются от остальной Европы. Швеция, Норвегия и Дания — это парламентские монархии, где короли и королевы давно исполняют больше церемониальные функции. Полномочия президентов Финляндии и Исландии — почти такие же, в этих странах парламентская республика. Правительство в Скандинавии формирует победившая на парламентских выборах партия или коалиция победителей.
Однако в Швеции за последние сто лет социал-демократы правили почти семьдесят пять, и только раз, в 2010 году, другой партии удалось выиграть выборы второй раз подряд. Поэтому шведскую политическую систему можно назвать «полуторапартийной»: социал-демократы явно доминируют над остальными политическими силами. Впрочем, это тоже не уникальный феномен. К примеру, за 70 лет послевоенной истории христианские демократы правили в Германии 50, а в Японии за тот же период либерал-демократы — почти 65.
Сто лет назад социал-демократы действительно были настоящими социалистами, более того, марксистами. Но в 1928 году они проиграли выборы не в последнюю очередь из-за наглядной агитации их противников, на которой изображались казаки, готовые напасть на Швецию, и лидеры партии решили полностью отказаться от просоветской риторики.
На смену ей пришла концепция «народного дома» (folkhemmet). В нем, как писал лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон, «сняты все социальные и экономические барьеры, которые сегодня разделяют граждан на привилегированных и бесправных, управляющих и зависимых, богатых и бедных, имущих и неимущих, грабящих и эксплуатируемых». В 1932 году они выиграли выборы и бессменно оставались у власти до 1976 года. Это время называют «эпохой гегемонии».
Скорее всего, изначально у лидеров партии не было четкого видения, как именно будет выглядеть реализация этих идей на практике. Им было важно самим избавиться от имиджа «шведских большевиков» и в то же время избавить шведское общество от опасности беспорядков или даже революции на почве классовых противоречий. Это не был отход от идей марксизма — скорее их развитие в духе времени, поскольку вскоре после смерти самого Маркса некоторые его ученики выступили за реформу капитализма в противовес немедленной революции.
Коммунисты ленинского типа в Швеции, впрочем, тоже есть. Более того, в 1921 году они сделали своей программой «Апрельские тезисы», но их лучший результат на выборах — 10% в 1944 году. Во время холодной войны Швеция сохраняла нейтралитет и не стала членом НАТО, но сотрудничества между шведскими социал-демократами и советскими «товарищами» не было. Сегодняшняя КПРФ официально не ссылается на шведский опыт, хотя, по мнению некоторых ученых, в программных установках ориентируется именно на него.
Если скандинавская модель такая хорошая, нельзя ли ей воспользоваться в других странах? Например, в России?
С этим есть проблемы. Одним из главных условий скандинавского успеха считают высокий уровень взаимного доверия, которое даже называют северным золотом. На вопрос «Доверяете вы окружающим, в том числе незнакомцам?» не менее 60% жителей Скандинавии уверенно отвечают «да» (в Швеции, по данным 2004 года, этот показатель достиг 65%, в Дании — 75%).
По мнению экономистов, от этого зависят не только такие  истины,  как уровень преступности, отношения между соседями и общая обстановка на улице, но и более глубокие показатели, среди которых главный — так называемые транзакционные издержки. Чем больше доверия, тем меньше издержки. К примеру, в Скандинавии традиционно очень низкий уровень коррупции (в 2017 году все пять стран Северной Европы вошли в список 13 наименее коррумпированных стран по версии  Transparency International), и никому не приходит в голову специально бороться с ней, вкладывая дополнительные средства.
Исторические причины этого находят самые разные. Большинство исследователей отмечает, что в Швеции раньше других европейских стран земля была распределена между крестьянами. Государство в результате стало обслуживать интересы всего общества, а не только привилегированных слоев. Другие обращают внимание даже на более ранние времена, вплоть до викингов, и считают, что Швеция никогда не знала полноценного феодализма, а всегда оставалась сообществом свободных тружеников и воинов, часто в одном лице.
Так или иначе, государство воспринимается не как враг свободы и не как «патриархальный отец» общества, а как партнер каждого гражданина в обеспечении его индивидуальной свободы, в том числе от семьи и социального окружения.
Все это довольно трудно перенести в другие страны в отсутствие базовых исторических предпосылок. В годы перестройки и первое постсоветское время довольно часто говорили о том, что шведская модель могла бы подойти для реформирования СССР: ее, в частности, вспоминает Никита Хрущев в популярном тогда фильме «Серые волки». На практике это было невозможно: Швеция никогда не отказывалась от капитализма и не экспроприировала собственность, в Советском Союзе единственным собственником было государство и это само по себе создавало принципиально другие условия.
Сегодняшняя Россия больше напоминает Швецию величиной государственного сектора экономики при наличии частной собственности, в том числе крупной. Госрасходы в России заметно ниже (35% против 50% от ВВП), как и налоговое бремя (30% от ВВП против 43%). Это могло бы стать основой для реформ типа шведских, с одновременным повышением того и другого, но проблема все в том же уровне базового доверия. В России он остается крайне низким: по данным на 2014 год, только 27,4%. А это значит, что попытка повысить налоги скорее уведет граждан в теневую экономику, чем поможет построить шведскую модель.
Социал-демократы правят Швецией уже более ста лет, впервые победив на выборах в 1917 году. При этом король мирно отошёл от власти, а отменять капитализм никто не стал. Радикальные марксисты вскоре вынуждены были отделиться и сформировать партию шведских коммунистов, а оставшиеся в большинстве социал-демократы  отвергли Маркса и построили так называемый скандинавский социализм, известный также как «шведская модель».

В итоге, во второй половине XX века сочетание рыночного благополучия с высоким социальным равенством сделало Швецию предметом зависти, как на Западе, так и на Востоке, в том числе и у нас
Кстати, государственные СМИ Швеции сообщают, что «Швеция возглавляет мировой рейтинг приватизации. Ни одна страна не приватизировала и не дерегулировала государственные услуги так быстро, как Швеция. Пошла дальше, чем большинство: открыла финансируемые государством, но частные школы, а также широко приватизировала национальную железнодорожную сеть». Средний срок, за который шведы выплатят свои ипотеки — 140 лет, потому шведский ЦБ ввел ограничение на длительность ипотеки — всего 105 лет.

Получается, что до полной копии шведской модели нам осталось всего-ничего: продать РЖД и часть школ, утроить налоги на зарплату, удлинить ипотеку до 105 лет и ввести пособия для мигрантов. Может, не надо, а?

Швеция - конституционная монархия, и практическую власть осуществляет премьер-министр. Сегодня в Швеции правят социал-демократы, отстаивающие принципы так называемого "скандинавского социализма". По уровню социальной защищенности своих граждан Швеция действительно занимает одно из первых мест в Европе.
 Однако в последние годы заметно, что правительству все труднее сводить концы с концами, тратя на социальные нужды больше, чем в состоянии заработать государство. Даже здешним социал-демократам оказалось не по силам совместить рыночную экономику с социалистической системой распределения.

В Дании, Норвегии и Швеции под контроль государства были поставлены внешняя торговля и вывоз капитала. Государственные меры снижения ссудного процента облегчили условия кредитования промышленников и обеспечили приток новых вкладов на внутренний рынок. За счет прямого государственного финансирования капитального строительства значительно вырос государственный сектор в промышленном производстве и на транспорте. Правительство активно стимулировало рост сельскохозяйственного производства и гарантировало высокий уровень цен на сельскохозяйственную продукцию.
Скандинавские страны (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия), а также Австрия, Швейцария и др. проявили немало творческой энергии, чтобы найти свое место в мировой экономике. Они добились высокой эффективности в некоторых областях производства, в сфере услуг. Например, каждый датский фермер мог кормить до 50 человек, развитое животноводство было основой для производства инсулина и других лекарств. Шведские автомобили «Вольво», финская бумага, швейцарские часы и многое другое были достаточно дорогими, но активно покупаемыми товарами. Налоги в этих странах составляли от 50 до 70 %, что позволяло платить приличные пособия безработным, одиноким матерям, осуществлять другие важные социальные программы.
Реформы, проведенные в Скандинавских странах в социальной сфере, включали улучшение пенсионного обеспечения: размеры пенсий увеличились и пенсионный возраст сократился с 65 до 60 лет. Была создана система государственного страхования по безработице, болезни и инвалидности. Вводился целый ряд мер по охране здоровья матери и ребенка. Государство финансировало жилищное строительство. Были приняты законы о двухнедельных оплачиваемых отпусках и о 8-часовом рабочем дне для ряда категорий работников (а в Швеции и Норвегии даже для сельскохозяйственных рабочих). Наиболее последовательно эти меры были проведены в Швеции, что позволило существенно повысить жизненный уровень населения и резко снизить накал классовой борьбы в этой стране. Наибольший успех проведенных преобразований в Швеции породила понятие «шведский социализм».
В Швеции более 70 % валового внутреннего продукта (ВВП) (в создании которого в основном участвует частный сектор экономики) перераспределяется государством в пользу социальной сферы. Это приводит к выравниванию доходов и к тому, что уровень жизни в Швеции считается наиболее высоких не только в Европе, но и в мире. В Швеции разрыв доходов 20 % самых богатых и 20 % самых бедных слоев населения оценивается в 3 раза. В США этот разрыв составляет 8 раз.
Человечество не знает, кто изобрел колесо, зато известно, кто изобрел молочный сепаратор, разводной ключ, термометр, ремень безопасности, замок-молнию.  А также холодильник, компьютерную мышку, искусственный сердечный клапан, паровую турбину, шарикоподшипник, газовый маяк и многое другое. Все это изобрели шведские инженеры и изобретатели.
Швеция стала примером передовой современной страны. Более 2/3 шведов имеют персональный компьютер и доступ к Интернету. Почти все жители Швеции имеют кабельный телефон, у 2/3 из них есть еще и мобильный телефон. Более половины шведских избирателей голосуют через электронную почту. Швеция вышла на первое место в Европе по осуществлению покупок через Интернет.
По уровню развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) Скандинавские страны занимают первые места среди наиболее развитых стран мира. Доля расходов на НИОКР в Швеции составила в 2006 г. 3,86 %, в Финляндии – 3,48 %. Для сравнения можно отметить, что в США этот показатель составил 2,62 %, в Японии – 3,33 %, в ФРГ – 2,46 %. Финляндия и Швеция наряду с Сингапуром и Южной Кореей известны как мировые лидеры по доле населения с высшим образованием.
В Швеции в начале XXI века  было создано три новых научно-исследовательских совета. В пригороде Стокгольма – Чисте возникла шведская «силиконовая долина», где были сконцентрированы наукоемкие производства.
Североевропейская модель государства социального обеспечения имеет ряд особенностей:
, стабильные темпы экономического роста, постоянное повышение эффективности общественного производства на основе роста производительности труда;
 сочетание высокой занятости с низкой инфляцией;
 высокая конкурентоспособность на мировом рынке и выгодное положение в системе международного разделения труда, на основе опережающего структурного и инновационного развития;
 относительная равномерность в распределении доходов благодаря прогрессивным налогам и системе социальной защиты для всех слоев населения, что действует как фактор расширения внутреннего рынка, создавая спрос на инновационные товары (компьютеры, мобильные телефоны и т. д.) и товары длительного пользования (дома, квартиры, мебель, электронную бытовую технику, автомобили и т.д.);
 постоянное поддержание состояния экономической безопасности.
Социализация распределительных отношений в Швеции и в других странах, где распространена «шведская модель социализма», вызывает обвинения в культивировании социального иждивенчества и язвительную критику.
В Скандинавских странах предпринимаются попытки сокращения доли социальных расходов в государственном бюджете. Государство становится менее щедрым и более избирательно подходит к претендентам на получение социальной помощи или поддержки в трудных жизненных ситуациях. В ряде случаев осуществляются проверки экономического положения нуждающихся в качестве предварительного условия получения социальных выплат. На Скандинавские страны осуществляется давление со стороны руководящих органов Европейского союза, транснациональных корпораций (ТНК), но правящие круги Скандинавских стран по-прежнему предпочитают руководствоваться национальными интересами.
Главным словом на «северном полюсе» западной цивилизации является слово «компромисс». Общенациональные «дома» шведов, норвежцев, датчан, финнов стоят на прочных фундаментах.

***

Программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной экономики, и открытость внешнему миру.
Реформы были начаты в 1978 по инициативе крыла прагматиков в Коммунистической партии Китая (КПК), возглавляемое  Дэн Сяопином.  Реформаторы поставили перед собой цель создания прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы в результате провала политики «большого скачка» и последствий волюнтаристских решений, принимаемых во времена правления Мао Цзэдуна. Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций.
Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. Зачастую они не были частью каких-либо теоретических построений, а являлись адекватным и практически выверенным ответом на самые насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» — Дэн Сяопин).

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как переход к капитализму, однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма. В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика — главный критерий истины. Некоторые авторы также обращали внимание на внутрикитайские источники экономических идей и практик, на которые опирались реформаторы.
В 1995—2009 гг. ВВП Китая рос в среднем почти на 10 % ежегодно.

Это продолжение политики реформ и открытости Китая. На третьем пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва было выдвинуто «в стране проводится политика реформ, а политика открытости для внешнего мира». На 18-м съезде КПК тогдашний генеральный секретарь ЦК КПК  Ху Цзиньтао в своем докладе первый раз выдвинул «проведение всестороннего углубления реформ и открытости». На третьем пленуме ЦК КПК, который состоялся в ноябре 2013 года, было принято "Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ". В ходе пленума было подчеркнуто, что для всестороннего построения среднезажиточного общества, а в дальнейшем построения могучего, демократического, цивилизованного и гармоничного современного социалистического государства, осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации, необходимо всесторонне углублять реформы на новой исторической исходной точке. На 19-м съезде КПК Си Цзиньпин еще раз подчеркнул важность всестороннего углубления реформ
Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и политика «открытости». Реформы были направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А политика «открытости» была призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая. «Нынешний мир - мир широких сношений, - говорил Дэн Сяопин в 1984 г., - Китай в прошлом был отсталым именно из-за своей замкнутости. После образования КНР нас блокировали, но в известной мере мы и сами держались замкну¬то. Опыт, накопленный за 30 с лишним лет, свидетельствует о том, что вести строительство при закрытых дверях нельзя - не добьешься развития».
 Наряду с развивающимися рыночными отношениями «открытость» страны является важнейшей составляющей новой экономической (и шире - социальной) политики руководителей КПК. И понимание прочной связи возможностей модернизации Китая с его «открытием», с его включением в глобальные процессы материального и духовного развития всего мира - огромная заслуга нового руководства КПК и лично Дэн Сяопина, выступивших против одной из самых стойких китайских (и шире - тоталитарных) традиций.
Процесс реформ был охарактеризован их «главным архитектором» как «вторая революция» после 1949 г., но революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования», а не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса. Он рассматривал реформу как своеобразное продолжение революции в новых условиях. Если революция раскрепощает производительные силы страны при переходе к социализму, то реформа это делает уже в рамках самого социализма.
С самого начала разработки стратегии модернизации страны  Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР ка¬нонам социалистического строительства и «вел поиск  собственной модели социализма с китайской спецификой.
Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотных земель и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.
Целью социалистической модернизации стало выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путем модернизации стал ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, ис¬ходя из того, что наука есть главная производи-тельная сила.
Лишь после создания необходимых политических условий,  Дэн Сяопину удалось приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.
КПК как правящей партии и как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, уделялось особое место и в реформировании политической системы, и в целом в процессе модернизации, без чего не представлялось возможным успешное проведение курса социалистической модернизации. В этой связи вопросы укрепления партийной дисциплины, партийно¬го строительства и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Огромное значение в реформировании политической системы при¬давалось превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона», то есть разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь.
Развитие и укрепление существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширение их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощение и сокращение управленческого аппарата, четкое разделение полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д. явились содержанием реформы политической системы.
На III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. руководством КПК во главе с Дэн Сяопином был совершен теоретический «прорыв», объявивший о соединении рыночной экономики с социализмом.
Чтобы понять суть китайской реформы, надо усвоить, что социалистический строй и социалистическая экономическая система - разные вещи. Реформа требует коренного изменения не социалистического строя, а старой экономической системы. Это значит, что, во-первых, нельзя ставить целью преобразований ликвидацию социалистического строя, во-вторых, объектом реформы должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При этом нельзя ограничиваться ее чисто внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать саму модель экономической системы и базисный механизм хозяйствования, т.е. осуществить определенный переход от плановой экономики к  рыночной.
Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.
Для оценки реформы необходимо определить основные критерии. По словам Дэн Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения.
За четверть века валовой внутренний продукт Китая увеличился в шесть раз, личное потребление на каждого жителя - в три с половиной раза. До начала реформ 250 миллионов китайцев были не в состоянии прокормить и одеть себя. Ныне число людей в абсолютной бедности сократилось с 25 до 3 процентов населения. Появилось 250 миллионов человек, способных приобретать товары длительного пользования.
Китай сегодня - это быстро развивающаяся страна с современной промышленностью, раз¬витой наукой и культурой.
За счёт чего мог произойти такой рывок в развитии некогда отсталой страны? Руководство страны считает, что это стало возможным благо¬даря модели социализма с китайской спецификой, у истоков которой стояли решения 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва 1978 года и лежащая в их основе теория Дэн Сяопина.
Главный вопрос, на который отвечала теория Дэн Сяопина, состоял в том, как следует строить социализм в такой отсталой стране, каким был Китай середины ХХ века? Давая на него ответ, Дэн Сяопин говорил, что здесь нельзя ограничиваться опытом создания социализма в других странах: его следует изучать, но не копировать. «У Китая есть своя модель». Необходимо «идти собственным путём и строить социализм с китайской спецификой - таков основной вывод».
Теория Дэн Сяопина и стала обобщением опыта строительства китайского социализма. Её называют по-разному: «теорией социализма с китайской спецификой», «китайским марксизмом», «ценным духовным достоянием» КПК и народа. В чём суть этой теории?
Дэн Сяопин говорил, что «суть марксизма в реальном  подходе к действительности». Исходя из этого, он требовал соединять марксизм с китайской действительностью и требованиями эпохи.
В итоге родилась теория социализма с китайской спецификой и соответствующая ей модель общества. В них нашла своё отражение вся история нового Китая. Когда его руководство, строя социализм, учитывало реалии китайской действительности, успехи были налицо. Напротив, когда оно игнорировало своеобразие этой действительности, как это было во времена «большого скачка» и «культурной революции», страна останавливалась в своём развитии или даже откатывалась назад.
Разработка Дэн Сяопином теории социализма с китайской спецификой была непосредственно связана с преодолением левого и правого уклонов в партии, способных, по его мнению, «угробить социализм».
Считая левых «главной опасностью», он вы¬ступил против их антинаучного тезиса о том, что «лучше бедный социализм, чем богатый капитализм».
Дэн Сяопин считал, что тот, кто разделяет материалистическое понимание истории, не может говорить о возможности «социализма и коммунизма в условиях нищеты». По Марксу, коммунизм предполагает «обилие материальных благ». В этой связи он призвал к более глубокому осознанию определяющей роли производительных сил в становлении китайского социализма.
По его мнению, ликвидация бедности и улучшение жизни народа невозможны без ускоренного развития производительных сил. К сожалению, эта азбучная истина марксизма полностью игнорировалась левыми. Полемизируя с ними, Дэн Сяопин отмечал: «Преимущества социалистического строя выражаются, в конечном счёте, как раз в том, что производительные силы при нём развиваются более быстрыми, более высокими, чем при капитализме, темпами, а на базе их развития непрерывно улучшается материальная и культурная жизнь народа. Социализм призван покончить с бедностью».
Дэн Сяопин предложил также отказаться и от установки левых, делающей «упор на классовую борьбу». Он считал, что при создании социализма, особенно в отсталой стране, надо делать упор на экономическое развитие и последовательное осуществление социалистической модернизации, т. е. ускоренно развивать сельское хозяйство, промышленность, науку, совершенствовать социалистическую демократию и законность.
Аналогичный подход был осуществлён и по отношению к собственности. По  Дэн Сяопину, начальная стадия социализма допускает раз¬личные её формы, способствующие развитию производительных сил.  В итоге при реализации такого подхода была создана экономическая система совместного развития разных секторов экономики при доминанте сектора общественной собственности. И хотя доля последнего в экономике постоянно сокращается, он охватывает стратегически важные отрасли экономики, создающие более 75% ВВП.
 Главным мероприятием в системе реформ был роспуск коммун, ликвидация кооперативного строя в деревне, введение семейного подряда. В промышленности сделан упор на производство бытовой техники. Для этого проведена структурная перестройка промышленности. Таким образом, сельское хозяйство решало задачу обеспечения населения продуктами, а промышленность удовлетворяла повседневный спрос на телевизоры, холодильники, стиральные машины, мебель. Поощрялся мелкий бизнес. Крестьяне могли свободно продавать на рынке излишки продукции. В прибрежных городах открыты зоны свободного или льготного предпринимательства

Как Дэн Сяопин после встречи с Горбачевым, поняв с кем, он имеет дело, решил повести Китай по другому пути
Надо сразу сказать, что встреча Дэн Сяопина с Михаилом Горбачевым проходила в сложное для Китая время, вовсю полыхала площадь Тяньаньмэнь, вооруженные отряды под видом студентов, пытались провести первый в мире Майдан, и началось это в Китае.
Поэтому встреча лидеров двух социалистических стран проходила под особым знаком. Тем более Китай присматривался к перестройке, которая уже вовсю шла в СССР.
Для СССР дружба с Китаем и возобновления хороших отношений было тоже немаловажным, но во главе страны стоял Горбачев и зачастую, у всех на переговорах складывалось впечатление, что он не совсем понимает, что говорит и что делает.
Например, Дэн Сяопин завел речь с Горбачевым о взглядах в марксизме-ленинизме, смешно в нашей стране многие уже не знают, кто такой Ленин, когда в Китае есть целые институты изучающие труды мирового вождя пролетариата, так вот Сяопин заводит речь, высказывает соображения по поводу дальнейшего развития социализма. А в ответ Горбачев начинает говорить что-то другое и совершенно невпопад.
Дэн Сяопин. Хотел бы еще раз подчеркнуть, что ситуация в мире постоянно меняется. Бурно развивается наука, можно сказать, что один сегодняшний день равняется нескольким десятилетиям или даже векам в древнем обществе. Кто не может с учетом новых условий развивать марксизм-ленинизм, тот не настоящий коммунист.
Казалось, ты возглавляешь огромную сверхдержаву СССР, первое в мире социалистическое государство, с тобой лидер такой же великой державы ведет беседу на близкие вам темы, в Китае тоже социализм. Ответь достойно, покажи свой ум, эрудицию понимание проблем. Но Горбачев решил показать противоположное мнение.
Михаил Горбачев. Товарищ Дэн Сяопин! Я считаю, что нам нужно бульдозером весь этот политический строй смести и на пустом месте строить рыночную экономику! Пока мы это не сделаем, все наши реформы будут уходить в песок.
Вы можете понять, что вот этот человек по неизвестным причинам возглавил СССР, что ты вообще несешь, с тобой пытаются нормально поговорить, а ты начинаешь городить такую ерунду.
После этого Дэн Сяопин внимательно взглянул на Горбачева и видимо тогда понял, что СССР осталось недолго.

Выпускник университета трудящихся Востока им. И. В. Сталина, Дэн Сяопин, впечатленный встречей с Горбачевым, решил срочно заканчивать с площадью Тяньаньмэнь и желательно так, чтобы ни у кого не было попыток устроить новый Майдан в Китае.
 К такому решению, его привело понимание, что судьба СССР в руках Горбачева решена. И Китай останется в скором времени один.
 Плюс к этому были созданы целые институты, которые стали изучать опыт перестройки в СССР, не чтобы повторить, а чтобы не допустить таких ошибок в Китае.
Кстати, после той встречи Дэн Сяопин однозначно высказался про Горбачева и про его умственные возможности.

***

Вот один красноречивый факт — на излёте социализма, в 1989 году только ленивый не следил за забастовками шахтёров. Бесспорно, они немало способствовали нарастанию кризиса горбачёвской власти. Шахтёры тогда выступали за капитализм, но — за «капитализм», в котором фабрики и шахты принадлежали бы рабочим, а не номенклатуре. «Капитализм», при котором у каждого был бы свободный выбор работы, социальные гарантии здоровья, образования и жилья. Не бараков, в которых они жили тогда и спустя три десятка лет, многие из них ютятся и до сих пор!

 «Капитализм», при котором предприятиями бы управляли рабочие, а не номенклатура. Если смотреть в корень: шахтёры требовали развития именно социалистических начал, только без бюрократических деформаций. Того же требовали в большинстве своем советы трудовых коллективов, создававшиеся на всех крупных предприятиях. Да и большинство интеллигенции выступало за соединение демократии, причем реальной, а не показушной, с достижениями социализма.

История  развития стран учит, что социализм без отклонения вправо и влево ведёт  к быстрому прогрессу и процветанию.  На примере капиталистических  стран  Англии,  Франции и США  видно  какие там происходят трения между трудом и капиталом: забастовки, уличные демонстрации, драки с полицией.
Только социально защищённое общество  может  спокойно  работать и развиваться.  В моём понимании то государство может называться социалистическим,  где люди защищены социально, государство исповедует гуманные принципы,  нет расизма, наблюдается рост культуры, науки,  техники. При  этом форма правления может быть разная: республика,  монархия, демократия, авторитарный строй.
Неужели при монархии может быть социализм?

 А  вот рассмотрим на примере  страны  Оман.
Кабус  родился 18 ноября 1940 года в Салале в семье султана Маската Саида бен Таймура и был его единственным сыном. Начальное образование он получил в Салале. В 1960 году Кабус поступил в Королевскую военную академию в Сандхёрсте, по окончании которой два года прослужил в пехотном батальоне английской армии, а затем окончил курсы начальников штабов в Германии и прошёл специальную подготовку по изучению системы местного самоуправления в Великобритании.
После увольнения из армии изучал деятельность органов местного самоуправления Великобритании и совершил кругосветное путешествие. Вернулся в родную страну в 1964 году. На следующий год был посажен под домашний арест по приказу отца-султана (в официальной биографии про период домашнего ареста говорится, что в это время Кабус бен Саид изучал ислам и историю родной страны и оманского народа). Находясь под арестом, Кабус бен Саид имел возможность принимать отдельных гостей из Великобритании, вместе с которыми он готовил заговор с целью свержения своего отца.

23 июля 1970 года бескровный дворцовый переворот удался — правящий султан отрёкся в пользу сына, и Кабус бен Саид взошёл на престол, а также занял должности премьер-министра, министра иностранных дел и министра обороны.
8 августа султан сформировал новый кабинет министров во главе со своим дядей Тариком бен Теймуром, а на следующий день Кабус объявил, что отныне возглавляемое им государство будет называться «Султанат Оман». В 1971 году султан, ранее имевший титул «его высочество», принял титул «его величество».
Отец Кабуса султан Саид бен Теймур был человеком старых взглядов. Доллары хранил в сундуках. В конечном счёте крысы съели доллары. В годы его правления Оман не вступал в какие-либо международные организации, в стране сохранялся средневековый уклад, фактически отсутствовали системы образования и здравоохранения. В отличие от своего отца, султан Кабус не боялся новшеств. По его распоряжению в 1970 году вышло в эфир «Радио Омана», ведущее передачи из Маската на арабском и английском языках. Тогда же о себе заявило «Радио Саляля», вещающее на арабском языке. Пять лет спустя появилось телевидение, которое было ориентировано на соблюдение моральных постулатов ислама. В 1976 году началось строительство центра спутниковой связи.
С 1972 года начали выходить ежедневные газеты на арабском языке: «Оман», издаваемая министерством информации, и «Аль-Ватан» (рус. Родина). До этого времени средства массовой информации Омана не имели своих зарубежных корреспондентов, а въезд иностранных журналистов разрешался только на короткий период для освещения каких-либо событий.
Благодаря решительным действиям султана при поддержке Великобритании и шахского Ирана в 1976 году был разгромлен сепаратистский Фронт освобождения Дофара, с 1965 года пытавшийся отколоть от Омана провинцию Дофар и создать там режим, подконтрольный Южному Йемену.
Глубокие реформы охватили буквально все стороны жизни султаната. Кабус учредил несколько новых министерств (в том числе нефти, социальных дел и др.), реорганизовал местную и центральную администрации: страна была разделена на 41 провинцию, во главе каждой из которых встал вали (губернатор), назначаемый султаном; такое административное устройство основательно подорвало влияние местных шейхов. Много внимания новый султан уделил вооружённым силам. Армия получила современную бронетехнику, самолёты и боевые корабли. Жалование солдатам и офицерам было повышено в несколько раз. Что касается экономики, то здесь Кабус проводил политику всемерной поддержки частного предпринимательства. Главный источник пополнения казны в Омане — это торговля нефтью, запасы которой в султанате весьма значительны (хотя и не так велики, как в Саудовской Аравии). Основная часть нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий находятся в личной собственности султана и приносят ему ежегодно десятки миллиардов долларов дохода.
 Однако Кабус отказался от вложения этих денег в экономику западных стран или от строительства предприятий тяжёлой индустрии. Полученные от продажи нефти средства он пустил на создание мощной инфраструктуры, на повышение жизненного уровня населения, а также на создание предприятий по добыче других полезных ископаемых (меди, хрома, угля, асбеста).
С начала 1970-х годов в Омане развернулось интенсивное строительство первоклассных автомобильных дорог. Автострады пересекли страну в самых разных направлениях. В городах на месте старых глинобитных построек выросли новые жилые кварталы, деловые центры, кинотеатры, банки, супермаркеты и административные здания. Страну опоясали линии электропередач. С помощью артезианских скважин началось обводнение пустыни и развитие поливного земледелия. Каждый год огромные суммы султан расходует на финансирование социальных программ. Уже за первые 16 лет правления Кабуса было построено более 500 школ и несколько десятков первоклассных больниц, — если в 1970 году в султанате имелась только одна больница на 12 коек, то через пятнадцать лет в распоряжении министерства здравоохранения находилось 15 больниц, 21 медицинский центр, 4 родильных дома, 74 поликлиники, 35 передвижных медицинских бригад.
 В 1986 году открылся национальный университет. Первые вузы Омана создавались как государственные учреждения. Только в 1995/96 году открылся первый частный вуз страны — колледж, который принял тогда 150 студентов. Сеть частных вузов быстро разрослась — в 2008/2009 учебном году в Омане функционировали 24 частных вуза (5 университетов и 19 колледжей), где обучались 33,5 тыс. студентов. Большинство студентов частных вузов (57,7 % в 2008/09 учебном году) составляли женщины. Большинство (95,7 % в 2008/09 учебном году) студенты частных вузов Омана — местные жители, также есть немного граждан других стран Персидского залива. Хотя в частных вузах Омана в 2009 году трудился 1391 преподаватель, но почти все они были иностранцами (оманцев среди них только 12,8 %). Многие оманцы получают образование за рубежом — например, в 2005 году только в неарабских странах было 2251 студентов из Омана.
В настоящее время образование и здравоохранение для всех оманцев бесплатные.  Жильё также практически бесплатно. Тем не менее, большинство студентов частных вузов (63 % в 2008/2009 учебном году) обучались за счёт собственных средств.
Всем гражданам предоставляется беспроцентный заём на покупку собственных домов (проценты банкам выплачивает государство).
В 1973 году был построен международный аэропорт, а через год — современный морской порт.
Первые шаги султана Кабуса были впечатляющими. Однако, не всё шло так, как этого хотел монарх.  В середине 1970-х он понял, что назрела необходимость внедрения в экономику плановых начал. При его непосредственном участии был создан Совет национального развития, который разработал первый пятилетний план развития на 1976—1980 годы. Вслед за ним последовали очередные «пятилетки».
В 1981 году Кабус сформировал Консультативный совет, который в 1991 году был преобразован в Совет шуры. В ноябре 1996 года султан Кабус подписал первый Основной закон (конституцию) Омана, которым определены полномочия султана и порядок престолонаследия. Конституция предусматривает создание единого представительного и консультативного органа — Совета Омана, а также впервые провозглашает основные права граждан.
С 2015 года султан был болен раком толстого кишечника и проходил лечение. 14 декабря 2019 после лечения в бельгийском госпитале,  ему было сообщено, что болезнь перешла в терминальную стадию и ему, осталось недолго жить. Султан вернулся домой, поскольку хотел умереть на родине. 10 января 2020 года султан скончался в возрасте 79 лет. На следующий день правительство объявило о трёхдневном периоде национального траура и что государственные флаги будут приспущены в течение 40 дней.
По сообщению государственного телевидения Омана, после смерти султана Кабуса власти вскрыли письмо, в котором преемником был назван его двоюродный брат, ранее работавший министром наследия и культуры страны Хейсам бен Тарик Аль Саид.

Маскат - столица государства, в котором нет безработицы, бездомных и нищих.
Равные права мужчин и женщин охраняемые законом. Сухой закон на спиртные напитки.

***

Так что если бы наш царь  Николай Второй был, поумней и вёл правильную  политику, он мог возглавить социалистическое движение,  никаких вооруженных революций не произошло. Гражданской войны бы не было. Да и Великой  Отечественной войны  могло не быть.
По подсчетам великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, в середине XX века в России должно было проживать около 300 млн. человек, а к началу XXI века — около 600 млн.
Когда говорят о великом русском ученом Дмитрии Менделееве (1834-1907), то обычно вспоминают его открытие мирового значения: периодический закон химических элементов. Однако Дмитрий Иванович был не только гениальным химиком, но и одним из крупнейших демографов нашей страны того времени. Кроме того, ученый прекрасно владел математическим аппаратом и обладал очень широким спектром знаний во многих других областях.
Так вот, в одной из своих работ начала XX века он дал прогноз численности населения Российской империи на много лет вперед. Согласно подсчетам Менделеева, в 1950 году в стране должно было проживать 282,7 млн. человек, а в 2000 году – 594,3 млн. человек.
Столь колоссальные цифры сейчас вызывают скептицизм у многих людей. Порой, можно услышать мнение, что «не стоило химику влезать в демографию»: мол, занимался бы своим делом и не опозорился бы. Да, предсказание Менделеева не сбылось. Мало того, расхождение его цифр с реальностью оказалось столь значительным, что этот прогноз иногда приводят в качестве иллюстрации тезиса, что и великие не застрахованы от нелепых ошибок.
Однако Дмитрий Иванович сделал прогноз не только для России, но и для США. Он считал, что в Америке примерно к середине XX века население достигнет почти 180 млн. человек. Интересно, что вот этот прогноз сбылся с высокой точностью, поскольку в 1959 году в США проживало 179 млн. человек. В Соединенных Штатах не было войн и революций, которые обрушились на Россию в первой половине XX века, и, может быть, этим, в том числе объясняется «ошибка» Менделеева в случае с российским населением. То есть, по сути демографических тенденций он был прав, но, конечно же, не мог знать ни о двух мировых войнах, ни о страшной Гражданской войне, голоде, репрессиях, постсоветской разрухе и тому подобных событиях, случившихся уже после его смерти.
 



Июнь  2020 г.