Любить весь мир - легко, ближнего своего - сложнее

Вера Самылина
  Уже сакраментальной стала фраза – «Я люблю людей». Произносящий это, транслирует: я коммуникабельный, проявляю понимание, всегда стремлюсь к компромиссу, по возможности, готов прийти на помощь.

  И насколько в этой связи верны слова астропсихолога Гуны Манджари, смысл которых заключается в том, что «очень легко любить весь мир, всех людей, но очень сложно любить конкретную личность, в частности, особенно, своих близких. Можно говорить очень хорошие и правильные вещи, но понять, насколько мы являемся тем, что говорим, можно, всего лишь, посмотрев на наши отношения с ближним окружением».
Именно они ближе всех соприкасаются с нашей сущностью, являются свидетелями перепадов нашего настроения, именно с ними мы с легкостью позволяем себе проявление слабостей.

  Можно бесконечно учить детей тому, как правильно себя вести в коллективе: не ругаться матом, не реагировать на оскорбления, «так как это всего лишь мнение других людей о тебе, но не ты сам», и так далее. Можно даже самому стараться поступать подобающим образом со многими и длительное время. Но, в один прекрасный момент, под влиянием накопившего стресса, длительного напряжения, «чаша терпения» может переполниться, и ты даешь себе возможность на мгновение «забыть» обо всем, чему учил. И важно то, что у ближних в памяти быстрее отложится не список твоих нравоучений, а тот момент, когда ты сам себе позволил оступиться. Ближние уже не понимают соответствия между твоими теоретическими установками и реальным поведением, более того, считают возможным подобный способ общения. «Но как же так, это всего лишь минутный всплеск…», - недоумеваешь ты.

  Важнее то, что сам осознаешь, что «не сдал экзамен».  И такие «экзамены» ближние устраивают нам в тот момент, когда мы оказываемся меньше всего подготовленными. И именно здесь наиболее ярко и правдиво вырисовывается наша сущность, не подозреваемая нами, скрытая даже от нас самих. И далее важный момент заключается в том, что необходимо безоговорочно признать перед ближними свою слабость и «падение». «Нимб» с головы падает, статус «учителя» теперь является сомнительным. И приходится заново самому учиться. И не получится просто избежать данного круга, как в ситуации с посторонними, когда есть возможность начать «с чистого листа», взять паузу, уйти от общения. Здесь твои «взлеты» и «падения» всегда на глазах, а вернее, в сердцах ближних. Они с ними живут, помнят, берут на вооружение. 
 Еще Лев Толстой говорил, что «живя в семье, с которой трудные отношения, человек не должен стремиться уйти оттуда. Если он уйдет, он лишает себя материала для нравственной работы… Впрочем, чем суровее испытания, тем лучше – «экзамены» надо сдавать…».

  Наблюдая неподобающее поведение ближних,  нас может, порой, охватить возмущение,  недоумение природой его происхождения. Но наши ближние, всего лишь, «увеличительное стекло», трансляторы нашей подсознательной сущности, скрытой, глубоко нами запрятанной и часто подавляемой. У нас только не хватает смелости признать это.  И эта правда нам не нравится. Мы злимся на ближних, а должны благодарить. За «духовные упражнения», которые мы выполняем в отношениях с ними:  возможность испытать собственное терпение, великодушие, мудрость, способность взглянуть на себя без прикрас, а, главное –  умение непрерывно испытывать ту любовь к людям, о которой так легко говорим.