Неосторожный разговор медсестёр

Виктор Каменев
Яндекс.Дзен

Чего только не бывает на свете, во что трудно поверить. Но свой след в душе оставляет всё, с чем ты соприкасаешься. Эту историю из своей молодости часто рассказала моя мама Нина Кузьминична. И я её запомнил, и даже записал на память о маме в конце её жизни. Вот она, в немного обработанном к печати виде…

Мая мама работала когда-то медсестрой в городской больнице Белгорода, в медгородке, что около стадиона. Были глубокие коммунистические времена, примерно, 1963 год.

Шёл май, и медсестры, по обычаям того времени, приводили палаты больницы в порядок к лету: подкрашивали, подбеливали. А в обеденный перерыв, как водится, собирали на стол, что у кого было. Тут и застолье, и разговоры обо всем.

Вот за этим столом одна из медсестёр, Анна Дмитриевна, вдруг возьми да скажи: «Девчата, если кто первый умрёт, чтоб пришел с того света и сказал: есть Бог или нет». И все медички, девчата молодые, комсомолки и даже люди партийные, загудели: «Бога-то нет…» Советские годы – безбожные, мама говорила просто: «Не верила как все, хотела знать точно, что Бог есть». Анна Дмитриевна была одной из самых старших из них, в свои 35 лет.

- Месяца чрез полтора заболела вдруг наша Ольга Петровна, - рассказывала мама, - в воскресенье смену ночь отработала, а в понедельник утром прямо после смены почувствовала себя плохо, вроде ангина. Через три дня приходит на приём к врачу уже по больничному, и ей ставят диагноз: лакунарная ангина, гнойное осложнение после фаникулярной ангины. От врача приходит к нам в отделение: «Я не могу идти домой…»

- Положили её переночевать в свободном изоляторе для тяжелых больных. Утром она попросила взять анализ крови, мы взяли, своя же медсестра, через час из лаборатории сообщают, что кровь плохая. Пришла старшая лаборантка, взяла кровь повторно. Анализ подтвердился: острое белокровие, лейкоз, рак крови.

- Оформили историю болезни. Дали объявление для доноров – на переливание костного мозга. Нашелся молодой человек, в станции переливания крови провели прямую пересадку костного мозга. Не помогло.

- Ольга Петровна наша пожелтела. Посылала к цыганкам купить вшей (при больной печени надо якобы есть вшей). Купили ей вшей, закатали в хлеб, ела - не помогло. Лучшие антибиотики по своим медицинским связям достали – не помогли. В понедельник она заболела, а в следующую субботу уже умерла. В воскресенье похоронили.

- А перед тем как заболеть, за несколько недель, Ольга Петровна пришла на смену встревоженная, - продолжала мама. - Я, наверное, скоро умру, видела гадкий сон, - рассказывала она нам. - Вырыта глубокая яма, и я упала в эту яму, и вижу, что все вы вверху, а я одна упала и внизу, в яме.

- Глупости это, не обращай внимания, - успокаивали мы её тогда, но сон этот ведь исполнился… Я хорошо её знала, она была с 1928 года, одного года с Анной Дмитриевной, хорошая медсестра, семья, двое детей, болела простудами как все.

- Проходит 40 дней, и Анна Дмитриевна рассказывает нам свой сон, видит она этот сон как наяву, в полузабытьи перед рассветом. "Большое поле ржи, колосившейся, спелой ржи, узкая тропинка во ржи, иду я, а навстречу – Ольга Петровна. И вижу я её мёртвой. Знаю во сне, что она умерла, хотя покойники снятся обычно живыми. Спрашиваю: ты умерла?

– Да, я умерла.

- Как ты там, Ольга Петровна?

- Хорошо. Нам на двоих дали домик на солнышко.

- Ну скажи, Бог есть?

Она, оглядевшись по сторонам, три раза мне говорит:

- Есть, верь, есть, есть, - и три раза хлопнула меня по плечу".

"Оно болело потом у неё больше месяца, - приговаривала мама, – отлежала?"

Слухи о таинственном сне Анны Дмитриевны распространились по всей больнице. Кто верил, кто не верил. И вдруг к ним в отделение приходит санитарка, работавшая в морге при больнице, и говорит:

- Пришла каяться! Виновата я перед Ольгой Петровной. И перед вами, что отправила её на тот свет вдвоем. Никто об этом не знает, кроме меня.

- В роддоме (тоже при больнице – Авт.) умер отказной ребенок, а Ольга Петровна одна была на вскрытии в морге, и я положила ей в живот этого ребёночка, и зашила и отправила на тот свет вдвоем». (Мама говорила, что такое бывало в те годы, не знаю как сейчас – Авт.)

…Думая об этой истории, понимаешь, что ключевую роль в ней играет санитарка: она могла постфактум придумать свой проступок, чтобы произвести на всех впечатление. Могут быть выдумкой и сны других её участников. Но мама рассказывала об этой истории тоже как её участник, она прошла на её глазах, всех этих медсестёр и санитарку она знала лично. Её трагический конец несомненен.

Мама ушла в 2017 году. Бывший член КПСС, в конце жизни она ходила в церковь, молилась дома «Богушке» на простенькие покупные иконы, и оставила мне вот такое предание из своей молодости. Почему я рассказываю о нём только сейчас? Видел я недавно сам сон наяву. «То ли сплю, то ли не сплю, то ли засыпаю»…

Виктор Каменев

06.06.2020