Сказки вепсов. 2. Как рысь хвост потеряла

Евгений Пекки
 Рысь и лиса в старые времена дружбу водили. Лиса даже украсила черной краской шубу Рыси, та стала вся пятнистой и симпатичной. Вот и решила та в ответ подругу отблагодарить: 
– Что мне сделать  для тебя? – спрашивает.
– Рыбкой угостишь, большое мне удовольствие доставишь.
– Коли так – пошли на Свирь.

Летом вместе Лиса и Рысь на речку ходили. Где рыба на мелководье плещется, там Рысь её и ловила, а с подругой делилась. Для Лисы рыба была самым лучшим угощением, но она поймать никак её не могла –  глаза не те и сноровка не та.
Рысь с этим справляется легко. Ей что мышку, что рыбку когтями схватить – плёвое дело, а вот Лиса мышей хорошо ловит, а рыбу -ну, никак.
Пришли они на речку, а ночью мороз ударил крепкий, река–то и встала. Лёд крепкий сделался.
– Что делать будем, – Рысь у Лисы спрашивает.
– Прорубь будем делать. Я видела, так вепски мужики налимов ловят.

Собрались, идут. Лиса веревку тащит с крючком, а Рысь пешню. Зашли подальше от берега дырку сделали, верёвку с крючком опустили, на крючке заячьей кишки кусок повесили – сидят, ловят. Не клюёт рыба. Тут Лиса и говорит:
– Что–то я озябла. Ты лови, а я по бережку побегаю – может, мышку поймаю, а если две, то и тебе принесу. 
– А как я ловить буду? Рыбы не видно, лапы у меня с когтями не для того, чтоб верёвку держать.
– Мы тебе верёвку за хвост привяжем. Налим попадёт – сразу почувствуешь. Тащи его наверх, вот и вся премудрость.  Хвост у рысей тогда длинный был, чтоб мошкару отгонять.
 
Лиса на берег отправилась, а Рысь хвост с верёвкой в прорубь опустила  – налима ждёт. А мороз всё крепче. Лиса по берегу прыгает, да мышей ловит – весело ей. Уже с десяток поймала, а не торопится подруге на смену. Вдруг видит рыбаки из деревни к реке подходят – видно тоже налима поймать захотели, а может и ещё какую-нибудь рыбу, это уж как Бог пошлёт.

Выскочила Лиса на берег  подальше от рыбаков, поближе к Рыси. Сама держит нос по ветру и уши торчком.
– Рыбаки идут! - крикнула во всю глотку.
Рысь услыхала, но с рыбаками встречаться совсем не хотела. Попробовала она вскочить, да наутёк пуститься, а не тут–то было.  Хвост примёрз у неё в проруби и не пускает никак.
– Подруга! Тащи пешню, меня вырубай, а то прибьют меня рыбаки.
– Нет,– кричит Лиса, – я их боюсь, – ты уж сама как-нибудь справляйся. Мне с рыбаками ругаться совсем не к чему.

А тут и рыбаки на лёд вышли.
– Глянь-ка, лиса! – закричал один.
– Не иначе рыбу ворует, – пробурчал другой.
– Вон, смотрите, там помощница её старается, лапами машет. Видно кто–то налимов оставил на льду, а она их крадёт.
Лиса, заслышав такое, в лес шмыгнула со всех ног, а Рысь поняла, что дело её плохо. Мужики уже бежали со всех ног с пешнями и топорами наготове. Поднатужилась она, хоть и больно ей было, оторвала хвост и по льду поскакала. Где уж за ней мужикам угнаться – у них таких когтей нет.

Бежит Рысь, с остатка хвоста капли крови капают, а из глаз слёзы льют. На ходу  зубами от злости она скрежещет, Лису проклинает: «Клянусь светлой луной и лесом дремучим, клянусь своими зубами и когтями, что как эту рыжую встречу – когтями порву за предательство. Спряталась Лиса от неё подальше.
С тех пор все рыси на свет с короткими хвостами родятся, а с лисицами  у них теперь вражда. Лисы от рысей только в норе и спасаются, а то беда будет.

Эспоо. май 2020.