Татарларга - 17

Альтаф Гюльахмедов
Татарларга – 17


***

Об этом хотел рассказать в цикле ‘’’Этот Смешной Мир’’, но и в этом обращении к татарам сие уместно.

В общем-то это вольный пересказ застольного разговора не претендующего как и все подобные диалоги на регламент, официальный стиль и парламентские выражения… посему опускаю все что должно было бы ‘’запикаться’’ и некоторые идиоматические обороты.

Собеседник начал с пространного ответа на вопрос ‘’Как дела?’’ и рассказал как все что нажито непосильным трудом отобрали множественные  насильники силовых и контролирующих организаций всеми посильными им способами.

Я предложил переехать туда где все такие же как мы с ним… то есть в Татарстан.

-Что мне там делать? – ответил он. – Там уже всех русские ассимилировали… про насильственное крещение слышал?

Как оказалось далее он не знал об указе который в свое время не принуждал менять религию, но говорил о невозможности нехристианам владеть христианами – крепостными. Поэтому состоятельные латифундисты решили что резко потерять свои активы и понизить индекс социальной значимости это худший из вариантов и соглашались креститься, с чем кстати дополнительно еще и открывалась дорога в дворянство, к гербам и званиям.

-Представь что у тебя миллиардное состояние и заводы, - сказал я ему. – И вот выходит указ что если у тебя в дипломе обозначена специальность не техническая, а гуманитарная, то заводы у тебя отберут…

Он застыл, глядя неподвижно в пространство и представляя миллионы, заводы, фабрики, рабочих и… судя по некоторому блеску в глазах… и работниц.

- И не будет у тебя ни фабрик, ни заводов, ни фермы, ни виллы… ни работниц… - продолжал я.

Он поперхнулся и запил из кружки.

-И миллионы тоже отберут!- поставил я точку.

-Нда! – сказал он и стал глядеть в сторону. – Это же дискриминация и вообще неправильно!

-То есть владеть крепостными это правильно?

-Времена были такие! – убежденно сказал он. – Каждому свое… одни крепостные, другие хозяева!

-А вы из каких?

-Из дворян! – гордо ответил он.

Возникла пауза.

-Вообще ты не о том говоришь! – собеседник сменил тему. – А Казань вон как взяли… всех вырезали поголовно! Я из казанских и мы все помним!

-Постой! – сказал я. – Если всех вырезали… откуда новые взялись?

Он стал икать и снова стал пить.

-Не знаю… - наконец ответил он. – Как это у тебя все получается наизнанку вывернуть?!!

-Как ты говоришь фамилия? – спросил я.

Он назвал и я быстро вошел в свой архив на ноутбуке.

-Вот… - сказал я. – Род касимовских татар… участвовали в штурме Казани в составе войск Шигалея, предположительно в Сеитовом Полку.

-Как это? – опешил он.

-Вот так это! – теперь отпил и я.

-А Сёюмбике? А башня ее? А как она не захотела сдаться и выпрыгнула и разбилась?!!

-Никто ниоткуда не прыгал! – успокоил я его. – Ты башню эту видел вообще? В Казани был?

-Нет пока…

-Ну, в Сети фотографии есть. Там понимаешь, какое дело… она ступенчатая… высота между ступенями не такая чтобы, упав с нее можно разбиться… максимум ногу вывихнуть. Можно конечно попробовать прыгнуть с разбега сразу через две ступени… тогда конечно… но во-первых там и разбегаться негде… да и царица тоже не Елена Исенбаева, да притом и не могла себе позволить прыгать в спортивной форме… а халат, юбки и прочее… сам понимаешь… там далеко не прыгнешь!

-Да! – ответил он глядя в пространство и видимо вызвав в памяти профиль Башни и представляя теоретический разбег и возможный прыжок.

-Но ведь все об это говорят! – наконец воспрял он.

-Да… говорят… мало того – до сих пор экскурсоводы каждый раз рассказывают, когда зарабатывают на показе Башни. Это дело надо прекращать, поскольку сами себя в дурацкое положение ставят. Известно же что осталась жива, казанские мурзы выдали ее, и вышла замуж за Шигалея… это был ее уже третий брак после Джан Али и Сафа Гирея.

Поскольку Шигалей стал снова царем Казани… снова потому что его периодически изгоняли и он каждый раз возвращался… то и она как его супруга получается была царицей… вернее осталась.

-Совсем я запутался! – признался он и дал знак гарсону обновить заказ.

-Ты даже не представляешь насколько… - вздохнул я. – Там путаница во всем… даже в ее имени. То как ты произносишь ее, пытаются перевести и осмыслить по-разному, но ты же слышишь что там, в основном или ‘’раздевшаяся царица’’ или ‘’ругающаяся царица’’.

-Ха-ха.

-Да… ребенка так называть вряд ли даже пещерные люди стали бы.

-Ну, а как тогда?

-Есть такое понятие… вернее было в те времена… ‘’Сюим Беки’’.

-Это что такое?

-Это такая особенная стрела… не боевая… на ней лента… полоска ткани… ее по приказу военачальника выпускали перед боем, чтобы она показывала силу ветра и соответственно упреждение на выстрел. Такое имя и для первого ханского дитяти сгодится.

-Все равно! – не сдавался он. – Христиане захватили мусульманский город… то есть это война против ислама.

-Кто христианин? – удивился я. – Сеитов Полк? Шигалей? Еникей мурза? И остальные тоже… был Саин Булат… он да… крестился и стал Симеоном Бекбулатовичем.

-Это еще кто такой?

-Великий князь всея Руси.

-Ик!

-Да… было такое… всего одиннадцать месяцев и видимо в виде политического хода со стороны Грозного… впрочем тогда его еще не называли Грозным… этак его назвал Татищев в семнадцатом веке. Саин Булат был чингизидом и таким маневром можно было сделать лояльными многие из родов. Сам Иван, а вернее Тит – Смарагд, как он тогда назывался, тоже претендовал на чингизидство как потомок Глинской и, соответственно,  Мамая, но ведь и Мамай не был чингизидом, а лишь узурпатором власти в Орде.

Так что помощь Саин Булата очень даже помогла, что и показало дальнейшее.

А вот нагайбаки…

-А это кто?

-Это телохранители Сюим Беки… их еще называют гвардейцами ее. Они были до этого и до сих пор остались христианами… там и еще какая-то русская дружина защищала Казань… Добружского или Добружецкого… потом уточню.

Кстати о Казани… кто эту версию вообще насчет ‘’котла’’ выдумал? Кому пришло бы в голову город ‘’кастрюлей’’ называть?!! Версий происхождения названия около двадцати, но все они одна уничижительней другой, когда ведь все на поверхности, ведь до сих пор говорят – ‘’Казанга казанмак китем’’ – ‘’В Казань разбогатеть поеду’’

Казан и Газан синонимы… просто диалекты разные. Но вот не в арабском алфавите -  Газан Хан это Хан Победитель, а Казан Хан это Хан Кастрюля.

Это уже кто-то не татарин выдумывает и выдает за желаемое. И плохо, что сами татары это же и тиражируют.

-Блиннн! – сказал он. – У тебя надо ноутбук отнять.

-Ну, - пожал я плечами. – Когда я начинал, компьютеры и мобильные телефоны были только в научно-фантастических книгах… вернее мобильных телефонов даже там не было.

Некоторое время мы пили пиво с сушеными кильками молча. Кильки тоже молчали и только иногда тихо потрескивали из-за совершенной засушливости... а может тоже хотели что-то сказать о геноцидах, несправедливости и сегрегации.

-Язык надо свой знать! – наконец сказал он. – В языке вся сила! Татарин не знающий свой язык это и не татарин вовсе… поэтому и ассимилируют нас.

Я ответил по-татарски, задал вопрос и долго ждал ответа… я, честно говоря, активно общался по-татарски только до шести лет пока все вокруг говорили так, но потом меня отдали в русскую школу и мне пришлось срочно переучиваться… а потом все ушли… да и я редко бывал дома… в общем, сейчас настоящий носитель языка меня будет слушать также как персонажа Камиля Ларина в татарском новом фильме ‘’Кире’’.

-Чего ты хочешь! Пристал тоже! Я не знаю язык, но знать нужно… а у меня времени… мне нужно о семье заботиться и кормить их. Татарин это тот… тот… тот кто считает себя татарином… есть такая вещь как самоидентификация.

-Для меня татарин тот, кто по крови татарин, если даже не знает об этом.

-Нет… главное это язык и то кем он себя считает.

-По твоей логике Маугли это волк, а Тарзан обезьяна.

-Это вообще не в тему… я же говорю если он человек говорит по-татарски и считает себя татарином, то он мой брат!

-То есть конголезец говорящий по-татарски и считающий себя татарином тебе ближе?

-Да! – сказал он опрометчиво.

-Вот! – сказал я и показал ему заранее заготовленное фото африканца - казанца со всеми нужными характеристиками. – Вот… там есть адрес и телефон… можешь начать переписку с ним… правда непонятно на каком языке если ты татарского не знаешь. Скажешь что брат – там дальше разберетесь!
(Прим. Не конголезец… но подобный персонаж можно и самому найти)

-Пора домой! – сказал он и встал. – Я пошел.

-Адрес брателника не возьмешь? – спросил я, когда он уже выходил и развернул монитор с фотографией к нему.

-Отстань уже да!!! – с досадой сказал он и ушел.