Как я стал детективом

Антонина Глушко
С чего все началось?

Короче, вся эта история произошла по причине моего неуемного увлечения детективным чтивом, как пьяница  водкой  – запоем.  Книги постоянно вожу с собой. Читаю при первой  представившейся возможности.  А перед   сном, в постели – обязательно.  Жена вначале была недовольна моим хобби. А потом и сама пристрастилась к чтению, правда, любовных романов.

Лежит рядом в постели с книгой и всхлипывает от жалости  к  какой-нибудь Лукренции, злодейски обманутой неким Карлом  Моррелием,  коварно переметнувшимся  к ее подруге Монике  Веллер.   Потом моя Светка  начинает громко возмущаться    предательством  легкомысленного Карлы, отвлекая меня в самый острый момент чтения от  заварушки, устроенной операми по захвату  бандитской кодлы.

Я уже стал  раскаиваться, что пристрастил свою половину к чтению.

-Слушай, Светка,  ты можешь  молча страдать  со своим Карлом и не лезть ко мне с его глупостями? – весьма нетактично попросил я супружницу. – В самый неподходящий момент суешься со своими Лукренциями! – закричал я, окончательно  озлобившись, потому как потерял строчку, на которой она меня прервала.

-Слушай, Санек, - как ни в чем не бывало, отложив книжку  повернулась ко мне  Светка. – Вот интересно, с чего это вдруг Ванька – ну, твой дружок, решил покончить жизнь самоубийством, сиганув в речку? – не по теме вдруг  поинтересовалась она.

-Чего это тебе взбрело в голову спрашивать на ночь глядя об утопленнике? – надулся я, как мышь на крупу, обидевшись на подругу за прерванное чтение.

-А потому.  Ты ведь постоянно читаешь детективы,   разбираешься в преступлениях. Вот и разберись, почему   Иван решил утопиться? А вдруг ему  в этом кто-то помог?

-Как это помог?! – воззрился я на нее.

-А так! Вдруг ни с того ни с сего человек не бегает топиться. Ясно, что здесь что-то нечисто, - задумчиво уставилась моя любопытная подруга  куда-то в область моего уха. – Вот я и думаю. Возьмись-ка ты, Санек, сам за это дело, да выясни всю подноготную идиотского поступка своего дружка.   В  полиции так ничего конкретного  и не сказали Лидке, как  могло такое случиться, что ее мужинёк добровольно  сиганул в речку. - Светка с отсутствующим взглядом принялась барабанить пальцами по моей обнаженной груди.

-Ты считаешь, если я увлекаюсь чтением детективов, так уже способен стать сыщиком? – изумился я до крайности  ее заявлением.

И тут меня шарахнуло! А почему бы и нет?! То есть, почему не заняться выяснением причины Иванового утопления?

-Давай, Санек, прояви свои детективные способности, утри  сыщикам сопли! Пусть покусают коленки! – подливала моя  решительная супружница  масла в огонь моих мыслей.

Но к Светкиным рассуждениям, как и к своему мыслительному шараханью  я отнесся с некоторой настороженностью и внутренней задумчивостью.

Однако  ночной разговор породил все последующие события.
Иван, о котором рассуждала супружница, действительно мой друг с самого рождения. Родились в  одном акушерском пункте, «прошли» общие ясли-сады, школу.

В свое время по случаю подработки на летних школьных каникулах помощниками трактористов,  овладели навыками вождения  колесных «Белорусей» - ЮТЗ-80 , что определило в дальнейшем нашу, с Иваном  Армейскую судьбу.    Распределили нас в танковую дивизию водителями грозных машин.

Из рядов вернулись готовыми трактористами и с Иваном  до его утопления уже самостоятельно рулили по полям на ЮМЗ  с тележками.
Надо же такому случиться, чтобы Иван добровольно  вот так взял и утопился!

Да самое главное  - в первый день своего отпуска. Только и нашли на берегу, что  осталось от мужика: замызганные штаны, извазюканая соляром застиранная футболка, да старые кеды с дыркой в районе большого пальца правой ноги.   

Потом  где-то дней через шесть,  нашли  утопленника, едва ли не за десяток километров вниз по течению. Лидка даже не пошла на опознание, потому как рассказывали очевидцы, там  нечего   было  опознавать.  Положили в ящик то, что  выловили из речки  и отнесли на погост. Экспертиза ничего криминального не установила. Смерть была не насильственной.

Обо всем этом я узнал, вернувшись через неделю  после его утопления. В то время я бороздил  бескрайние Ставропольские просторы,  мобилизованный со своим    ЮМЗ военкоматом  на уборку уродившегося в крае небывалого урожая зерновых.

***

Как бы я не отмахивался от внутренне-поискового горения,  однако Светкина настырность  не давала мне покоя. Отчего это мой друг вдруг взял и сиганул в речку?  Ее слова прочно обосновались  в моей   черепушке, и  не собирались оттуда вылазить.  Короче, мысли об Иване разрывали мое сердце на части, не давая спокойного существования.
   
Мысли  лихорадочно  митусились  в моем мозгу, не находя ответа на вопрос, что могло подтолкнуть  Ивана к самоутоплению?


Наша «Светлая»   курам на смех – едва доходила нам до груди, и это в самых-то глубоких ее  местах, а в остальных  -  и того мельче,  пупа не прикрывала.

 Да и Иван, если  на то пошло,  хоть и  не  рекордсмен по плаванью, однако свободно, бывало переплывал  водную гладь, типа нашей речки, когда в Армии  грозные машины устало отдыхали на берегу, а мы – танкисты с разрешения командира  орошали себя  благодатной  влагой.

***

И вот нате вам, пожалуйста,  мой закадычный друг, с которым я не один пуд соли съел  вдруг взял и  сиганул  с берега  подобно  сопляку-самоубийце.   
Его поступок  шарахнул меня,  образно говоря колуном по темечку. Да что говорить,   Иванова  гибель  словно оторвала от меня  часть меня самого. Ведь он и был этой, самой  моей второй частью.

Светкина идея  – найти причину утопления Ивана –  была созвучна  моему желанию где-то  дремавшему  внутри меня самого.   Супругины  слова будто  распахнули передо мной  дверь, за которую я жаждал попасть,  да  только  не хватало  собственной  решимости ее отворить.   А  Светка  своей убедительной настойчивостью затолкала меня  в эту дверь.   


С чего начинать расследование  я уже знал,  опираясь на почерпнутые  знания  из прочитанных книг.  Прежде всего следует опросить тех, кто видел Ивана  последним.  Начинать  свое расследование   решил с Лидки – Ивановой жены.

Завтра у меня выходной   и я  использую его на поисковую деятельность.

***

-Ты, что повредился умом?! –   возмутилась Лидка, когда я сунулся к ней со своими вопросами. – Он, видите ли, спрашивает у меня об Иване! Да я сама  спрошу  у тебя о нем! Потому что  он  больше  находился  с тобой, чем  со мною!

-Лида, я спрашиваю у тебя: в тот день, ну когда он утопился, ты была дома? – искал я подход к вдове.

-Не считай себя сильно умным, хоть ты и читаешь книжки  эти, как их… ну где ловят преступников. Ты хочешь выяснить, не я ли утопила своего Ивана? –  презрительно посмотрев на меня со злым ехидством  отрезала она.

-Лида, ты не кричи. Я просто хочу узнать с чего это он вдруг решился топиться?  Не мог он утонуть в нашей речке,  вот я и решил попробовать  выяснить это дело. А вдруг ему кто помог в этом? - уныло  уговаривал я  женщину  рассказать о последних днях жизни  моего  друга.

-Да  кто ему стал бы помогать? -  опустившись на кухонную табуретку, Лида неожиданно заголосила в голос.  – Не-еее знаю-ююю, ничего не знаю-ююю  и не понимаю. Как он оказался на этой речке.  Утром, ну он с этого дня пошел  в отпуск. Ты знал об этом,  - успокаиваясь, вдова смахнула рукавом кофточки слезы  и продолжила. – Ну вот, значит. Позавтракал он и говорит: пойду получу отпускные…

-А почему он был одет в рабочее? – весьма нетактично перебил я ее, зная, что Иван был в некотором смысле щеголем.  И не сунулся бы в контору   в чем попало.

-Так вот я и рассказываю. Утром он позавтракал. Оделся по-рабочему и говорит: зайду в контору получу отпускные… - повторилась  она. Я не стал перебивать женщину, а то снова накричит на меня. И все же не удержался от вопроса:

-А почему он не получил деньги в тот день после работы?

-Потому что тогда  работал допоздна. Его попросил бригадир закончить перевозку «зеленки» для телят, чтобы за ночь та  не «загорелась». Вот он и возил ее в телятник до девяти вечера. А бухгалтерия уже закрылась. Бригадир сказал ему, что получишь отпускные завтра.  Вот и получил, - горестно вздохнула вдова и всхлипнула.

-Ты не сказала, почему он пошел за отпускными в рабочем? – напомнил я.

-Иван сказал, что поздно поставил трактор на площадку, не успел привести его в порядок. Говорит забегу в мастерскую,  подшаманю, и  оттуда   зайду в контору.  И ушел. Вот и все. С тех пор я Ивана не видела.

- Так он  получил  отпускные?

-В том-то и дело, что нет. Когда Иван не пришел к вечеру домой, я побежала в контору. Но там кроме сторожа никого уже  не было. Я кинулась к Матвеевне домой, ну нашей кассирше.  А та сказала, что мой Иван денег не получал. Я шла домой  ни жива, ни мертва.  Не знала, что и думать.

-А на площадку он приходил? Шаманил свой трактор?

-Я не спала всю ночь, простояла у окна. Думала,  вот-вот постучит в дверь. Но так и не дождалась, - женщина тихо заплакала. – А утром, едва рассвело, побежала в мастерские. Там был только сторож, еще никто не пришел. А потом мне механик сказал, что Иван вчера не приходил на площадку,  и  еще он сердился,  что тот  не почистил прицеп от зеленки, и не передал ему свой трактор. А потом  Ивана нашли на берегу. Вернее, то, что осталось от него. Ну – одежду, - тяжко вздохнула Лидка.

-А кто ее нашел?

-Матвей Лукич, сторож  из мастерских.  Он-то и опознал, что это Иванова  одежда.   Дед с удочками раннем утром отправился на речку. Там и нашел то, что осталось от Ивана, - повторилась она.

Лидка  разгладила на коленях юбку и, всхлипнув взглянула на меня.  Невозможно  передать сколько в этом взгляде было тоски и страдания!  Я больше  ничего не стал   спрашивать   у нее,  и    спешно попрощался

-Ладно, Лида, пойду поговорю с мужиками. Может они  чего   дельного расскажут, - извиняющимся тоном пробормотал я.

-Да что с ними говорить? Со всеми уже говорено-переговорено следователями и полицией, пока не выловили его  почти за десять километров  отсюда, - провожая меня до калитки, с безнадежностью в голосе, проговорила женщина.

Ничего нового мне не сказали ни в мастерской, ни на площадке, когда назавтра   обратился  я к  механизаторам  со своими вопросами.

Закинув руки за голову, я завалился на кучу «зеленки» пока рабочие наполняли ею тележку моего трактора  и  принялся рассуждать  о странностях, произошедших с моим другом.

Но ни одна умная мысль так и не посетила меня, чтобы хоть  как-то намекнуть,  что же  могло заставить   Ивана  решиться на утопление?

Зато  в голову лезли  всевозможные фантастические абсурды. Мне стало казаться, что на  Ивана  напали  инопланетяне и похитили его, а когда  тот стал сопротивляться -  они  утопили его.  Была даже такая  фантазия, что Иван почему-то не пошел получать деньги в кассу, а занял их у кого-то, с кем пришел на берег, а тот утопил Ивана, а деньги забрал.

Нет, это уже действительно  из-за  предельного абсурда, тормознул я себя, ведь кассирша сказала Лидке, что ее Иван отпускные не получал.

***

Лежа в постели, я  держал в руках детектив, но строчки сливались  в сплошную серую гладь.  Ни единого слова не  воспринималось мною  из  занимательного чтива.

Рядом  Светка лила горькие слезы теперь уже  о Карле, которого  как оказалось  уже Лукренция  обижала, не приняв  его,  кающегося и брошенного злодейкой  Моникой.  Своими  всхлипами  она  сбивала меня с  мучительных  мыслей:  так все же что    заставило Ивана броситься в реку и  утопиться?

-Слушай, а как бы ты поступил на месте Карла, если бы тебя бросила  возлюбленная? – вздрогнул я, от неожиданно  прозвучавшего у своего уха  Светкиного голоса.

-Чего?! А! – очнулся я, не вникнув в смысл вопроса, заданного мне благоверной.  -   Мне  так и  не удалось  выяснить причину Иванова  утопления, - невпопад   повинился я супруге.

-Санек, у тебя с головой все в порядке? -  повернулась она ко мне, отложив книжку.   – Ты где витаешь? Все еще ищешь своего друга?

И тут меня словно ударило молнией!

Не причину утопления Ивана  следует  искать, а его самого! Я даже подхватился с постели и кинулся на кухню.

-Санечек! Что с тобой? Ты случайно, не заболел? – полезла Светка к моему лбу со своей ладошкой, догнав меня у двери. – Давай-ка выпей вот эту таблеточку. Ты, видать, переутомился на своих полях.  Выпьешь - и все пройдет.

Моя Светлана работает аптекаршей,  потому  таблеточки и всякие пилюльки были у нее на первом месте. Коробочки с препаратами на всякие случаи жизни, вернее, болезней строем располагались  на  нашем  кухонном столе

Я даже не стал отмахиваться от жены. Проглотил что-то кислое и кинулся назад в спальню.

Как же я раньше не догадался?!  Где была моя голова?! А все этот шок, с гибелью Ивана! Все! История раскрыта!

Я юркнул под одеяло, накрылся с головой и затих. Светка достала из шкафа второе одеяло  укрылась им, и осторожно отодвинулась на край кровати, чтобы не обеспокоить меня болезного.            

 ***

Теперь я знал, что Иван вовсе не топился, а напротив жив  и здоров. И я отлично  знал где его искать.

Самым  трудным  в этой истории может стать  объяснение с  Лидкой об  Ивановом оживлении.

***

-Ты совсем сбрендил, поднял всех на ноги своим утоплением! – выговаривал я другу,  обнаружив  того именно там  «куда  меня озарило».

-Да я просто лопухнулся, оставив свою робу на берегу, не подумал, что все так  закрутится, - с беззаботной веселостью  хохотнул  балабол.  -  Действительно я хотел искупаться. Разделся  и тут неожиданно подкатывает она на своей «тайоте», ну и все завертелось. Короче, сам знаешь, как это бывает. С  работой не проблема  – в отпуске, а Лидке  думаю  чего-нибудь наплету.

-Не мог все это обтяпать в более приличном виде? – не на шутку разозлился я на своего  блудливого друга, типа Светкиного Карлы.  По своей натуре Иван  относился к разряду неустойчивых личностей по отношению к противоположному полу.

-Да понимаешь, только вышел, это,  я из дому, ну тогда, в первый день отпуска, как зазвонил сотовый. Короче, звонит она: срочно встречаемся, муж уехал на целый месяц. Еду за тобой. Я только и успел сказать, что жду ее  возле речки.  Решил освежиться. Скинул  промасленную робу, окунулся, а тут и  она. Короче, заскочил в салон, ну… и сам понимаешь, - винился «утопленник». -  Сань, ну убей меня, а к ней тянет, словно магнитом  железные опилки. Нравится она мне.  Никаких условий, никаких наездов.  Да   и не так часто  сам знаешь  приходится нам встречаться, - ныл мой непутевый друг.


-Тянет тебя? А как же Лидка? – продолжал  я бушевать.

-Ну-уу, Лидок – это неприкосновенно. Я Лиду люблю и к тому же она моя законная жена. А  эта – так, блажь,  вспышка атомного реактора, - весело заржал безответственный  гулена.

-Значит так. Я сам  объясню Лиде твое оживление.  Тебя  ведь уже похоронили, - жестко припечатал я «утопленника».

-Сань, ты что, хочешь  рассказать ей про эту бабу? – не на шутку перепугался как доморощенный Карло  из Светкиной книжки.

-Надо бы тебя наказать, да Лидку жалко. Короче, завтра я осторожно поговорю с ней, о твоем воскрешении из мертвых и  подготовлю  почву для твоего возвращения домой.

Мы обговорили с Иваном  возможные варианты и остановились на одном, как более приемлемым  для вешания лапши на уши любимой Ивановой жены. На том и расстались.

***            

-Лида, здравствуй, - повиснув на  заборе поздоровался я с  «вдовой», копавшейся на грядках.

-Чего надо? - не отрываясь от занятия, проигнорировала женщина мое приветствие.

-Я пришел кое-что рассказать тебе об Иване, - закинул я удочку для разгона.

-Хватит, наговорился! Вся улица надо мной смеется из-за твоих допросов. Что ты людям головы морочишь?  Чего ты пристаешь к ним: когда видели Ивана, не было ли у него врагов? Какие враги у Ивана?! - со злостью бросив жменю вырванных сорняков в борозду, распрямилась она и  заорала: - Пошел вон! Чтобы я больше твоей ноги возле своего дома не видела! Хватит мне рвать кишки! Ванька на погосте. Все! Точка!  – И она демонстративно наклонилась над грядкой  и принялась за сорняки.

Вижу, здесь постепенная подготовка с воскрешением не пройдет. Того и гляди огреет тяпкой что лежит рядом с нею.

-Твой Иван живой! Похоронили неизвестного утопленника, - рубанул я с плеча.

Лида замерла  некоторое время стояла, нагнувшись над грядкой,  прекратив выдергивать  растительных вредителей, потом стала медленно распрямляться, разворачиваясь  в мою сторону.

-Сейчас убью, - зловеще прошептала она,  вооружаясь  тяпкой.

-Лида, да послушай ты меня! Иван твой - действительно жив! – На всякий случай я отскочил от забора. – Я провел расследование и все узнал!

***

Объяснение с Лидкой  прошло  даже лучше,   придуманного  нами   сценария.

-Ивана захватили органы, - начал я развешивание лапши на ушах, обманутой  жены,  коварным Карлом, читай Иваном.

-Какие органы? – уставилась на меня Лидка.

-Ну эти, которые НКВД, - для красного словца я  озвучил грозное определение, знакомое Лидке со школьной скамьи.  Посчитав, что другие органы, с ее, через день, посещаемой девятилетки и работой за буфетной стойкой  в  рабочей столовой -  за семью печатями.

-За что?! – спросила она, словно отрубила. – Небось, врешь?! – подозрительно уставилась она на меня. - Хочешь снова спросить,  когда я видела Ивана в последний раз? Так я  тебе уже все рассказала, - теперь уже  с обреченностью, глубоко обиженного человека произнесла она. Мне до глубины души стало  жалко несчастную Лидку.

-Лида поверь мне. Все началось с Армии, - принялся я сочинять отмазку гулене. – Там Иван работал над секретным оружием. Он дал подписку, о неразглашении. И тут выяснилось, что кто-то из американцев, - плел я абы чего. – Узнал, что секрет известен твоему Ивану.

-И что? – теперь уже с интересом  уставилась на меня  Лидка.

-А что? А ничего. Перед работой ну, когда пошел он за отпускными… Кстати деньги ты его получила?

-Нет, - сказали только через полгода, если не объявятся другие наследники. Ну и что они сделали с Иваном?  - напряглась она.

-Сделать ничего не сделали. В общем, они его подловили у речки и даже не позволили одеться.  Так, прямо в трусах  и увезли в машине. Сказали, что давно его выслеживали.

-А знаешь, Санёк, - задумчиво сказала несчастная женщина. – Я видела этих  шпионов   когда те заходили в нашу столовку. Они все посматривали в мою сторону. А я  сдуру подумала, что  им понравилась, а выходит,  им нужен был  Иван.

-Ну вот видишь! Теперь ты поняла?! – я обрадовался такому повороту событий.

-А как ты его нашел? – наконец-то  она вернулась в реальность.

-Мне шепнул один знакомый из полиции. Дескать, твой дружок, там, и он ткнул пальцем в небо. И я сразу  догадался, что Ивана замели.

-А куда его отвезли?

-Лида, извини, государственная тайна. Сама должна понимать.

-А Ивана отпустят? – с надеждой спросила она у меня.

-Конечно! Его уже завтра и отпустят. Все необходимые документы составлены и его больше не будут задерживать.

-Не верится просто, что это правда. Я ведь, Санек, уже попрощалась с ним. – Она посмотрела на меня и добавила: - Ты прости меня за грубые слова и спасибо за хорошую весть.

-Лида я хочу тебя предупредить: никому, даже самым близким ни слова о задержании Ивана. Иначе ему хана. Там так и сказали. Всем говори, что Иван поехал к брату, да загуляли там.  Рассказывай, что приехал брат,  выпили, искупались, оба  расклеились и  заснули в машине. А  водитель брата так и увез их сонных. Вот и все.

-А как с работой?

-Так он же в отпуске! – резонно констатировал  я.

***   

Конечно, после «воскрешения» Ивану пришлось попотеть со своим утоплением  и собственным погостом. Хорошо еще не успели оформить  «посмертные» документы.

Не знаю, решится ли он после пережитого  рисковать на подобный трюк, но я предупредил его:

-Если  вздумаешь еще  раз вильнуть  хвостом  не посмотрю, что ты мне друг – тут же Лидке называю   адрес.

Вроде бы забоялся грешник и мою угрозу принял к сведению. Во всяком случае, торжественно  поклялся мне на кружке с пивом, что  Лидку больше не станет обманывать.


                ПОСЛЕСЛОВИЕ


Так и хочется сказать после Ивановой клятвы: свежо предание, но верится с трудом.
            

                ***********