Уникальное знакомство

Марк Верховский
               
В холодный мартовский выходной я приехал к своей бывшей супруге, чтобы взять нашего сына на воскресные мероприятия. Подобные ситуации имеются в любом уголке нашей планеты, объединенные одним словом — развод.
Поскольку мы расстались при обоюдном согласии, то встреча не предвещала какие либо осложнении. Мало того, уже на подступах к подъезду квартиры я услышал непонятную импровизацию расстроенного пианино. Что-то она напоминала, но что именно я намеревался уточнить у хозяйки дома. Но сами звуки клавишей не оставляли сомнений в хорошем настроении экс жены. Я в нетерпении нажал звонок и дверь тут же «как сим-сим» открылась.
« Очевидно очень ждали!» - насторожился я, зная, что меня теперь могут встретить любые сюрпризы. И я таки не ошибся: на пороге стояла Эля ( бывшая) в совсем необычном амплуа: в современном наряде и с макияжем.
«Неужели снова будет охмурять? - с дрожью в ногах зашатался я — но ведь я уже женат» успокоился я и, сдерживая эмоции, фальшиво прогудел:
- Куда это ты так вырядилась? -
- Что, понравилась? - тут же оживилась экс- супруга
- Вообще  тебе идет — на всякий случай улыбнулся я. - но куда же ты собралась в такую мерзкую погоду?
- Ха-ха! Мы никуда не пойдем, потому что я приглашаю тебя подняться на 5-й этаж нашего подъезда к соседу — у него сегодня день рождения.
- Но причем тут я ? Я ж его знать — не знаю! И потом - почему днем? И без подарка? - забросал я Элю объективными вопросами.
Однако, на все вопросы были вопросы были даны подготовленные развернутые ответы.
Оказывается, сосед давно живет  один, ему далеко за 60 лет, гости придут, очевидно, вечером, а Эля просто хочет поздравить интеллигентного соседа.
А меня она хочет познакомить с ним, поскольку это- сюрприз для меня и вообще принято приходить  парой, коим я и являюсь.
Последнее меня не убедило, но поскольку был обещан сюрприз, то я просто был заинтригован и уже не сопротивлялся. Единственно, что меня смущало это, что я не был экипирован соответственно намечаемому событию.
Я поделился этим соображением, но Эля критически осмотрев мой повседневный костюм, нашла его весьма удовлетворительным  (все же я занимал административную должность ).
- А подарок — вот он: армянский коньяк и вручать его будишь ты! - опережая мой вопрос протараторила хозяйка подарка. - Все мы можем идти!
Я посмотрел извиняющим взглядом на, ожидающего воскресных мероприятий, сына. Он ответил мне взглядом: « Не огорчай маму: иди как бы на подвиг»
Набрав глубоким вздохом достаточного воздуха, я пошел выполнять свою миссию.
Подниматься без лифта ( В те времена лифты не устанавливались в 5-ти этажных зданиях) дело не легкое и потому у двери именинника весь мой набранный воздух рассеялся, как и все мои ожидания сюрприза. Но нетерпеливая Эля, с каждым этажом  все больше возбуждалась от  предстоящей эйфории встречи с новорожденным, еще раз доказывая активное восприятие действительности женским полом.
Пока я обдумывал  эффект человеческих взаимоотношений, дверь открылась и на пороге квартиры появился обыкновенный, среднего роста, возраста за 60, нормальной упитанности человек. То, что у него был крупный нос, а под ним лохматые усы, ничего не говорило об упомянутом сюрпризе.
Тем не менее, я почувствовал, что уже имел знакомство  с хозяином этой квартиры   что- то напоминало мне о раней встречи с ним. Сияющая всеми эмоциями Эля тут же набросилась на соседа с поздравлениями.
Ошеломленный хозяин, еще не приняв решения радоваться ли ему этой встрече или наоборот перейти к самообороне, на всякий случай интеллигентно улыбнулся соседке по подъезду и протянул мне руку для знакомства:
- Саакян, Георгий Макарович!
- А я …..! - назвал себя я, недоумевая в чем сюрприз знакомства? Ничего удивительного в фамилии Саакяна я не обнаружил, как впрочем, и в его имени.
В городе Баку жила масса Саакянов, а еще больше с именам Жора ( краткое от Георгий).
Мои размышления прервал  острый толчок в бок, по которому я узнал локоток моей бывшей супруги. Это было не очень приятное воспоминание, но ее шепот подсказал мне, что пора уже вручать подарок.
Я тут же включил все обаяние, которым я пользовался при разговоре с начальством и с пафосом преподнес чужой подарок — армянский коньяк.
Только теперь я понял уместность ереванской бутылки.
Хозяин многозначительно пошевелил грозными усами и с удовольствием принял подарок- очевидно, судя по дневному времени, это быа первая бутыль из данного племени. Гостеприимный хозяин посетовав, что застолье  гостей ожидается к вечеру, тем не менее пригласил нас на чаепитие. Эля извинилась за неожиданное вторжение, мотивировав, что вечером будет занята и потому «забежала» на минутку, чтобы поздравить соседа.
Она все время посматривала на меня, как бы намекая на какие-то воспоминания. Я заметил, что и Георгий выражал некое недовольство, что я не выражаю эмоций по поводу нашей встречи.
Оглядывая большую библиотеку, как всегда являющуюся предметом гордости хозяев, я обратил внимание на многочисленные фотоснимки с участием самого Саакяна с известными государственными деятелями иностранных государств.
И только приглядевшись к фотографиям я понял почему именинник напоминал мне персонаж из детства, смотревшего на нас с портретов и киножурналов, с газет и кинофильмов. Да! Георгий Макарович Саакян был тот с кем я уже действительно  встречался совсем недавно в фильме «Тегеран 43» - это был «Иосиф Виссарионович Сталин»!
Теперь я понял небрежный взгляд хозяина в мою сторону: я не узнал известного актера единственной роли — товарища Сталина.
В это момент он взял прикурить известную всему Советскому Союзу «трубку вождя» и тогда все стало на свои места.
Я мгновенно вспомнил журнальную статью, где говорилось о случайной встречи в гостинице города Грозный изобретателя по опреснению морской воды Георгия Макаровича Саакяна с группой кинематографистов.
Они то и припомнили его, когда объявили поиски актера на роль Сталина в шпионском фильме   режиссеров А.Алова и В.Наумова «Тегеран- 43».
Причем, впервые актер такого плана снимался совершенно без грима.
Мне стало стыдно за свою забывчивость и я поспешил рассыпаться в комплементах живому актеру, воплощавшему великого государственного деятеля.
Мы все вместе вспомнили, как возникали овации зрительного зала при показе Иосифа Виссарионовича в документальных киножурналах. Кстати, при демонстрации кинофильма «Тегеран- 43» в бакинском кинотеатре своими аплодисментами зал неожиданно повторил эмоции зрителей 40- 50- х годов (я лично свидетель) . Образ совсем слился с реальностью, когда Сакаян начал разжигать курительную трубку. Как признался Георгий Макарович к трубке он пристрастился уже во время съемок, войдя в образ вождя: раньше он вообще не курил.
Уже, когда мы спускались по лестнице, я не удержался, чтобы не предложить Эле интенсивно заняться соседом  на предмет бракосочетания.
Эля засмеялась и, лукаво посмотрев на меня, шепотом сообщила, что работает в этом направлении, но безуспешно: старый холостяк не поддается разведенке, хотя они и интенсивно дружат вечерами, философствуя за чашкой чая.
Через несколько лет после этой встречи в январе 1990 году, во время армянских погромов в Баку, Георгий Саакян был вынужден на пароме бежать из Баку в Красноводск.  Организаторы  погрома «Добрые дяди» из Народного фронта Азербайджана, очевидно, боясь негативных последствий, приехали с автобусом и, быстро погрузив два чемодана, отвезли актера на пристань.
Так «толерантный» Баку лишился ведущего актера в образе Сталина.
  В дальнейшем Георгий Макарович переехал в Москву. Ему, как ведущему актеру предоставили комнату в общежитии. Он возглавил «Клуб двойников». стал
членом Гильдии актёров и членом Союза кинематографистов России.                Рекордсмен «Книги рекордов России» (как сыгравший роль Сталина в 36 фильмах). Он снялся в этой роли в фильмах многих стран: Украины, Белоруссии, Германии, Польше, Армении, Франции, США, Китае.                Скончался в Москве 4 июля 2014 года, похоронен 8 июля 2014 года на Митинском кладбище