Омские заметки 46. Ан-70 в Омске

Владимир Кудренко
 В начале 2001 года в Омске по пути из Киева в Якутск приземлился уже прошедший государственные испытания украинский военно-транспортный самолёт Ан-70. В Якутск он летел для прохождения испытаний в условиях низких температур. Его дозаправили, и он взлетел, гудя патриотично раскрашенными винтами.

      На 67 секунде полёта при убранных шасси самолёт совершил вынужденную посадку на снежном поле около села Чукреевки, которая давно уже находится в черте города на Левобережье. Снега той зимой было много, в два с половиной раза больше среднегодового. Температура в то раннее утро была минус двадцать один. Разлива топлива не произошло, пожара не было. На борту находилось 11 членов экипаже и 22 пассажира. Пострадали четверо, двое из них были госпитализированы. На фюзеляже образовались поперечные трещины.

      Потом выяснили, что причиной аварии было прекращение подачи масла в один из двигателей. А пока работники «Полёта» по частям доставили самолёт на своё объединение. Для этого пришлось демонтировать несколько контактных проводов троллейбусной линии, но в целом, всё прошло гладко.

     Сибиряки отремонтировали отремонтировали чудо военно-транспортной авиации, и выкатили на взлётную полосу ПО «Полёт». Откуда он  благополучно взлетел.
В это время шли переговоры о выпуске Ан-70 в Омске. Губернатор Полежаев даже освободил ПО от налогов. Министерство обороны Украины заказало в Омске два экземпляра самолёта. Но тут начался первый майдан, закупки были политизированы, финансирование прекращено. В апреле 2011 года министр обороны Сердюков завил, что в программу вооружения армии заложено приобретение 80 самолётов Ан-70. Но проект совместного выпуска стал ещё более политизирован и закрыт. Вскоре новый министр обороны С. Шойгу вообще отказался от планов закупки Ан-70.
      Так что, неудачный взлёт Ан-70 в начале 2001 года с Омского аэродрома оказался знаковым событием. Вот если бы мы чаще обращали внимание на знаки Судьбы…
Май 2020.