Одиннадцатая глава книги пророка Даниила

Евгений Френкель
Глава начинается с описания сокрушения Мидо-Персии Александром Македонским и последующим разделением его империи его военачальниками, диадохами (Дан.11;1-4). Затем (5-14) в ней в деталях изложена пророческая история противостояния Селевкидов и Птолемеев.

Даниил рассказывает (5), что потерпевший поражение от Птолемея (южного царя) Селевк Никатор (царь северный) в 321 г. до н.э. сделается союзником Птолемея, но затем станет могущественнее Птолемея. В 246 г. (6) Птолемей Филадельф выдаст за селевкида Антиоха III  свою дочь, Веренику. Антиох III удалит со двора прежнюю свою жену, которая и его сестра, Лаодику. Но когда у Вереники родится сын, Антиох помирится с Лаодикой и внезапно умрёт. Сын Вереники будет убит, и многие люди из её окружения погибнут. Но в том же 246 г. (7) Птолемей III, брат Вереники, овладеет рядом принадлежащих Сирии областей, усилится, а из похода (8) прихватит с собой в Египет всякие драгоценности. Около 240 г. (9) Селевк II совершит неудачный поход на Египет и возвратится в Сирию. Его сыновья (10) вооружатся, и с 219 г. Антиох III совершит походы на южную Сирию и Палестину. Раздражившийся (11) Птолемей IV в 219 г. собрав огромное войско сразится при Рафии, недалеко от Газы с Антиохом III, у которого только пехоты будет 62000, и нанесёт ему сокрушительное поражение. Но (12) от этого не станет сильнее. Ибо (13) в восточном походе повторив маршрут Александра Македонского, Антиох III в 201 г. вновь пойдёт походом на Палестину. С этого времени (14) многие восстанут против Египта, так что к 168 г. за Птолемеями останется только Александрия.

В Иудее проводимая Селевкидами эллинизация будет поддержана частью населения и в том числе некоторыми священниками в Иерусалиме и в других городах Иудеи. Когда Антиох III в 198 г.до н.э. завоюет Иерусалим, иерусалимская знать и священники получат щедрые дары, права и привелегии. Часть населения примет греческие обычаи. В 168 г.до н.э. Антиох IV Эпифан, опираясь на прогречески настроенное священство, во исполнение пророчеств Дан.8;22,23 / 11;14 станет проводить насильственную эллинизацию иудеев: религиозные преследования, пытки и казни. Гонения приведут в 166 году к Маккавейскому восстанию и к победе Маккавеев в 165 году в соответствии с теми же пророчествами Дан.8;23 / 11;14. В первом из пророчеств говорится, что после падения отступников, то есть с победой Маккавеев придёт наглый и искусный в коварстве Рим. В 63 г. (15) римский полководец Гней Помпей Великий придёт в Иудею, захватит Иерусалим и храм. Иудея (16) станет протекторатом Рима. Дан.11;17: «И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того». Многие комментаторы этого места Писания под «дочерью жён» разумеют Клеопатру. Однако, поскольку речь идёт о Риме, дочерью жён не может быть египетская Клеопатра. Гай Юлий Цезарь, вознамерившись войти в союз с Помпеем, отдаст Помпею в жёны свою дочь, Юлию, которая умерёт в августе 54 года при родах. Дан.11;18: «Потом обратит лицо свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него». Помпей будет проводить военные действия в разной степени удачные в Средиземном море, Юлий Цезарь - в разных местах, в том числе в Сирии и в Малой Азии. Дан.11;19: «Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его». Речь идёт о Помпее и Цезаре. Помпей и Цезарь  будут участвововать в гражданской войне 49-45 гг. уже как противники. Помпей будет убит после битвы при Фарсале 28 или 29 сентября 48 г.до н.э. Цезарь будет убит 15 марта 44 г. до н.э.

Дан.11;20: «На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении». После Юлия Цезаря к власти придёт Октавиан Август. Дан.11;21,22: «И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета». После Октавиана Августа придёт Тиберий. Он проведёт победоносные войны в Германии, Армении, на границах Парфии. В его правление по приказу его наместника в Иудее, Понтия Пилата, будет распят Иисус Христос. Ибо после того (23), как Рим в 63 г. до н.э. вступит в союз с Иудеей, он будет действовать обманом и одержит верх малыми силами, войдёт (24) в мирные и плодоносные страны, потом (25) с многочисленным войском Октавиан Август в 31 г. до н.э. при мысе Акций сразится с, женившимся на египетской царице Клеопатре, Марком Антонием. Сражение для Марка Антония обернётся кошмарным пожаром, стихийным бедствием, в котором погибнут тысячи. Клеопатра покинет супруга, с 60 кораблями уплыв в Египет. У обоих царей (26,27) на сердце будет коварство, потому что за 15 лет до сражения они будут входить в союз – триумвират, сидеть за одним столом, и клясться в верности друг другу. Рим, завладев Египтом (28), вывезет оттуда небывалое количество сокровищ и враждебное намерение против святого завета, и исполнит его, обложив Божий народ данью. Потом (29) в правление Тиберия Рим опять пойдёт на юг, но этот поход не будет таким удачным, как прежний, потому что (30) ему противостанут пираты Средиземного моря. Тиберий упадёт духом, озлобится на святой завет, исполнит своё намерение и войдёт в соглашение с отступниками от святого завета. Им (31) будет поставлена часть войска, которая осквернит святилище, прекратит ежедневную жертву и после 34 г. н.э., когда произойдёт великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеются по разным местам Иудеи и Самарии, поставит мерзость запустения.

Поступающих нечестиво против завета (32) Рим привлечёт к себе лестью. Так будет в первохристианское время, и с 313 года, и во времена средневекового папства. Но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. Злоупотребления обольщённого богатством и властью папства вызовут протест в разных его формах: в движении вальденсов, в деятельности «разумных» (33) Джона Уиклифа, Яна Гуса, Иеронима, Мартина Лютера, Цвингли и др. Возникнет Реформация. На неё обрушатся силы церковной реакции, жестокие гонения. Часть князей (34) поддержит реформацию, не понимая её духовной сути, извращая её смысл, стараясь извлечь выгоды из этого движения. Пострадают (35) некоторые из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока. И будет поступать царь (36) тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. Здесь, так же как в Дан.7;25 речь идёт о средневековом папстве. И (37) о богах отцов своих он не помыслит. Семейные и нравственные ценности, закреплённые в традициях и верованиях народов будут попираться. Желание жён – приоритет семьи и детства. Дух отрицания авторитета Библии будет неуклонно разрушать семью. Гордыня и самопревозношение – общая черта возвеличившегося папства и атеистически настроенного человека. Боги  капитализма  – экономическая и военная мощь (38). Оставив веру в Бога, капитализм опередил своих предшественников в погоне за богатством и властью. Разделённое царство (39) мировой империалистической системы, управляемое транснациональными корпорациями, определяет мировую политику. Правительства, не вписывающиеся в систему, подвергаются блокаде, диверсиям и прямому насилию. Те, кто сотрудничает с системой, участвуют в разделе «общего пирога». Страны арабского мира, оказывающие сопротивление системе, подвергаются нападениям.

Дан.11;40-45 / 12;1: «Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него... и нападёт на области, наводнит их, и пройдёт через них. И войдёт он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают, и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. И прострёт руку свою на разные страны; не спасётся и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта. Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придёт к своему концу, и никто не поможет ему... И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди».