Воспоминания Марии Якименко

Владимир Иванович Маслов
     На фото в центре сидит Михаил Иосифович Якименко (1906-1965);
     Слева стоит Николай Иванович Маслов (1923-1971).

     *****
     Воспоминания Якименко М.И.
    
     Мой отец, Маслов Иван Иванович, служил в царской армии 3 года. Потом началась революция, гражданская война. Колчаковцы ездили на лошадях по улицам Ермака, шашки держали в руках и всех, кто попадался на улице, рубили. Ульяна (моя мама) шла по улице вдоль длинного забора, и ей пришлось бежать бегом, чтоб успеть скрыться. 

     Колчаковцы обосновались в Беловке. Они поделили земли (Енбек, Евгеньевка, луга вокруг Беловки). Земли дали местным кулакам Егорову Ефрему, Волкову, Шкаликовым, Роговому, Башкирцеву и многим другим.

     Кулаки, которые получили земли от Колчака, не разрешали местным жителям ходить за грибами, ягодами, косить сено. Земли были частными владениями. Грибников пороли нагайками, сидя верхом на лошадях. Я помню, как женщины приходили на остров к родителям и рассказывали об этом. В 1937 году всех бывших кулаков забрали, отправили во время коллективизации на Север, больше они не вернулись.
 
     В 1928 году я пошла в 1 класс. Учителем и директором в школе был Мельников Федор Иванович, приезжий. Со мной учились Маслов Василий (Викторович), Черенков Николай (сын Масловой тети Фени). Было всего 4 класса, а в 5 класс пришлось ехать учиться в город Павлодар.

     В 1934 году мне исполнилось 14 лет, брату Николаю - 11. Родители отправили нас учиться в город Павлодар. Мы жили на квартире у Полещуков.

     Родители покупали мешок пшена, привозили хлеб, мешок мороженных налимов, картошку, давали денег. Летом мы сами ездили в школу на лодке, родители грузили лодку, отталкивали нас от берега и мы с приключениями ехали до Павлодара. На каникулах зимой шли через Иртыш (из Ермака - 28 км.) в больших подшитых валенках. Выходили затемно и приходили с закатом. Родители говорили: "Отдыхать нельзя", боялись, что мы могли замерзнуть, если будем отдыхать. Шли всю дорогу не останавливаясь.
    
     Хозяин квартиры Пётр Полищук - был музыкантом, мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Мастерская была в доме, он изготавливал балалайки, скрипки. Больше делал скрипки. Они были небольшие, но красиво звучали, струны были из конских волос, корпус отделан перламутром.
    
     Полищук подшивал валенки и рассказывал нам сказки. Знал он их очень много. На заказ шил туфли, сапоги. Мне было некогда играть на балалайке, я варила галушки, еду. Я смотрю, как Полищук учит Колю играть, а потом беру балалайку и играю. Полищук учил Колю, а научилась я. У меня была любовь к музыке и сильное желание играть. Пока жили, я научилась играть на балалайке и скрипке.
   
     До сих пор стоит дом Полищука, школа и клуб водников. В школе был оркестр балалаек, гитар, мандолин. На линейку выходили все под марш, я играла в оркестре, не стояла в толпе, а сидела на сцене. После линейки под музыку уходили в классы.

     Николай немножко играл на балалайке, гитаре, но у него были другие увлечения. Любил читать книги, литературу. Я ходила, брала книги в библиотеках г. Павлодара. Нужно было заплатить 3 рубля, потом давали книги. Я и Николай закончили 5, 6, 7 класс. Николай в 7 классе не сдал алгебру.
    
     Учитель сел на заднюю парту, и я не могла бросить шпаргалку, чтобы выручить брата. Николай был с ленцой, пересдавать за 7 класс не стал. Родители решили отправить меня в педучилище в Павлодар. В Ермаке открылся 7 класс и Николая посадили на второй год в 7 класс.

     7 класс Николай закончил на отлично. Я приехала из Павлодара после окончания 1 курса училища и не узнала его. Он вырос, стал взрослым, мальчик стал мужчиной. Закончил 8 класс, а девятого не было 1 год. Николая пригласили работать учителем физкультуры. Когда я приехала после окончания училища, то он заканчивал 9 класс. В школе у Николая была кличка "профессор", много читал, любил рассуждать, философствовать.
      
     В 1939-1940 учебном году в Ермаке не было нагрузки для молодой учительницы, и меня отправили работать в Жолкудук. После практики в Жолкудуке я сдала экзамены, получила диплом и приехала в Ермак. В начальных классах нагрузки не было. Предложили уроки русского языка и литературы. Тогда и была решена моя судьба. 40 лет я отработала учителем русского языка и литературы, получила медаль "Ветеран труда", "Отличник народного просвещения". За работу с 1941-1945 год получила медаль "За отличный труд во время войны".

     Учителем математики в школе работал Якименко Михаил Иосифович. В школе был небольшой коллектив (человек 20) половина из них были незамужние девушки. Михаил Иосифович был классным руководителем у Николая. Впервые встретились я и Михаил в магазине, когда покупали гитару. Мама показала на Михаила Иосифовича и сказала: "Это Колин учитель". Михаил Иосифович был красивый мужчина. Рост выше среднего, черные волосы, серые глаза, идеальное телосложение. Одет был в желтую кожаную куртку.

     Второй раз мы встретились на острове. Михаил Иосифович пришел с другом Тягнирядно на остров. Стали просить перевезти их через Белую речку. Я перевезла их через Белую и они отправились на охоту. Вечером вернулись, принесли 2 утки и попросили сготовить. Мама с отцом отправлялись зажигать бакена, им было некогда. Мне тоже нужно было кормить братьев, сестер, но я согласилась и сготовила им уток.

     В 1940-1941 году я стала работать в школе №1 (есть фото учителей). Жила я на квартире у продавца, была возможность покупать красивый материал. За год я сшила себе штук 20 платьев. А с началом войны, когда ничего нельзя было достать, из одного своего платья я сшила 3 платья для своих девочек. В этом же год купила брату Николаю костюм за 500 рублей, серый коверкотовый. В то время корова стоила 300 рублей. Костюм был большой, я заплатила 100 рублей за то, чтобы портной-турок перешил костюм. Николай пошел в 10 класс в новом костюме. Отец, Иван Иванович, узнав, что костюм такой дорогой, долго ворчал. За год работы в школе я одела всю многочисленную семью. Братишкам купили брюки, рубашки, у отца появились сатиновые рубашки, на постели появились простыни.
 
     Директора школы в июне забрали на фронт (осталось 4 детей), а в сентябре пришла похоронка на него. Директором школы №1 поставили Якименко Михаила Иосифовича.

     12 июня у меня с Михаилом Иосифовичем была свадьба у родителей на острове, а 22 июня началась война.

     11 ноября директора школы Якименко Михаила Иосифовича вместе с мальчиками 10 класса забрали на фронт. Михаил Иосифович год проучился в военном училище, получил звание лейтенанта, должность комвзвода во II стрелковом полку, попал на фронт на Можайском направлении.

     Николай с 1942 года и до конца войны служил в химических войсках. После демобилизации в 1946 году приехал в Ермак с беременной женой. Аттестат ему помешала получить война. Пробовал учиться в педучилище, но там были девчонки, и он не захотел учиться. Жена - Броня имела плохое зрение, ей нужно было помогать по хозяйству.

     В 1971 году Николай Иванович решил пойти туда, где жили родители - в избушку на остров. Дошел до фермы, пил чай у казахов на ферме. Год был очень морозный, говорили, что 20 лет не было таких морозов. Были сильные метели, морозы под -40°С. До избушки он дошел, но там видимо скрывались сбежавшие уголовники. Похоже, что они забрали у него всю одежду и выгнали на мороз. Нашли Николая замерзшим неподалеку от избушки, без одежды.

     А Михаил Иосифович воевал под Москвой. Получил ранение, пуля вошла в бок и разорвалась в позвоночнике. Трое суток лежал он в сарае под дождем, отнялись ноги. Ждал, когда отвезут в санбат. Медсестры не хотели везти, говорили у Вас легкое ранение, вставайте, идите. Пришлось пригрозить автоматом. Первые несколько повозок попали под бомбежку.

     Две недели лечился в санбате, затем был отправлен в Москву в первую городскую больницу (ныне институт имени Бурденко), где рентген показал, что пуля вошла в мозговой канал, а металлические осколки разрушили позвоночник. Операцию делали без наркоза, давали пить спирт. Удалили пулю, осколки в позвоночнике.

     Домой вернулся инвалидом III группы, больной туберкулезом. Был комиссован, полностью снят с учета в связи с ранением, целый год болел. Как инвалиду войны дали козу, прикрепили на обед в столовую. Весной мы продали свои платья, костюмы, и купили корову.

     Через год Михаил Иосифович был направлен директором школы в Елизаветинку (Омская область), потом 6 лет мы прожили в селе Урлютюб (Железинский район). В 1961 году вернулись в Ермак. Я в школе вела уроки русского языка и литературы, а Михаил Иосифович - уроки математики. Он всегда был честным, проницательным, прямым, порядочным человеком.

     ПОСЛЕСЛОВИЕ

     Мария Ивановна тоже прожила жизнь честно. Несколько поколений людей в родном городе она научила русскому языку и литературе.  Имела высшее образование, звание "Ветеран труда" и "Отличник народного просвещения".  Любовь Марии Ивановны к музыке не давала ей покоя. Свою несбыточную мечту она воплотила, дав младшей дочери Елене музыкальное образование. Мария Ивановна имеет красивый голос, на 82 году жизни она продолжает играть  на гитаре и балалайке. Дочь Елена продолжает семейную традицию - работает учителем, только музыки. 17 лет руководит детским ансамблем "Топотушки", который был в 1990 году лауреатом Республиканского конкурса "Энш балапан".

     Опыт работы в КПУ (9 лет) г. Ермака и высшее образование, полученное в г. Барнауле, дали возможность Елене готовить отличных солистов. Лучшие солисты эстрадных ансамблей города прошли подготовку и постановку голоса у Елены Михайловны Новичихиной (Якименко).

     За 30 лет педагогической работы она имеет любовь и уважение со стороны учеников нескольких поколений родного города. Елена Михайловна сумела повлиять на свою дочь Василину и двух племянниц: Наташу (Колину дочь) и Елену (дочь Галины). Так образовалось целое поколение музыкантов. Наташа работает в школе - 6 лет.
    
     Мария Ивановна унаследовала красивый голос от матери,  Ульяны Егоровны. Дочери её тоже все поют, однако внучка Елена имеет сильный, богатый голос (видимо Масловские корни). В Германии она работает в частной школе.

     (5 января 2002 года)

     *****

     Подробнее о Марии и её семье здесь: http://proza.ru/2010/10/29/103


     *****