Дядя Ваня Зуенко на войне с самураями...

Владимир Мутин 2
Дядя Ваня Зуенко на войне с самураями...

Как-то общался по Skype с дочерью штурмана Прокудина Алексея Николаевича. Людмила Алексеевна, перебирая поздравительные открытки из «далеких» восьмидесятых, называла фамилии адресатов — однополчан отца. Были известные мне фамилии и были, о которых я впервые слышу. И неожиданно, как будто из детства, с неподражаемым придыханием, слышу:

- А вот открытка... от... дяди Вани Зуенко...

… от дяди Вани Зуенко... Ивана Семеновича Зуенко, друга семьи... фактически родного человека...

На следующий день, еще под впечатлением вчерашнего разговора, беру в руки папку из архива Сергиенко с надписью — «Зуенко И.С.» И первое, что в руки попалось, оказалось следующее письмо, оно то и дало толчок ко всему этому исследованию, размещаемому в разделе «Уж давно отцвела сакура в садах»:

«В июле месяце 45-го командованием полка были отобраны 10 экипажей для войны с Японией. Экипажи подобраны были сильные, с большим боевым опытом и хорошо слетавшиеся в боевой обстановке.

Командиром группы был назначен заместитель командира АЭ капитан Мякишев, штурманом — штурман АЭ капитан Зуенко, начальником связи — начальник связи АЭ старший лейтенант Пучков.

С Москвы были присланы самолеты Ли-2.

20 июля 1945 года группа вылетела с аэродрома Кшевица, что недалеко от г. Бяло - Подляска в Польше. На Дальний Восток полет проходил по маршруту Москва — Казань — Омск — Новосибирск — Белая — Чита — Куйбышевка — Хабаровск — Сысоевка.

24 июля 1945 года группа прибыла в Куйбышевку и в этот же день была бы в Сысоевке, но помешала погода. 26 июля 1945 года прибыли в Сысоевку. Командир группы получил назначение в 290 БАП и в этот же день мы прибыли самолетами на место назначения — Чугуевку.

Вы сами знаете, как наше Верховное Командование очень быстро перебросило на Дальний Восток большое количество войск и техники, участвовавших в боях на Западе. Об этом свидетельствует и перелет нашей группы.

Техсостав наших экипажей прибыл позже поездом, но за несколько дней до начала войны уже был на месте назначения.

На аэродроме Чугуевка нас встретили очень хорошо: оркестр, цветы, митинг.

По указанию ДА наши экипажи не были расформированы и летали мы в том составе, в каком прибыли.

Нас в полку влили в штат 1 АЭ. Адъютант АЭ старший лейтенант Целых.

Через несколько дней после прибытия в 290 БАП командование полка организовало несколько конференций по обмену боевым опытом. На этих конференциях выступили почти все члены наших экипажей. Было задано очень много вопросов.

Мы большое внимание уделили вопросам техники пилотирования, маневрирования и ухода из прожекторных полей при интенсивном обстреле ЗА; выходу на цель в условиях отсутствия Луны (темная ночь) без наличия характерных ориентиров в районе цели; поиску цели, освещению ее САБ и создание очагов пожара ЗАБ для прицельного бомбометания менее опытными экипажами; своевременному обнаружению и отражению ночных истребителей; выходу на аэродром посадки.

Экипажи выполнили несколько полетов по кругу для ознакомления с особенностями взлета и посадки в горных условиях (Чугуевка окружена горами).

Потом выполнили несколько полетов по маршруту для изучения особенностей ориентировки и работы радиотехнических средств в условиях горной местности.

Полк укомплектован был новыми самолетами Ил-4, нашим экипажам дали новейшие. Самолетов намного больше было, чем экипажей в полку, в том числе и с нашей группой.

Перелет государственной границы должен был осуществлен экипажами полка в ночь с 8 на 9 августа 1945 года в 12 часов 00 минут московского времени.

Наш экипаж выполнил два успешных боевых вылета из трех.

В первом боевом вылете экипажи нашей группы выполнили бомбометание, взяв максимальный бомбовый груз. Такого бомбового груза не взял ни один из экипажей полка. Таково было решение командования полка, а вернее авиакорпуса.

9 августа 1945 года ночью с полной бомбовой нагрузкой (3 ФАБ -500 и 10 ФАБ-100) наш экипаж вылетел на бомбардировку ж/д узла Харбин. Как назло, вдоль границы, именно вдоль, стоял размытый фронт с мощно-кучевой облачностью и грозами.

Между кучевыми облаками сверху мы пройти не сумели, т. к. самолет плохо набирал высоту. Мы повернули влево вдоль границы, чтобы проскочить низом, но дошли почти вплотную до Владивостока, но так и не смогли прорваться.

Второй боевой вылет ночью 10 августа 1945 года выполнили в качестве лидера — осветителя на город Чаньчунь. Экипажи полка успешно поразили   заданную цель. Была лунная ночь, но очень сильная дымка, видимость прескверная земли. Противодействия ЗА и ИА не было ни по маршруту, ни над целью.

Третий боевой вылет выполнили днем 10.08.45 г. по дотам на границе. Наши войска ушли от границы в глубь территории противника километров на 80, а на границе остались еще мощные японские доты, не разрушенные артиллерией. Вот мы их и уничтожали 1000 кг бомбами. На нашей стороне было выложено «Т» большими полотнищами для направления захода на цель, а артиллерия снарядами точно определяла точку прицеливания. Высота бомбометания 1000 м.

Условия для меткого бомбометания были созданы идеальные, редко встречающиеся даже в полигонных условиях.

После окончания войны с Японией через 15-20 дней со старшим лейтенантом Пучковым М. Я убыл в Кшевицу. Экипажи выехали с Дальнего Востока в октябре месяце 1945 года.

К сожалению, фамилии командиров экипажей уже не помню, а также кого-либо из членов.

3 февраля 1973 года.»

По ходу последующего повествования постараюсь о каждом упомянутом в воспоминаниях участнике тех событий дать по возможности небольшую справку о его причастности к ним и начну со следующего:

Мякишев Евгений Алексеевич, 1923 г.р., 290 бап 33 авд 9 ВА (прибыл из 28 бап 36 бад 1 авк 18 ВА), командир АЭ, гв. ст. лейтенант.

08.08.1944 Орден Красного Знамени
05.12.1944 Медаль «За оборону Советского Заполярья»
20.02.1945 Орден Отечественной войны I степени
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
09.06.1945 Медаль «За взятие Кенигсберга»
09.06.1945 Медаль «За взятие Берлина»
---------------------------------------------------------
30.09.1945 Орден Красной Звезды

Приказ подразделения ВС 9 ВА  №: 183 от: 30.09.1945

Гвардии ст. лейтенант Мякишев в борьбе с японскими захватчиками произвел три весьма успешных боевых вылетов, в сложных метеоусловиях, в условиях ночи 2 на город Харбин, Чанчунь.  И один успешный боевой вылет днём на укрепрайон противника. Самолёт вводит в сложных метеоусловиях днем и ночью уверено. Материальную часть самолета Ил-4 знает отлично, эксплуатирует грамотно. Эскадрилья за время боевых действий имеет 21 боевых вылетов из них днём – 8, налет 20 часов; ночью - 13, налет 55 часов. Общей боевой налет 75 часов. В эскадрильи не было ни одного случая отказов материальной части. Эскадрилья выполнила боевой приказ в заданное время. Свой боевой опыт умело передаёт личному составу эскадрильи. Участник Отечественной войны, за что награжден правительственными наградами. Политический развит отлично. Вывод: за проведённые 3 весьма успешных боевых вылетов в сложных метеоусловиях ночью на город Харбин, Чанчунь и днём один боевой вылет по укрепрайону, за успешное руководство эскадрильей достоин правительственный награды орден Отечественной войны 2 степени. [ЦАМО, Ф.33, Оп. 686196, Д. 2919]
30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
------------------------------------------------
17.05.1951 Медаль «За боевые заслуги»
22.02.1955 Орден Ленина
31.12.1955 Орден Красной Звезды
30.12.1956 Орден Красной Звезды

****
Зуенко Иван Семнович, 15.02.1922 г.р., 290 дбап 33 бад 19 авк (прибыл из 108 бап 36 бад 1 бак 18 ВА ВВС) , штурман АЭ, капитан.

22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
07.09.1943 Орден Красного Знамени
29.12.1943 Орден Отечественной войны I степени
30.03.1944 Орден Отечественной войны I степени
06.11.1944 Орден Красного Знамени
05.12.1944 Медаль «За оборону Советского Заполярья»
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
09.06.1945 Медаль «За взятие Кенигсберга»
09.06.1945 Медаль «За взятие Берлина»
31.08.1945 Орден Красной Звезды
----------------------------------------------------
30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
30.09.1945 Орден Красной Звезды

Приказ подразделения ВС 9 ВА №: 183 от 30.09.1945 г.

Тов. Зуенко за время борьбы с японскими захватчиками произвел 3 успешных боевых вылета в сложных метеоусловиях ночью на города Харбин, Чаньчунь, днем по укрепрайону противника. Самолет привел на цель и обратно на свой аэродром в заданное время. Стрелково-бомбардировочное вооружение самолета Ил-4 знает отлично и умело владеет в воздухе. Свой богатый опыт Отечественной войны умело передает штурмана эскадрильи. Отлично владеет способами самолетовождения. Политически развит.
Вывод: За проведенные 3 боевых вылета в сложных метеоусловиях… за умелое руководство штурманами эскадрильи, достоин представления к правительственной награде орденом «Отечественной войны II степени.»
Награжден орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 686196, Д. 2919].
-------------------------------------------------
15.05.1946 Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)
15.11.1950 Медаль «За боевые заслуги»
22.02.1955 Орден Ленина
30.12.1956 Орден Красной Звезды

****
Пучков Михаил Васильевич, 08.11.1919 г.р., 290 дбап 33 бад 19 бак (прибыл из 108 бап 36 бад 1 бак 18 ВА ВВС), начальник связи АЭ, ст. лейтенант.

20.06.1942 Орден Красной Звезды
22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
10.04.1943 Орден Отечественной войны II степени
01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»
08.08.1944 Орден Красного Знамени
05.12.1944 Медаль «За оборону Советского Заполярья»
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
09.06.1945 Медаль «За взятие Берлина»
09.06.1945 Медаль «За взятие Кенигсберга»
13.07.1945 Орден Красной Звезды
-------------------------------------------------
28.09.1945 Орден Отечественной войны II степени
Приказ № 177 ВС 9 ВА от 28.09.1945

Тов. Пучков работал начальником связи АЭ, готовил радистов к боевым действиям. Все радисты, летающие на выполнение боевого задания, связь держали отлично. Лично тов. Пучков принимал участие в полетах на боевое задание на города Маньчжурии Чаньчунь и на укрепленный район противника. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 687572, Д. 2342].

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
----------------------------------------------------------
15.11.1950 Медаль «За боевые заслуги»
05.11.1954 Орден Красной Звезды

*****
Целых Василий Алексеевич, 29.12.1913 г.р., 290 бап 33 авд 19 бак, адъютант АЭ, капитан.
03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За победу над Японией»

*****
Вершинин Михаил Иванович, 1910 г.р., 290 дбап 33 авд 19 авк (прибыл из 108 бап, 36 бад, 1 бак, 18 ВА), зам. командира полка, майор.

22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
07.09.1943 Орден Красного Знамени
08.08.1944 Орден Отечественной войны I степени
03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
09.06.1945 Медаль «За взятие Берлина»
13.07.1945 Орден Александра Невского
------------------------------------------------
30.09.1945 Орден Красной Звезды

Приказ подразделения  ВС 9 ВА № 183 от 30.09.1945 г.


Тов. Вершинин в боях с японскими захватчиками проявил себя храбрым, мужемтвенным и инициативным летчиком. Произвел два ночных боевых вылета на города Харбин и Чанчунь в сложных метеоусловиях, один дневной вылет на узел сопротивления японцев г. Шеминза. Как заместитель командира полка быстро и своевременно доводил до личного состава поставленную задачу. Имея богатый боевой опыт против немецких захватчиков учил летный состав искусству воевать.
Вывод: тов. Вершинин за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими захватчиками достоин к награждению правительственной награде орденом «Красной звезды». [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 686196, Д. 2919].
-------------------------------------

Внимательный читатель непременно заметил, что значимая роль в подготовке экипажей, «не нюхавших пороха», отводилась прибывшим летчикам, штурманам, стрелкам-радиста, которые за своими плечами имели уже по сотне и более боевых вылетов. Они должны были передать свой богатый боевой опыт летному составу авиаполков, которые должны поставить окончательную точку во Второй мировой войне. Но, естественно возникает вопрос, а все ли опытные воздушные воины были педагогами?

И в памяти всплывают следующие воспоминания по этому поводу штурмана от Бога, человека непростого по внутреннему складу, Героя Советского Союза Владимирова Михаила Григорьевича:

«…черновик я не стал переписывать, а попросил перепечатать…
      
Прочел я свои записи, которые делал 27 лет назад, когда наша оперативная группа в 11 самолетов была на севере, где с аэродрома Ваенга действовали по аэродромам и портам противника. Эти записи делались на бумаге, которая считалась тогда лучшей, а блокноты эти выдавались только для особых нужд и не всем.
      
Мысли, которые теперь с высоты времени кажутся скучными, я тогда записывал без всякой надежды оставить себе надолго. Но оказалось в семейном архиве они сохранились и если они, эти записи, хоть немного Вам будут полезны, то для меня это будет лестно.
      
Кроме того, в этом блокноте в самом начале есть некоторые чертежи, схемы, записи. Это след моей подготовки проведения занятий с членами экипажей нашей эскадрильи.
      
А занятия мы проводили в каждый нелетный день. Эти занятия были в форме обсуждения сложных вопросов, возникших в ходе практической работы.
      
Примеры брались из непосредственной практики боевой работы над целью и разбирались детально с летчиками и штурманами нашей группы.
      
Помню позднее, когда мы перелетели на аэродром Новодугино, то в летнее время, после работы ночью и отдыха, мы, штурманский состав нашей эскадрильи после завтрака собирались на речном пляже реки Вазуза и я проводил с ними на песке разбор каждого полета.  С начала я всем докладывал, как заходил на цель, как ее поражал и как уходил.      

После меня все остальные считали своим долгом рассказать, как они выполняли задание. Все это мы чертили на песке и под лучами горячего солнца обсуждали и удачные и неудачные полеты. Надо сказать, что среди штурманов нашей эскадрильи считалось обязательным рассказывать о своих сомнениях, неудачах, а хороший заход и выход, поражение цели считали само собой разумеющимся.
      
Так в непринужденной обстановке в сочетании с купанием, отдыхали мы, обмениваясь мнениями и учились друг у друга. Такие занятия стали просто потребностью у каждого из нас и в дни, когда интенсивно работали, то особенно каждому осталось рассказать о впечатлениях и, не сговариваясь, шли на пляж купаться, загорать и делать разбор полетов.

В других эскадрильях были другие формы учебы. Не смотря на наличие большого опыта, у всех нас была специальная учебная программа, по которой учился весь летный состав».

Капитан Зуенко лишь констатировал факт, что в 290 БАП, куда он прибыл со своими опытными товарищами на подмогу «не нюхавшим пороха» воевать с Японцами, в какой форме была осуществлена передача опыты – через конференции, и вопросы рассматривались такие:

«Мы большое внимание уделили вопросам техники пилотирования, маневрирования и ухода из прожекторных полей при интенсивном обстреле ЗА; выходу на цель в условиях отсутствия Луны (темная ночь) без наличия характерных ориентиров в районе цели; поиску цели, освещению ее САБ и создание очагов пожара ЗАБ для прицельного бомбометания менее опытными экипажами; своевременному обнаружению и отражению ночных истребителей; выходу на аэродром посадки».

И чтобы закончит эту тему, приведу статью, в которой штурман Иван Зуенко делится своим опытом…
      
В «досье» на ГСС Зуенко Ивана Семеновича обнаружилась фотокопия газетной статьи «Астрономическая подготовка   штурмана». Трудно сказать, когда она была опубликована и в какой газете. Но точно – после присвоения ему звания Героя Советского Союза… а это случится только 15.05.1946 года.

Помню разговор с историком Сергиенко о том, что он специально просматривал подшивки газеты «Сталинский сокол» за период войны в поисках материала на 8-ой авиакорпус ДД. Возможно, эта статья оттуда, но выпускалась ли она в 1946 году? 

Статья выдержана в «сухом», на уровне «штампов» стиле. Это и понятно. Каким языком и способом еще преподносить специфический материал для причастного к летным делам читающего? Видать эта статья являлась партийным поручением капитану Зуенко, и он это поручение, таким образом, выполнил, не утруждая читателей популистской «шелухой».

Для читающего, далекого от штурманских дел, да и современному спецу, эта статья, возможно, будет не интересна. Первому из-за специфики предлагаемого материала, второму из-за его банальности очевидного и чувства того, как далеко ушло время в этих вопросах. Однако, как исторический документ, статья вызвала у меня ряд вопросов и ассоциаций, с которыми и хочу поделиться. И поэтому приведу ее полностью.
    
«Астрономическая  подготовка   штурмана
      
Для успешного применения астронавигации в полете штурману необходима большая наземная подготовка. Он должен обладать отличной практикой по измерению высот светил на земле. Кроме того, следует хорошо изучить теорию, чтобы осмысленно, а не механически выполнять работу по применению астрономии в воздухе.
      
Астрономической подготовке штурманов в нашей части придается большое значение. Штурманам был прочитан целый ряд содержательных лекций. Применительно к нашей программе по обшей астрономии для учебы использовались учебники, предназ-наченные для средней и высшей школ. При изложении материала особое внимание уделялось вопросам, связанным с их практическим применением — расчету и прокладке сомнеровой линии, определению поправки секстанта, изучению звездного неба, счислению времени. В результате штурманы получили хорошую теоретическую подготовку по астрономии.

После этого они приступили к практическому измерению высот светил на земле с последующим расчетом и прокладкой сомнеровых линий на карте. В целях постоянной тренировки каждому штурману была поставлена задача — произвести за месяц пятнадцать измерений высот солнца и двадцать измерений высот звезд. При этом от них также требовалось делать полные расчеты и прокладку на карте. Для учета и поверки измерений в каждой эскадрилье были заведены журналы. В конце месяца работу своих подчиненных поверяли штурманы подразделений и выводили каждому оценки. Сейчас большинство наших штурманов уже может производить прокладку сомнеровых линий с точностью 1 — 3 км.
   
В расчетах элементов сомнеровых линий штурманы отрабатывали автоматизм. Известно, что для перевода времени в дугу в авиационном ежегоднике дается интерпо-ляционная табличка. Мы требовали, чтобы штурманы не прибегали к ней, а произво-дили перевод в уме: пользование таблицами отнимает много времена (особенно в воздухе).
      
Очень важно научить штурмана быстро определять поправку секстанта. У нас эта поправка, как правило, определяется по моменту верхней кульминации светил, так как этот способ, по нашему мнению, является лучшим из всех существующих.
      
Значительно хуже обстоит дело с практикой применения астронавигации. Кабины многих экипажей не приспособлены для измерений высот. Поэтому всех штурманов мы вначале провезли на транспортном самолете. Это позволило им воочию убедиться, что астронавигация при умелом ее использовании дает неплохие результаты.
      
В процессе выполнения полетных упражнений Курса боевой подготовки каждому штурману давалось задание на измерение высот светил. Таким путем штурманы осваивались с работой в воздухе, учились быстроте измерений.
    
 Герой Советского Союза капитан И. ЗУЕНКО».

…Измерение высот светил, расчет  и прокладка сомнеровой линии, определение по-правки секстанта, знание звездного неба, счисление времени… это далеко не полный список понятий и практических умений штурмана авиации дальнего действия. По большому счету «многокилометровая» геометрия с легким оттенком тригонометрии. И, правда, математики много, да и калькуляторов тогда не было… Чем же пользовался в то время штурман при выполнении вычислений, сопутствующих в полете? Логарифмической линейкой? Это первое, что пришло в голову. Инструмент универсальный.
      
В «ВикипедиИ» в статье о логарифмической линейке обнаруживаю ссылку на неразработанную еще статью о навигационной линейке. Но в сети нахожу подходящий инструмент под названием «Аэронавигационная линейка», а также пособие по ее использованию, датированного 1939 года. Даже есть предложение на приобретение этого инструмента, правда, цены пляшут, видимо от степени его потертости…
      
Оказывается, «Аэронавигационная линейка» прямой аналог логарифмической линейки для решения конкретных задач в полете, перечень которых и приводится в оглавлении этого пособия. По этому перечню вполне можно судить о том, что и как рассчитывал штурман на земле и в небе. И не трудно догадаться, что задачи в рамках пособия они щелкали, как орехи, правда, ничего сложного в них я не увидел – есть формулы, есть методы и приборы для получения данных и есть инструмент для расчета конечного результата. Знай только где и когда применить тот или иной прибор и алгоритм, и обладай в этом необходимой сноровкой.  Вот основной их перечень:
      
1.      Арифметические действия и тригонометрические расчеты;
      
2.      Штурманские расчеты: высота полета, воздушная скорость, путевая скорость, перевод скоростей (например, м/сек в км/час), боковое уклонение и исправление курса, маневрирование скоростями, определение элементов разворота;
      
3.      Бомбардировочные расчеты.
      
Однако о задачах, на которые ссылается в статье штурман Зуенко, в этом пособии ни слова. Но с помощью «Аэронавигационной линейки» эти задачи решаются запросто, математический потенциал расчетного инструмента достаточен!
      
Попав в действующие части АДД, молодые экипажи проходили переподготовку ночных полетов на местах, а штурманы приобретали дополнительные знания и навыки в штурманском деле. Тем более аэронавигационная линейка совершенствовалась, в 1943 году уже была в деле новая ее модель: НЛ-7. А алгоритмы и методы решения жизненно важных штурманских задач, с которыми должны столкнуться молодые штурманы АДД в полете, настойчиво и вдумчиво передавались опытными наставниками и навыки их решения доводились, как видно из статьи, до автоматизма.
      
В контексте статьи вспомнилась характеристика на командира, штурмана и стрелка-радиста одного из экипажей 108-го ап ДД, данная моим отцом в его книге: «Командир «восьмерки» Паша Горинов и его штурман Валя Селезнев были высококлассными спецами летного дела. Выглядели они высокими молодцами, всегда подтянутыми офицерами и с нами, технарями, были весьма просты и доброжелательны в общении. Валя Селезнев поражал нас своим умением определять время по звездам с малой погрешностью плюс-минус пять минут. Стрелок-радист ленинградец Пашка Кармашев, радист от бога, мог одновременно передавать или принимать сигнал и еще о чем-то с тобой говорить абсолютно на посторонние темы».
      
Многие из нас испытывали чувство определенной профессиональной уверенности в тех делах, к которым причастны, коли с легкостью оперируете их элементами.  Ну, например, проектировщик железобетонных конструкций само собой понимает, что если прогиб его элемента в норме, то и прочность его достаточна. А добивается он этого, при неизменности геометрических характеристик конструкции, варьированием марки бетона и класса арматурной стали, что также влияет не только на прогиб, но и на прочность элемента.
      
Но проектировщик непременно «снимет шляпу», хотя бы мысленно, перед туркменом - поваром, приготовившего отменный плов, признав его тем самым профессионалом своего дела. И туркмен – повар лишь расплывется в благодарной улыбке за признание своего мастерства и за то, что доставил едоку удовольствие. И каждый из них будет считать себя профессионалом.  Вот это чувство уверенности в своих профессиональных навыках и добивались инструкторы-наставники в полках АДД при вводе молодых экипажей в боевую работу, и как это делали при подготовке штурманов и написана эта «сухая» полная «штампов» статья капитана Зуенко.

Но, как могло случиться, что штурманы допустили 16.8.45 года такой казус:

«Две девятке 303 БАП под командованием зам. командира авиаполка капитана Воробьёва и одна девятка 444 БАП под командованием командира АЭ капитана Ковалёва - все группы 55 БАД 19 БАК -  по преступной халатности приняли город Мулинчжань за город  Муданьцзян и сбросили бомбы по своим войском в городе Мулинчжань»?

Ума не приложу…