Каждой семье своего эколога! 5 июня - день эколога

Ирина Алёшина
Предисловие. Дочитала именно сегодня «Улитку на склоне» Стругацких. Как специально ко дню эколога: «Закономерность, на которую я смотрю извне пристрастными глазами чужака, не понимающего ничего и потому, именно потому воображающего, что он понимает всё и имеет право судить. Словно маленький мальчик, который негодует на гадкого петуха, так жестоко топчущего ногами бедную курочку…»
Как-то не по себе от такой перспективы…

Вернёмся в сегодня. Девиз сегодняшнего дня – «Каждой семье своего эколога!»

Вот что предположила одна из наших домашних экологов, семи лет: «Мне кажется, что наша Земля, как планета, живая и ей мы, люди, очень надоели, потому что многое делаем неправильно, беспокоим её, делаем ей больно и она, Земля, пытается нас стряхнуть с себя, избавиться от нас и показывает это нам катастрофами, наводнениями, вулканами и землетрясениями»,
И к словам настоящего эколога стоит прислушаться.

В нашей семье экологов четыре: дочь и три внучки. И экологи не самодеятельные, а настоящие, много лет занимавшиеся в известном экологическом центре, имеющие награды, каждое лето экспедиции, свои исследования и творческие работы, поездки на семинары и симпозиумы. Да ещё занятия в кружке в нашем зоопарке и прочее, и прочее..
У дочери был «эколого-хореографический танцевальный ансамбль», а в финале спектакля «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» зал вставал, у женщин были на глазах слёзы.
Поэтому, я доморощенный эколог иногда попадаю не в ту ситуацию, которую планировала.

Какой-то домашний праздник, делимся новостями, новостей много, так как живём в одном городе, но встречаемся нечасто – все очень активные, очень занятые, все такие «многопрофильные»,
Я делюсь своими впечатлениями от «Песни о Гайавате» в переводе И. А. Бунина, да ещё решила «тряхнуть стариной» (когда-то была в «Театре чтеца») и записала аудиофайл «Пирога Гайаваты». Включила, слушаем, но экологи мои переглядываются, прячут улыбку.
После прослушивания тишина, скромно: «Бабушка ты хорошо читала…».
И тут младшая: «Вообще непонятно! Зачем надо было погубить столько деревьев, ежа лысым сделать, чтобы потом позвать силача Квазинда, который будет чистить реку, а Гайавата плыть за ним на этой пироге!» «Очень вредная эта книга», - поддержала средняя.
Примечания, для тех, кто забыл «Песнь» -
«Дай коры мне, о Береза!
Желтой дай коры, Береза»,

«Дай, о Кедр, ветвей зеленых,
Дай мне гибких, крепких сучьев»,

«Дай корней своих, о Тэмрак,
Из земли он вырвал корни,
Вырвал, вытянул волокна,

"Дай мне, Ель, смолы тягучей,
Дай смолы своей и соку:

"Дай мне, Еж, колючих игол,
Все, о Еж, отдай мне иглы:

Так построил он пирогу
Над рекою, средь долины,

Кончив труд, он кликнул друга,
Кликнул Квазинда на помощь,
Говоря: "Очистим реку
От коряг и желтых мелей!"

Мне удалось отстоять только поэтический, очень красивый, песенный перевод Бунина, с этим все согласились.

Обо всех удачных экспериментах моих настоящих экологов и не расскажешь, но особенно запомнился один.
Резкое похолодание весной, они возвращаются из своего клуба в Кольцово и видят в озерке лёд, а в нём какие-то странные точки. Но они же экологи и распознали икру лягушек во льду. Лёд не толстый, легко ломается. Я не знаю, как они принесли куски льда домой, но во дворе, в старой ванне у них появились сначала головастики, потом лягушата, которые подросли и разбежались по огородам, да и протока речная от их дома недалеко.

Когда-то, когда у меня была всего одна дочь и училась она ещё в школе, когда я приходила домой с работы в прихожей меня встречала дочь, рядом сидел кот Килька (полное имя Ким, потому что он сиамский, иностранец), собака Клеопатра, бежал, торопился ёжик, не всегда встречала черепаха Маша, в кухне хлопал крыльями голубь (он проходил леченье), отчаянно чирикали канарейки и гремели сеткой в своём домике хомячки, ну и, конечно, плавали рыбки в аквариуме.

Всё это повторяется в разных вариантах в доме у дочери, а у меня всего два кота и два кустика герани… старею...