Дед Мороз - очень красный нос

Сергей Гилёв
ДЕД МОРОЗ – ОЧЕНЬ КРАСНЫЙ НОС.
(История не по учебнику).

На вопрос «Где живет Дед Мороз?» легко ответит любой ребенок. Конечно же в Великом Устюге. А вот почему именно там его родина? Тут и многие взрослые замнутся с ответом, потому как нет единой версии. Устюжане мне про двух мэров взялись было рассказывать, да сказочные истории, выдуманные, наизусть читать. Интересно конечно. Но это для детей. Чтобы их в чувства привести, спрашиваю:

- А почему у Деда Мороза красный нос?
 
Женщины мне про погоду толковать взялись, мол еще в июле, случается, у нас сосульки с крыш падают на авто, что мы внизу припарковали, а мужья не верят! Мужики из Устюга все серьезные такие: из пальцев фигуры разные «лепят», говорят, что понятное дело, когда Дед до наших детей доезжает на своем промороженном «Хаммере», в каком он состоянии бывает; и стишки за него прочтешь, и песенку споешь… Чего же спрашиваешь?

Облегчаю им задачу:
- В советское время Дед Мороз к детям всегда трезвый приезжал. А нос все-равно красный. На открытки старые взгляните.

На открытках – понятное дело, а в жизни всякое случалось, да молодежь-то об этом не знает. Но в грязь «фейсом» падать никому не хочется, а потому устюжане еще долго сопротивляются, еще с добрый десяток сказочных историй рассказывают. Я вежливо слушаю. Наконец, угомонившись, спрашивают:

- А что не так?

- Да все не так было, - отвечаю, - историю читайте!

- А там про Деда Мороза ничего нет.

- Так вы мою историю читайте!


С давних времен новгородцы совершали походы в Югру, за Камень Уральский. В летописях порой эти походы называли сбором дани с тамошних народов, да только составители писцовых книг в те походы сами не ходили, иначе узнали бы, что бегать по лесам по пояс в снегу за местными охотниками – занятие бестолковое. Иное дело – торговля, обмен изделий новгородских ремесленников (в Новгороде Великом было более двухсот ремесел) на меха югорские, которые в Новгороде можно было продать по возвращении в разы дороже – вот это был бизнес.

Каждое лето самые богатые новгородские бояре собирали в поход ватагу молодцев. Дело-то было затратное. Ушкуи выкупить у корабелов, у кузнецов металл кованый да каленый заказать, а еще ткани вышивные, да ленты яркие и посуду расписную, да всю ватагу провиантом обеспечить. Ну и оружие конечно, куда же без него.

Уходили на ушкуях по летней воде. Точные лоции этих походов я не стану приводить здесь, только замечу: куда конкретно ходили новгородцы в 1323 году, и где в те давние времена начиналась территория Югры, до Камня Уральского или за ним, то не ведомо нам. Но новгородские ватаги хорошо изучили эти места, и переволоки для своих ушкуев не абы как выбирали, чтобы из реки в реку перейти.

А торг, он был определен давно и надежно, и никто ни за кем по лесам не бегал, железом звеня. (Уточню все-таки, для придирчивых, что были ранее попытки заставить Югру дань платить, однако всегда такие походы кровью новгородской заканчивались. Противоречит это утверждение и летописям новгородским? А что, летописцы в те походы ходили?).

Новгородцы организовывали стан и вели торговлю – обмен. А югорские народы привозили им шкурки соболя и куницы, лисицы и белки. Иные и самородки золотые на обмен выставляли. И конечно же на обратный путь нужны были лошади и сани. Хотя, очень даже может быть, что сани разборные новгородцы с собой на ушкуях привозили. Все-таки умельцы новгородские – не чета югорским!

Да, так оно и было: «кажуть на железо, и помовають рукою, просяче железа; кто дасть им нож, ли секиру, дають скорою противу».

Закончив обмен и дождавшись морозов, сковавших реки надежным ледяным покровом, санный караван, груженый мешками с мягкой рухлядью, трогался в обратный путь. Впереди новгородцев ждали две тысячи верст заснеженных морозных дорог, которые нужно было обязательно торить, обходя коварные полыньи и припорошенные снегом протоки. Весны не ждали, потому как многие шкуры требовали выделки, а где были лучшие скорняки? Правильно, в Великом Новгороде!

Так уж устроен человек, что чужой успех спать спокойно не дает. Новгород своими замашками великоградскими, да богатствами неприличными не давал покоя Устюгу, тогда еще не великому. Мало того, что эти новгородцы земель понахватали немерено, весь север «под себя подгребли», так еще повадились под самым носом у устюжан пушнину таскать с Югры. И никаких «проездных» платить не собирались! Ворчали мужи устюжские, ворчали, и наконец решились выскочек новгородских проучить!

Организовали засаду. Поскольку санные караваны предыдущих лет устюжанами отслеживались, и какова ватага новгородская по численности было понятно, оставалось только место для захвата выбрать так, чтобы своим бойцам было сподручнее развернуться. В желающих опрокинуть новгородцев недостатка не было. Да вот незадача, министерство путей сообщения работало неважно, и оповестить засаду о приближающемся санном караване было некому. Поэтому устюжане устроились загодя, выставив дальние дозоры.

И дождались, конечно, и ударили дружно. И опрокинули ватагу новгородскую. Да, бились новгородцы отчаянно, не жалея ни своей, ни чужой крови, но силы были явно неравны. Их окружили плотным кольцом, выставив острые копья и вилы. Однако новгородцы не стали сдаваться и пошли в прорыв. Говорят, многие тогда полегли, но нескольким счастливчикам все-таки удалось уйти. Впрочем, устюжане их долго и не преследовали, дележ добычи был куда как приятней.

А потом было триумфальное возвращение домой! И входили устюжанине с мороза в свои дома: в высоких шапках, в тулупах до пят, из-под которых виднелись валенки, бороды кудрявые и не очень все в инее, а за спинами – мешки огромные.  И из этих мешков они, как волшебники, начинали доставать подарки. И женам, и детям, обомлевшим от восхищения.

Вот они – первые настоящие Деды Морозы из Устюга! О праздновании Нового года тогда речи не шло, в то время он начинался на Руси 1 марта, с пробуждением природы.

Почему тогда Красный нос? А это уж новгородцы постарались. Добрались-таки те «счастливчики» караванные до Новгорода, и все рассказали, а там решали быстро. И едва весной вскрылись реки, новгородцы в Устюге и объявились. В летописях новгородских записано, что на «ответку» бояре новгородские могли посылать ватаги из нескольких сот молодцев. А в 1323 году их сам князь Юрий Данилович, старший внук Александра Невского, возглавил, и Устюг «взяли на щит». Били устюжан крепко и забрали всю пушнину. Так что расквашенный «Красный нос» - это было самое малое наказание.

Плохое быстро забывается, а радостные детские воспоминания о чудесных подарках – это на всю жизнь! Здравствуй, Дедушка Мороз!

Вы скажете - всё придумал и устюжан ненароком зацепил? Уточняю – додумал, читая летописи. Были и другие столкновения. Так в 1328 году князь московский Иван Калита (младший брат Юрия Даниловича, кстати) выдал замуж свою дочь за устюжского князя Константина. Устюжане тут же воспрянули духом, и уже в следующем 1329 году ограбили новгородский меховой караван. И опять были мешки с подарками.

А новгородцы оробели вдруг, и впервые не дали достойного ответа.

Читайте Историю России – она порой тяжелая, жесткая, но Прекрасная!