Притча о доме

Рустем Вахитов
Я – очень старый раб. Но дом, в котором я служу, еще старше. В нем служили мой отец, отец моего отца и его отец и дед и их отцы и деды.
Дом этот очень большой. Здесь трудятся десятки рабов и еще в несколько раз больше в саду около дома. Приказчики указывают им: где и что прибрать, и как себя вести, чтоб не разгневать Хозяина.
Хозяин не такой, как мы. Это Он построил дом и этот дом стоит уже много веков, тогда как дома, которые строим мы, жалкие рабы, рушатся через десятилетие. Хозяин насадил сад, где веками зреют фрукты, питающие нас. Только ухаживай и никогда не будешь знать голода. Хотя это, конечно, лишь в теории, на деле сборщики фруктов всегда живут впроголодь, а лучшие плоды достаются Главному Приказчику и его охране. Деревья хозяйского сада никогда не портятся и - что самое удивительное – не гибнут. Они не знают неурожаев,  их яблоки  и груши не грызет червь и не срывает ураган. Мы привыкли к тому, что они плодоносят и будут плодоносить всегда. Среди нас есть ученые рабы. Они пытались сами вырастить хоть несколько таких деревьев. Но у них, конечно, ничего не получилось. Это естественно – что мы такое по сравнению с Хозяином, построившим для нас этот теплый дом и насадившим этот вечно цветущий сад?  Лично меня не удивляет, что Хозяин живет уже 6 тысяч лет и старше любого из нас. Сад и дом тому порукой.      
Правда, Хозяина никто из нас не видел. Говорят, что когда еще не родился отец моего отца Хозяин заходил как-то в нашу часть дома, где живут слуги.  Но пробыл Он здесь недолго, потому что не все Его узнали и некоторые приказчики, обозвав Его самозванцем, жалким лакеем, который решил изобразить из себя Хозяина, вышвырнули Его за ворота.  Поговаривают, что Хозяин еще вернется и уж тогда Его никто не спутает с лакеем. Но когда это будет? 
Вы спросите: как же Хозяин отдает нам свои приказы, если никто из нас Его не видел? Известно как – из-за ширмы.  В комнату с ширмой, конечно, пускают не всякого. Есть особые приказчики, которые заходят туда, они слышат голос Хозяина и затем пересказывают всем остальным Его новые приказы. Лично я там ни разу не был, таких как я, простых рабов с кухни, туда не пускают. Но кое кто из моих знакомых прибирался в комнатах, по соседству с тайной комнатой, они говорили, что вправду там слышен голос Хозяина, и что Он был так страшен, что хочется пасть на колени  и не поднимать головы.   
В последнее время в доме все стало не так как прежде. Молодые рабы утеряли смирение, веру в законы, установленные Хозяином, почтение к приказчикам. Есть и такие рабы, которые распространяют разные ереси. Одна из них гласит, что приказчики, которые ходят в тайную комнату, неправильно передают приказы Хозяина. Они сговорились с Главным Приказчиком, извращают смысл приказов Хозяина, чтоб упрочить  власть Главного Приказчика. А на самом деле, дескать,   Хозяин говорит из-за ширмы: любите друг друга, делитесь друг с другом пищей, не возвышайтесь друг над другом, ибо нет приказчиков и подчиненных рабов, все рабы равны. Хозяин добр – учат эти еретики - и Он никогда не требовал подчиняться грубым и жадным приказчикам.   
Другие же – да простит меня Хозяин! – вообще утверждают, что … Хозяина нет. Дескать, никто его не видел – значит  и нет. И никакого голоса из-за ширмы нет, все это придумали приказчики – учат они. А если и кто слышал голос, значит, просто там спрятался приказчик и выдает себя за Хозяина. Эти еретики предлагают выгнать всех приказчиков и жить как свободные люди. Я не слишком-то понял: кто такие свободные люди, кажется, это рабы, которые не считают себя рабами и живут так, будто каждый из них маленький Хозяин.
 Но у этих смутьянов-еретиков есть хоть какая-то логика. А вот третьи – и их больше всего, они, собственно, и заправляют в доме уже несколько лет – утверждают, что каждый волен сам решать: есть Хозяин или нет, ходить ему в потайную комнату или не ходить. Скорее всего, Хозяина и вправду нет – заявляют они – но это еще не повод опровергать священные устои, которыми жил и живет дом. Может, Хозяина и нет, говорят они, но есть Главный Приказчик и есть его рабы. Собственность Главного Приказчика священна, он лучше и мудрее любого из нас – посмотрите, мол, только какие красивые на нем браслеты и кольца. Нужно уважать его и работать на него.
Вот этого я понять решительно не могу. По-моему, если Хозяина нет – хотя я так не считаю – то какие же мы тогда рабы? Если Хозяина нет, тогда все мы – как это называется? – да, свободные люди. Ведь приказчик он кто – такой же раб, как и мы, он и живет не больше нас, и клеймо на нем рабское, ни сада посадить, ни дома построить он не может. Он просто поставлен передавать приказы Хозяина и выполнять их, оттого и назван приказчиком. Если нет Хозяина, какой же он приказчик? По какому праву он тогда забирает у нас фрукты из сада, те самые, которые мы и собрали? Собственность его священная … Но ведь мы эту собственность и добывали – крупица к крупице.
Нет уж, еретики тут как-то последовательнее. Только я думаю, они ошибаются в главном. Есть Хозяин.   Он насадил сад. Он построил дом. Мы так привыкли к дому и саду, что стали думать: они были всегда, они естественны. Это потому что к чуду привыкаешь, если видишь его каждый день. Но оно от этого не перестает быть чудом…
О-хо-хо, тяжелые времена настали, тяжелые…  Все перепуталось в нашем доме. Не пойму я: как можно подчиняться приказчикам, которые в Хозяина не верят? Или делают вид, что верят в Хозяина, а сами лишь о своей мошне думают? Не пойму… Старый я раб, неграмотный, скудоумный, да простит меня Хозяин…

21 февраля 2005 года, г. Уфа