Нетуристическая одиссея

Ашот Левонян
После того, как в ереванском аэропорту «Звартноц» нам раздали специальные медицинские халаты, маски, перчатки и пластиковые прозрачные щитки для лица, мы все стали похожи друг на друга. Вспомнилась сцена из фильма «Золотой телёнок», когда Корейко надевает противогаз, и Бендер теряет его из виду.
В середине мая нас, гидов, пригласили в аэропорт, чтобы мы сопровождали прилетающих в Ереван граждан Армении к месту их проживания, где они должны были самоизолироваться на две недели. Мне выпало повезти прибывших граждан в область Тавуш: в города Дилижан, Иджеван и Ноемберян.
После начала карантина в Армении – с 14 марта, мне впервые довелось приехать в аэропорт: без привычной суеты, пассажиров, толп встречающих и провожающих, и, особенно, шумных и вездесущих таксистов, аэропорт выглядел пустынно и сиротливо. Внутри находились только студенты-медики в защитных халатах и масках. Они встречали пассажиров после паспортного контроля, измеряли им температуру, спрашивали, кто куда едет, и по одному выводили из терминала.
Здесь стоял мужчина, тоже в защитной амуниции, который громко произносил название области. К пассажиру подходил соответствующий гид и сопровождал его к автобусу.
Самолёт из Москвы приземлился в 19.25, но из-за всей этой долгой процедуры мы смогли отъехать из аэропорта только в начале первого ночи. Родственников прилетающих в аэропорт не пускали – всех прибывших до своего дома подвозили только на специальных автобусах.
В наш микроавтобус набралось только семь человек. Почти все сразу же заснули: весь предыдущий день они провели в «Домодедово» в достаточно нервной обстановке, затем была посадка в самолёт со всеми мерами предосторожности, а после посадки – ещё мучительных пять часов проверки и медицинского контроля. Но никто не роптал – все с пониманием относились ко всем необходимым в данном случае процедурам.
Первой мы высадили пожилую женщину в Дилижане. Она возвращалась из Москвы после перенесённой операции на сердце. До этого мне казалось, что я достаточно хорошо знаю знаменитый на весь бывший СССР после фильма «Мимино» уютный курортный городок. В Дилижане я со своими гостями бываю минимум 3-4 раза в год. Но выяснилось, что в этом маленьком городке есть улочки, о которых я и не подозревал.
Из-за разбитой дороги наш автобус не смог подъехать к дому этой женщины метров 50, и мы с одним из молодых парней с трудом дотащили два тяжеленных чемодана до её дома. У меня нет ответа на вопрос, как эта пожилая дама с больным сердцем волокла эти чемоданы.
Следующая остановка была в Иджеване, который находится в 33км от Дилижана. Дорога по ущелью реки Агстев очень живописна даже ночью, но в этот раз было не до природных красот.
В Иджеване повторилась та же история, что и в Дилижане: женщина с двумя тяжёлыми чемоданами жила на отшибе на склоне горы, где я никогда до этого не был. К счастью, в этот раз автобус смог подъехать прямо к калитке её дома. Молодого парня и солидную супружескую пару тоже доставили прямо к подъездам их домов.
Оставшихся двух человек отвезли в город Ноемберян. Последним оказался молодой человек лет 30-ти. Он сказал, что дома его ждёт брат, и любезно пригласил нас с водителем немного отдохнуть и выпить чай или кофе.
Обычно водители туристических автобусов очень выносливы и могут проезжать большие расстояния без отдыха. Но данный случай был совершенно другим – сказывалось сильное психологическое напряжение от этой необычной миссии. Я тоже был утомлён, хотя не вёл экскурсию и ничего не рассказывал.
Поэтому мы с водителем с удовольствием приняли приглашение и вошли в дом. Увидев на столе отварную форель с молодым картофелем, овощами и домашним сыром, мы вспомнили, что не ели со вчерашнего обеда. Впервые в жизни я ел с таким наслаждением в пять часов утра.
Ребята предложили нам поспать хотя бы пару часов, но пора было возвращаться в Ереван. Поблагодарив их за столь тёплый и сытный приём, мы поехали назад.
Здоровья вам всем!

На снимке: удачно замаскировался.