Queen Anne s Lace Кружево королевы Анны

Оленька Румянцева
Динка ехала на велосипеде по песчаной деревенской дороге. На руле её новенького велосипеда болталась авоска с непонятной травой.

- Динка, ты куда это ездила? Прокричала ей подружка Рада, выглядывая из-за пышного куста белой сирени, растущего у дома её бабушки. - Я заходила к тебе, твоя мама сказала, что ты уехала кататься. Почему ко мне не заехала?

- Нет, я не кататься. Я ездила к бабушке Марусе в дом для престарелых. Ты же знаешь, к ней из города никто не приезжает. У неё никого нет. Мы вчера с мамой ходили, отнесли ей гостинцев, а сегодня я сама, одна съездила. Они там как раз гуляли. Мне так нравится с ней разговаривать. Как будто со своей родной бабушкой. - прислонив велосипед к кусту сирени, Динка села на лавку у дома. Как же хорошо придумали открыть здесь в сосновом бору дом для престарелых. Такое красивое место для одиноких...Да и часовенка святой Ксении рядом. Всегда можно сходить. Мама говорит для стареньких это очень важно.

- Аааа, вспомнила, ты же мне рассказывала про неё, - присаживаясь рядом с подругой, сказала Рада.- Вы надолго сюда приехали? Меня папа через неделю заберёт обратно в город. А мне так не хочется, тем более и ты приехала.

- Я тоже в этот раз не надолго, пока у мамы отпуск. Без бабушки пусто и одиноко стало в доме. Когда совсем грустно становится, мы с мамой поднимаемся на чердак, там столько всего бабушкиного осталось. В каждой вещи чувствуется её присутствие, тепло и любовь. Вчера вот целый вечер с мамой просидели у большого вишневого сундука, доставали и рассматривали бабушкино кружево. Видела бы ты, какая это красота! Как жаль, что я не успела научиться у неё. Но бабушка Маруся обещала меня научить, я сегодня ей рассказывала, что моя бабушка Лиза плела красивые кружева, что у неё заказывали даже свадебные платья. Оказалось, что и бабушка Маруся тоже владеет этим рукоделием. Представляешь? - повернувшись лицом к подруге Раде, воодушевлённо рассказывала Динка. - А ещё она мне рассказала интересную историю про травинку-небылинку с поэтичным названием "кружево королевы Анны". У нас здесь этого кружева за деревней целые метры-километры. Вон у меня в авоске букет. Посмотри. Я для мамы  сорвала.

Рада достала из молочной авоськи тонкий стебелёк с белым кружевным зонтиком и внимательно рассмотрела соцветие.

- Вот никогда бы не подумала, что у этой травки такое интересное название. Но если внимательно посмотреть, то действительно, воздушность и лёгкость напоминает кружевные элементы. Какое-то растение напоминает мне это "кружево", не могу вспомнить. А почему королевы Анны? Что это за история такая? Расскажи, - поворачивая травинку-небылинку в разные стороны, Рада снова села на лавку рядом с подругой, заинтересованно глядя ей в глаза.

- Это морковь. Только дикая. Оказывается, что королева Анна очень любила кружева и сама была искусной кружевницей. Однажды она предложила своим придворным дамам сплести кружево, такое же изящное, как цветы дикой моркови. Никто не смог сравниться с королевой. Её кружево было самым красивым. И с тех пор эта дикая морковь носит её имя. А ёще, королева уколола палец, когда плела кружево и капля ее крови упала на цветок. С тех пор средний цветок дикой моркови, всегда красный или чёрный, и этим она отличается от своих опасных и сильно ядовитых родственников борщевиков, или съедобного дудника, - взяв из рук Рады "кружево", Динка указала на серединку, - Вот, видишь чёрный цветок?

- Ой, как интересно! - восхищённо произнесла Рада. Давай вечером съездим, я тоже хочу собрать букет такого "кружева" для бабушки. Как же мне нравятся цветы с историей! Обязательно запишу её в свой читательский дневник.

- Хорошо! Давай! Я как раз вечером буду свободна. К маме придёт её подруга, они хотели сходить в часовенку, к Ксении. А я сегодня туда с бабушкой Марусей заходила. Знаешь, мне кажется, что это святая Ксения устроила так, чтобы мы познакомились с бабушкой Марусей. Ей нужна была внучка, а мне - бабушка. Я так скучаю по своей! Столько времени не могла ездить сюда, после её смерти.

- Да, я тоже так думаю! Не случайно вы нашли друг друга, - провожая подругу, задумчиво произнесла Рада.

- Ой, я тебе совсем забыла рассказать, что у "королевского кружева" есть ещё название - "птичье гнёздышко". Когда цветы отцветают и постепенно начинают превращаться в семена, корзинка выгинается, края её сворачиваются внутрь, и она становится похожа на птичье гнездо. Вот какая это чудо травка! Кружевная! - улыбнулась Динка и прыгнула на велосипед.

- До вечера!
- До вечера!