Джавдет

Адил Ташпулатов
                Джавдет
       Джавдет  возвращался  с  охоты  тяжело  нагруженный.  В  этот  раз  пришлось  уйти дальше  обычного . Кто-то  распугал  дичь  в  местах,  где  он  обычно  охотился,  и  пришлось  уйти  за  два  перевала . Он  взял  большого  козла  и  даже  в  выпотрошенном  виде  тот  весил  много.  Пришлось  долго  просидеть  в  засаде  и  потом  спускать  козла  вниз.  Хорошей  тропы  не  было , а  идти  по  козьим  тропам  с  такой  поклажей  не  получилось . Поэтому  пришлось  сбросить  его  вниз  в  речку  и  потом долго идти  по  каменистому  дну . Но  теперь  уже  все  позади – он  вышел  в  свою  долину.  Еще  день  пути  и  он  будет  дома . Завтра  на  рассвете  он  пошлет  собаку  за  ослом  и  идти  станет  легче.  Он  уже  давно  приучил  собаку  приводить  осла . И  дома  знали – если  в  ошейнике  собаки  вплетена  трава,  значит  отвязывай  осла  и  открывай  ворота . А  сейчас  ему  предстоит  ночевка.  У  него  тут  была  лежка , где  он  не  один  раз  ночевал .  Пока  не  стемнело  он  насобирал  дров – река  их  приносит  вдоволь . Набрал  в  кружку  воды , поставил  на  огонь  и  развернул  свои нехитрые  припасы – немного  хлеба , немного  мяса.  Бросил  немного  собаке  - она  ночью  сама  доберет сколько  нужно  - голодная  не  останется . Живности  вокруг  много,  особенно  ночью – мыши,  крысы , суслики , а  повезет , так  и  хомяка  схарчит . Закипела  вода  и  Джавдет  заварил  чай.  Он  начал  есть  и  мысли  опять  навалились  на  него – что  делать . А  подумать  было  о  чем . Дело  в  том , что  его  отец  со  своим  товарищем  детства , с  которым  они  росли , подымали  свои  хозяйства,  ходили  вместе  на  войны  давно  уже  сговорились  поженить  своих  детей . У  того  выросла  дочь Зулейха,  да  какая  дочь.  Она  с  детства  предпочитала  кампанию  мальчишек  - их  игры  ей  были  интереснее. И  позже,  когда  основным  увлечением  ребят  стала  охота,  она  и  здесь  не  отставала  от  них . Джавдет  сделал  ей  тугой  лук , стрелы  и  она  стала  охотиться . Причем  даже  успешнее,  чем  иные  мальчишки.  А  стреляла  она  вообще  лучше  всех.  Она  вообще  не  промахивалась , причем  даже  не  целилась. Зулейха  чувствовала  полет  стрелы  и  даже  не  понимала , почему  другие  промахиваются.  Позже , когда  стали  стрелять  из  ружей,  она  стреляла  навскидку  и  тоже  не  промахивалась . Это  было  какое-то  особое  чутье.  Она  занималась  и  домашними  делами – мать  научила  всему,  но  вот  сидеть  чесать  шерсть,  прясть  ее,  вязать  - это  было  не  для  нее . И  мать  даже  не  пыталась  ее  заставить.  Короче  говоря , характер  у  нее  был  такой,  что  с  ней  или  по-хорошему  или  никак.  Джавдет  и  Зулейха  знали , что  они  предназначены  друг  для  друга  и  приняли  это  спокойно,  естественно . Обычай  есть  обычай . Да  и  возражений  у  них  не  было.  Казалось,  что  по-другому  и  быть  не  может.  Но  вот  появился  Курбан – сын  местного  богача . Он  жил  в  городе,  где  у  них  был  еще  дом , и  в  аул  наезжал  от  случая  к  случаю .Он  положил  глаз  на  Зулейху  и  стал  требовать  от  отца , чтобы  он  женил  его  на  ней.  Отец  знал  об  обычае  сговариваться  о  детях  с  детства  и  просто  так  этот  обычай  не  нарушишь.  Поэтому  они  подошли  к  этому  делу  издалека.  Обе  эти  семьи  были  не  богаты  и  арендовали  землю  у  него ,  ему  не  составило  особого  труда  опутать  их  долгами . И  когда  он  решил,  что  им  из  долгов  уже  не  выпутаться,  то  приступил  к  делу  - стал  требовать  возврата  долгов. Те , естественно,  стали  просить  об  отсрочке  и  тогда  он  потребовал,  чтобы  Зулейху  отдали  за  его  сына.  Отцы  отказались  нарушить  свою  договоренность  и  богач  пригрозил  им  долговой  ямой.  А  пока  отпустил  их  и  велел  подумать,  надеясь,  что  те  переварят  ситуацию  и  созреют .
      Старики  пошли  по  домам . Расставаясь  отец  Джавдета  сказал  своему  товарищу – Ты  отец  Зулейхи – тебе  решать.  Если  ты  отдашь  ее  за  Курбана,  я  пойму  и  мое  отношение  к  тебе  не  изменится.  Не  мы  виноваты,  а  наша  бедность .
      Не  хочу  я  отдавать  ее  за  Курбана – не  будет  она  с  ним  счастлива,  а  что  делать – не  знаю. 
     Дома  отец  рассказал  Джавдету  требование  отца  Курбана  и  спросил  как  быть . Тот  готов  был  немедленно  пойти  и  пристрелить  его .
      - Ты  спокойно  подумай . Если  убьешь , то  потом  всю  жизнь  в  горах  придется  прятаться.  Зулейха  тоже  всю  жизнь  будет  прятаться.  Ты  этого  хочешь?  Это  твое  счастье?  Давай  не  будем  спешить . Ты  завтра  уходишь  на  охоту,  вот  и  подумай.  Вернешься – решим. 
      И  вот  все  эти  дни  Джавдет  искал  выход  из  положения.  Его  беспокоила  даже  не  Зулейха  -с  ней  все  ясно – никогда  он  не  отдаст  ее  никому , тем  более  этому  байбаче.  Но  как  сделать,  чтобы  отцов  не  посадили  в  яму.  Денег  у  них  нет  - значит  только  сила.  Но  у  этого  богача  охраны  полон  двор.  Ему  одному  не  справиться.  Конечно , у  него  много  друзей,  но  им  потом  придется  бежать.  Он  не  может  просить  их  о  такой  помощи.  Сидя  у  костра  Джавдет  вдруг  понял , что  ясно  только  одно  - он  должен  украсть  Зулейху , а  что  будет  потом , он  не  в  состоянии  ни  предвидеть,  ни  предугадать.  Но  начинать  убивать  нельзя  - он  не  имеет  право  решать  чужую  жизнь . Если  они  начнут  войну-  тогда  другое  дело. Тогда  он  получает  такое  право . Успокоенный,  он уснул.  Сон  его  был  чуток – он  слышал,  что  собака  прибегала , убегала,  но  никаких  настораживающих  звуков  не  было . Перед  рассветом  Джавдет  вплел  собаке  в  ошейник  траву  и  отправил  ее  домой.  Часа  через  три – четыре  она  вернулась  с  ослом . Погрузив козла  он  отправился  в  путь.  По  дороге  Джавдет  зашел  в  горный  аул , где  жили  его  знакомые  охотники . Его  приняли  с  радушием – в  горах  гостеприимство-закон.  Выпив  по  пиале  чая  Джавдет  спросил,  может  ли  он , при  необходимости , с  невестой  найти  здесь  приют.  Более  приятного  вопроса  никто  не  может  задать  горцу.  Все  сразу  принялись  предлагать  ему  приют  и  безопасность.  Всем  импонировало,  что  невеста  краденная – значит  взаимная  любовь.  Потому , что  нелюбимую  никто  не  крадет,  а  нелюбимый  украсть  не  сможет. Горцы – народ  простой – или  любить , так  до  гроба , или  ненавидеть,  тоже  до  гроба . Джавдет  понял,  что  здесь  он  будет  в  безопасности , но  у  аула  могут  быть  неприятности.  Так  что  это  вариант  на  крайний  случай .
         Распрощавшись  он  продолжил  свой  путь.  Дома  он  рассказал  отцу  свое  решение . Тот  одобрил – Не  надо  начинать  свое  счастье  со  смерти  другого.  Пойдем  поговорим  с  невестой  и  отцом .
         Там  они  все  обсудили  и  решили , что  ее  отец  днем  пойдет  к  богачу  и  скажет , что  он  согласен,  и  пусть  договаривается  о  свадьбе , о  калыме , о  приданном , о  чем  угодно , а  ночью  жених  украдет  невесту. - А  потом  как  обычно. Вы  нас  находите,  бьете  меня  и  все  вместе  возвращаемся  - заключил  Джавдет .
       - Ну  а  если  долговая  яма ?
       -Тогда  нашим  семьям  придется  переехать  в  горный  аул . У  меня  там  знакомые  люди  и  жить придется  там . А  из  ямы  я  вас  выкраду .
      - Ну  тогда  я  пошел. Когда  отец  вышел  во  двор , Джавдет  сказал  Зулейхе – Собирайся  - не  известно , как  примут  отца.  У  нас  во  дворе  лошади, уезжаем  сейчас.
      Она  собралась  моментально и  вскоре  они  в  сопровождении  товарищей  уже  выехали.  К  вечеру  они  подъехали  к  охотничьему  домику  Джавдета.  Которых  у  него  было  несколько  штук , раскиданных  по  горам.  - Остановимся  здесь . Они  раньше  утра  не  выступят,  к  обеду  будут  здесь.  Все  расположились , кто  как  мог.  Поставили  чайник  на  огонь , вытащили  припасы , что  у  кого  было.  Да  и  в  избушке  нашлись  продукты . Перекусив,  все  остались  у  огня , рассказывая  разные  истории , смеялись.  Для  всех  это  была  забавная  история  и  они  ждали,  как  дальше  будут  разворачиваться  события . Но  в  конце  концов  сон  сморил  всех.  А  утром  все  приготовились  встречать  гостей . Которые , как  и  ожидалось,  приехали  к  обеду.  Будущий  тесть  разыграл  спектакль  как  по  нотам – выгнал  всех  из  избушки , закрыл  дверь  и  стал  орать,  бить  себя  по  ляжкам , бросать  вещи  не  пол.  А  потом  тихо – А  ты  чего  не  кричишь?  И  Джавдет  тоже  начал  кричать  и  стонать . Потом  поступила  команда –Ложись  лицом  к  стенке  и  не  поворачивайся , пока  мы  не  уедем . Но  не  успели  они  уехать , как  товарищи  сказали , что  еще  кто-то  едет.  -  Да  это  Курбан . Все  похватали  ружья.  Это  был  он  с  друзьями . Они  налетели  и  стали  орать,  что  не  верят  отцу  невесты  и  сейчас  пристрелят  и  жениха  и  невесту . -Где  они ?
       Курбан  ворвался  в  дом,  но  Джавдет  выстрелил  в  землю  и  тот  перепугался . Его  друзья  тоже  остановились  - они  думали,  что  просто  побьют  какого-то  крестьянина.  А  тут  охотник , да  еще  стреляет . Лезть  под  пули  из-за  чужой  невесты  никто  не  захотел . Тихо , тихо  сопровождавшие  Курбана  стали  осаживать  назад , а  его  самого  кто-то  схватил.  - Нельзя  хватать  чужую  невесту,  тем  более  жену.  И  на  Курбана  посыпались  удары.  Когда  его  отпустили,  он  еле  поднялся  с  земли,  взгромоздился  на  лошадь  и  поплелся  прочь . Полагая,  что  приключения  кончились,  товарищи  Джавдета  тоже  поехали  обратно  в  аул.  А  Джавдет  с  женой  возвращаться  уже  не  мог . Они  поехали  искать  место,  где  они  могли  бы  надолго  осесть . Собственно  искать  не  надо  было  - они  оба  знали  горы  и  надо  было  выбрать  где  безопаснее , где  есть  подходящая  земля  под  огород  и  поле  и  пастбище  для  скота. И  они  нашли  такое  место.  Это  была  долина  между  гор.  Внизу  располагалось  озеро  и  прямо  на  берегу  было  достаточно  земли  и  для  огородов , и  для  поля.  Повыше  на  склонах  раскинулись  обширные  пастбища,  где  можно  было  пасти  огромные  стада.  В  долину  вела  тропа  и  если  ее  загородить , то  и  скот  не  мог  уйти , и  гости  должны  были  бы  повозиться. Причем  тропа  была  открыта  со  всех  сторон  и  при  желании  один  стрелок  мог  сдерживать  большое  число  нападавших.  Наши  беглецы  посчитали  это  место  удачным.  И  стали  устраиваться . В  одном  из  охотничьих  домов  нашелся  инструмент.  И  Джавдет  начал  рубить  лес  и  обтесывать  его. И  вдруг,  когда  лес  был  уже  заготовлен,  Зулейха  обратила  внимание,  что  собака  напряглась         
и  смотрит  вниз  по  долине.  Они  похватали  ружья  и  бросились  на  тропу. Впереди  они  увидели  четырех  всадников . -Это  охранники  богача.  Я  их  узнал – сказал  Джавдет.  - Они  не  должны  уйти  и  лошадей  нужно  оставить.  Ты  отойди  подальше,  а  я  поднимусь  наверх.  Пропустим  их , потом  будем  стрелять.  Главное , чтобы  лошади  не  запаниковали  и  не  понесли.  А  то  еще  попадают  вниз.  Жалко  будет . Так  и  сделали.  Когда  охранники  проехали  мимо  Джавдета,  то  даже  не  поняли,  кто  и  откуда  стрелял.  Лошади  конечно  дернулись,  но  быстро  успокоились – они –то  учуяли , что  это  люди  сидят,  не  хищники.  Теперь  у  наших  беглецов  появились  лошади,  которых  благополучно  отогнали  уже  к  себе .
       -Я  пойду  пройдусь  по  тропе  -посмотрю  нет  ли  еще  кого  - отправился  Джавдет.  Вскоре  он  вернулся  - нет  следов  больше  нет. Но  на  обратном  пути  я  встретил  одного  старика . Тот  сидел  на  камне  и  спросил , кто  мы  и  зачем  пришли  сюда . Кто  были  эти  люди,  которых  мы  постреляли.  Я  все  рассказал  и  спросил – А  это  земля  ваша  ?
       -А  тут  вся  земля  моя .
       - Нам  уйти ?
      - Нет . Живите . Но  чтобы  другим,  кто  здесь  живет,  ни  беспокойства , ни  беды  не  было  - прогоню.
      Я  раньше  слышал , что  здесь  живет  колдун,  но  не  верил . Наверное , это  был  он . 
      Через  пару  дней  к  ним  пришел  братишка  Джавдета  из  аула Сарвар  - Еле  вас  нашел.  Горцы  посоветовали  зайти  в  эту  долину . А  дело  вот  в  чем.  Сюда  отправились  четверо  охранников  и  не  вернулись.  Я  вижу  их  лошади  здесь.  Значит  все  в  порядке.  Но  потом  двух  парней  бросили  в  яму  -они  били  Курбана . Что  будем  делать ?
    - Сделаем  так . Мы  сегодня  приедем  ночью  в  аул.  Нужно  будет  несколько  человек .Подбери  троих.  Хватит.  Запасите  масла , нужно  будет  поджечь  сено  за  двором  Курбана.  Когда  зажгете – исчезните . Я  в  это  время  постараюсь  вытащить  ребят  из  ямы . Но  вы  дождитесь  нас , потом  начинайте . А  сейчас  давай , пообедай  с  нами. 
     После  обеда они  втроем  выехали.  На  выезде  из  гор  Джавдет  с  Зулфией  остановились  дожидаться  ночи , а  их  товарищь  поехал  готовиться.  Примерно  в  полночь  друзья  встретились  и  начали.  Когда  загорелось  сено,  началась  суматоха , беготня,  стали  тушить  пожар.  Все  люди , кто  мог , прибежали , в  том  числе  охранники.  Заставили  тушить  даже  того , кто  охранял  яму.  Джавдет  подполз  к  яме , откинул  крышку  и  сбросил  веревку,  заранее  перевязанную  узлами.  Пленники  быстро  вылезли, веревку  смотали  и  крышку  опять  закрыли.  Все  трое  уползли  в  ночь  за  ограду - там  ждала  Зульфия  с    лошадьми . Вскоре  они  были  уже  в  горах.   
     С  одной  стороны лишние  руки это   хорошо  -стройка  пошла  быстрее . С  другой - продовольствия  запасать  надо  было  больше.  Конечно  семьи  помогут,  но  ведь  они  сами  не  богаты.  Ладно,  видно  будет . Пока  надо  было  спешить  со  стройкой.  Дом  строили  по  местному  обычаю – две  комнаты  и  открытая  веранда  между  ними.  Поскольку  лес  был  заготовлен , то  сложили  быстро . Ребята  были  все  рукастые , как  все  сельские  жители . Осталась  крыша.  Нужно  было  располовинивать  бревна,  а  потом  покрыть  все  корой  и  мхом.  Работа  двигалась  и  тут  опять  приехал  Сарвар  с  вестью,  что  отцов  Джавдета  и  Зулейхи  бросили  в  яму  за  долги.  Сначала  им  сказали,  что  землю  им  в  аренду  не  дадут,  а  потом  без  разговоров  бросили  в  яму .
     -Ну  значит  ожидать  больше  нечего – размышлял  Джавдет . Ты  сейчас  езжай  домой  и  скажи,  чтобы  обе  семьи  ехали  сюда,  надолго , может  быть,  навсегда.  Отцов  мы  освобождать  будем.  Будет  пролита  кровь.  Надо , чтобы  вас  там  не  было.  Пока  вы  не  переедете , мы  начинать  не  будем.  Так  и  скажи  всем , чтобы  не  артачились  и  не  размышляли.  А  сам  понаблюдай  за  Курбаном,  как  он  проводит  день. 
      - Я  и  так  знаю . Встает  поздно,  потом  ходит  по  приятелям,   таким  же  бездельникам , как  и  он.  А  вот  вечером…  В  ауле  есть  одна  вдовушка  богатая  - после  мужа  много  чего  осталось.  Вот  к  ней  он  ходит  почти  каждый  день. 
       - Ладно . Вывози  семьи  и  все  продовольственные  запасы,  особенно  муку  и  масло.  А  своим  товарищам- похоже , зимой  нас  будет  много  - давайте  веранду  тоже  закроем .
       Работы  продолжились  и  через  пару  дней  семьи  стали  приезжать . Телеги  оставляли  перед  въездом  в  долину,  а  вещи  грузили  на  лошадей  и  перевозили  в  дом  ,который  в  основном  был  готов.  Конечно  было  тесно , но  другого  варианта  не  было.  Зимовать  придется  так . Обе  семьи  перевезли  и  скотину - коровы , бараны , козы.  Надо  было  их  где-то  размещать.  Но  сейчас  главное  было  вытащить  стариков.  Джавдет  поговорил  с  товарищами  и  решили  выкрасть  Курбана  и  обменять  его  на  отцов.  Выехали  с  таким  расчетом,  чтобы  быть  в  ауле  ночью.  Сарвар  поехал  раньше , чтобы  следить  за  Курбаном . Он  видел,  как  тот  пришел  к  вдовушке  и  остался  у  нее.   Сарвар  устроился  в  кустах , чтобы  видеть  выход . К  полуночи  прибыли  брат  с  товарищами  и  расположились  рядом.  Стали  ждать,  пока  Курбан  выйдет . Ждали  долго,  несколько  часов . Наконец  отворилась  дверь  и  он  вышел .  Потом  открылась  калитка  и  сластолюбец   появился . Он  шел,  пошатываясь , к  дому  -Пьяный  чтоли  - подумал  Джавдет  - ну  тем  лучше . Ребята  тихо  подошли  к  нему ,   набросили  мешок  на  голову,  повалили  на  землю,  связали  руки  и  забросили  на  лошадь.  Ночью  их  никто  не  видел  и  они  благополучно  уехали . Только  Сарвар  остался  в  ауле  у  друзей.  Он  прикрепил  на  воротах  байбачи  записку  - обмен  сына  на  стариков . Ждать  пришлось  не  долго . В  тот  же  день  старики  вышли  на  свободу.  Измученные  и  усталые  они  шли  по  улице,  пока  их  не  перехватил  Сарвар  и , посадив  на  телегу,  не  увез  из  аула .
     - Почему  мы  уезжаем  из  аула .
     - Мы  уже  все  переехали  в  горы к  Джавдету  и  Зульфие.  Теперь  там  будем  жить .
       К  вечеру  они  уже  входили  в  дом,  где  им  предстояло  зимовать.  Курбану  опять  надели  на  голову  мешок,  вывезли  из  гор  и  отпустили , сказав  -Не  успокоитесь – сожгем  ваш  дом  вместе  с  вами.  Курбан  ничего  не  сказал  и  поплелся  домой,  придумывая  всякие  кары,  которым  он  подвергнет  своих  обидчиков.  Только  злость  поддерживала  его  силы.  Дома  отец  сказал , что  ради  его  спасения  он  выпустил  стариков,  и  спросил – Может  хватит  воевать?  За  что  мы  воюем ? Ты  хочешь  наказать  своих  обидчиков – так  они  сильнее  тебя , да  и  умнее.
     Но  Курбан  разбушевался,  что  он  все  равно  накажет  их.  Он  сотрет  с  лица  земли  и  Джавдета  и  Зульфию .
     Ты  только  потеряешь  свою  голову.  Хотя , может , ты  ее  уже  и  так  потерял.  Но  с  этого  дня  меня  ты  о  помощи  не  проси.  А  сам  понимал , что  помогать  будет  -  сын  же.  На  следующий  же  день  Курбан  в  злобе  сжег  дома  и  Джавдета  и  Зульфии.  Когда  его  отец  узнал , что  натворил  его  сын,  он  тутже  собрал  свою  семью  и  уехал  в  город , понимая,  что  его  ждет  в  ауле.  И  во  время . Весть  об  этом  дошла  в  горы  в  тот  же  день.  А  через  день  сгорел  дом  Курбана.  Но  его  там  не  было  -он  не  поехал  с  отцом  в  город , а  жил  у  дружка.  Но  дружок  потерпел  его  несколько  дней , потом  ему  надоела  постоянная  злость  Курбана  и  он  выпроводил  его  из  дома.  Тому  ничего  не  осталось  делать,  как  вернуться  в  город . Из  города  воевать  было  сложнее  и  он  придумал  натравить  на  обидчиков  полицию . Он  написал  большую  жалобу  по  поводу  сожженого  дома.  Начальник  полиции  был  знаком  с  его  отцом  и,  желая  услужить  ему , поехал  с  людьми  в  тот  аул . Там  он  узнал , что  сначала  Курбан  сжег  два  дома  крестьян , а  те  в  ответ  сожгли  дом  богача.  Но  прав  был  Курбан  потому , что  два  дома  бедняков  не  равны  одному  дому  уважаемого  человека.  Но  как  достать  виновных  - в  горы  ехать - только  нарваться  на  пулю . Ищи  потом  кто  стрелял.  Да  и  кто  искать  -то  будет,  когда  его  уже  не  будет.  И  он  благоразумно  уехал  обратно.  Лучше  их  ловить  в  городе.  Но  кого  ловить.  Кто  их  разберет , кто  живет  в  ауле , кто  в  горах.  Да  и  пожалуй  два  дома  это  все-таки  больше , чем  один . Но  все-таки  чернь  не  должна  жечь  дома  богачей . Так , ничего  не  решив , начальник  полиции  решил  поговорить  с  отцом Курбана  и  рассказать,  о  чем  просил  его  сын.   
      - В  следующий  раз  вы  просто  гоните  его  подальше.  Он  хотел  получить  невесту , которую  уже  обещали  другому . Не  получилось  и  теперь  его душит  злоба.  Пустое  все  это,  только  делу  мешает.
     - Ну  а  как  же  с  вашим  домом?  Вам  нужен  дом  в  ауле .–
      - Дом  мне  особенно  не  нужен.  Но  у  меня  в  горах  пасется  скот  и  на  зиму  его  пригоняют  туда . Но  я  решу  этот  вопрос .
     - Ну  хорошо , если  могу  быть  полезен – обращайтесь, - и  начальник  полиции  откланялся .
        Когда  Курбан  узнал  что  полиция  ничего  не  сделала,  то  решил  действовать  сам . Он  знал , что  крестьяне  осенью  продают  лишний  скот  и  решил  ловить  на  дороге  своих  обидчиков.  Он  останавливал  всех , кто  шел  на  базар , и  осматривал  их.  Но  эта  весть  моментально  дошла  и  до  Джавдета . Жители  аула  понимали , кого  ищут.  Джавдет  задумался – это  серьезно.  Их  отрезали  от  города.  А  нужно  продавать  скот  и  покупать  масло,  муку,  рис,  инструмент,  охотничьи  припасы .  Конечно,  можно  будет  попросить  друзей,  чтобы  они  помогли . Но  как  долго  можно  просить - у  них  свои  дела,  особенно  осенью.  Надо  самим  решать.  Раз  нам  отрезана  дорога в  город  - заберем  скот  богача.   Джавдет  посоветовался  с  друзьями , как  это  сделать.
      - Поступим  самым  простым  способом  - поговорим  с  пастухами.  Пусть  они  забирают  свою  плату  и  уходят.  Если  нет,  то  убиваем.  Я  думаю,  они  решат  правильно. 
       Так  и  поступили.  Сели  на  лошадей  и  подъехали  к  стаду.  Собаки , конечно,  разгавкались,  но  лошади  их  не  боятся,  люди  тем  более.  Джавдет  разговаривал  с  ними  спокойно  и  убедительно.  Сначала  выяснил  откуда  они , выяснил,  что  из  дальнего  аула.  Это  облегчило  дело.  Потом  спросил,  как  договаривались  за  работу . Оказалось  оплата  баранами . Тогда  Джавдет  предложил  им  или – или.  Те  конечно  выбрали  первый  вариант , отогнали  положенный  им  скот ,   свистнули  собак  и  ушли . А  ребята  отогнали  скот  к  себе  в  долину.  Но  теперь  появилась  срочная  работа – строить  кошару  и  заготавливать  сено . На  следующий  день  опять  стали  валить  лес , ошкуривать  его . Для  ускорения  работы  решили  кошару  пристроить  к  дому  -по  крайней  мере  одна  стена  готова.  Кто-то  строил,  кто-то  заготавливал  сено.  Трава  стояла  по  пояс  и  никем  не  потравлена.  Люди  работали , сколько  выдерживали , -  все  понимали,  что  это  вопрос  выживания.  Но  Джавдет  понимал , что  весь  скот, а  это  более  тысячи  голов, они  не  прокормят.  Необходимо  баранов  продать.  А  для  этого  надо  ехать  в  город.  И  он  поехал . В  город  он  въехал  с  другой  стороны  и  еще  в  пригороде  нашел  дом  с  большим  двором.  С  хозяином  договорился,  что  передержит  у  него  скот  на  продажу,  потом  рассчитается  деньгами  или  баранами.  Условия  были  хорошие  и  тот  согласился . Надо  было  доставлять  скот.  Возить  его  на  телегах  по  тридцать – сорок  голов  окольными  путями  не  навозишься.  Стали  думать, что  делать.  И  тут  Сарвар  предложил – Помните  как  тогда  -мешок  на  голову  и  убрать  Курбана.  Остальные  сами  разбегутся.  Это  самый  простой  способ.  А  когда  прогоним  скот  и  продадим – отпустим.
      На  этом  и  порешили.  Отбили  баранов  и  погнали  с  таким  расчетом,  чтобы  до  вечера  выйти  из  гор . В  город  шли  уже  ночью.  Пять  человек  на  лошадях  вышли  вперед  и  подошли  к  тому  месту,  где  Курбан  производил  досмотр . Но  там  было  всего  два  человека  -сам  Курбан  и  помошник . Остальные  до  утра  ушли  по  домам – ночью  люди  по  дорогам  не  ходят.  Курбан  спал  внутри  дома  и  даже  не  понял,  когда  ему  накинули  мешок  на  голову  и  связали. Помощник  стоял  на  охране , но  тоже  спал.  Когда  он  от  шума  проснулся  и  увидел  людей  в  доме , то  моментально  исчез.  Курбана  взвалили  на  лошадь  и  отвезли  в  горы , где  просто  привязали  к  дереву. 
        Скот  пригнали  во  двор,  где  он  должен  был  простоять  до  продажи.  А  утром  Джавдет  пошел  договариваться  о  продаже.  Он  обходил  харчевни  и  мясные  лавки , где  предлагал  скот  по  цене  ниже , чем  на  базаре.  И  харчевни  и  мясные  лавки  брали  по  многу – по  сорок-пятьдесят  голов  сразу. Но  весь  скот  быстро  распродать  не  удалось . Тогда  одни  встали  на  скотном  базаре  торговать,  а  другие  погнали  баранов  по  улице  и  стучали  в  калитки  -предлагали  по  невысокой  цене  скот.  Пользуясь  этим люди  покупали  с  удовольствием . Но  все  равно  прошел  месяц,  пока  все  продали . Но  торговали  отцы , а  молодеж  уехала – дома  работы  было  много  - надо  было  достраивать  загон  для  скота , заготавливать  сено  и  дрова.  От  всего  стада  остались  только  матки  и  молодняк,который  не  имело  смысла  продавать.  Легче  всего  было  с  дровами  - река,  что  впадала  в  озеро,  выбрасывала  на  берега  много  деревьев . Только  пили  и  таскай.  Но  все  равно  время.  Уже  наступила  осень , пошли  дожди , сено  заготавливать  стало  сложнее , но  люди  использовали  каждый  погожий  день.  Тем  временем  почти  достроили  кошару.  Благо  овцы  не  боятся  холода , но  от  сырости  и  дождя  их  надо  было  укрывать.  В  кошаре  надо  было  выделить  и  закрытое  помещение  - родильное  отделение.  Ягнята  рождаются  мокрыми – могут  замерзнуть . Овцы  рожают  круглый  год . До  морозов  и  это  успели  сделать.  Были  еще  козы – им  нужно  теплое  помещение , но  понадеялись,  что  среди  овец  они  перезимуют.  Да  и  строить  уже  возможности  не  было .
      Наконец,  вернулись  отцы  и  привезли  продуктов  на  всю  зиму.  Стали  думать,  что  делать  с  Курбаном.  Кто-то  предлагал  убить  его – так  он  всем  надоел  своей  войной  и  бедами.  Но  Джавдет думал  по  другому  -Если  мы  убьеи  Курбана , то  воевать  придется  с  его  отцом.  А  он  и  сильнее  и  умнее . Лучше  воевать  с  дураком  Курбаном . Все  согласились – Ладно.  Давайте  вывезем  и  отпустим .
      Но  тут  надвигались  другие  события  Осенью  пастухи  пригоняли  овец  с  пастбища,  а  тут  что-то  задерживались . Отец  Курбана  договорился  в  ауле,  что  стадо  примут  на  месте  бывшего  дома  - помещение  для  скота  осталось  целым  и  запас  сена  тоже  сохранился.  Но  овец  все  не  было  и  не  было.  Тогда  он  решил  найти  пастухов,  но  оказалось,  что  их  привел  охранник , который  погиб  в  горах.  Тогда  он  стал  размышлять,  кто  мог  украсть  скот.  Горцы?  Но  они  до  сих  пор  не  воровали  овец.  Да  они  знают , чей  это  скот,  и  он  им  дороже  станет.  На  всякий  случай  он  послал  в  горный  аул  человека,  тот  вернулся  и  сказал , что  горцы  не  знают , куда  делся  скот. 
      Неужели  Джавдет ? Но  стадо  паслось  далеко  от  того  места,  где , по  словам , он  поселился.  Его  пришлось  бы  гнать  через  два  перевала,  кто-нибудь  да  увидел  бы . Горцы  наверняка  знают,  кто  угнал  скот,  но  не  скажут  и  воевать  с  ними  бесполезно .
      Тогда  он  вызвал  Курбана  и  подробно  распросил  его , что  он  делал  последнее  время.  И  когда  узнал , что  его  сын  перекрыл  дорогу  в  город  Джавдету , то  все  понял. – А  ты  подумал , как  они  будут  жить  без  города.  Вот  они  и  обеспечили  себя  на  зиму  за  наш  счет . Что  теперь  делать  - в  горах  уже  выпал  снег.  Туда  уже  не  пойдешь.  Придется  отложить  до  весны.  Ты  хоть  представляешь,  во  что  это  встанет . Овец  я  найду  или  нет,  а  полиция  меня  обдерет  как  следует .
     - Ну  не  могут  же  они  всех  баранов  съесть .
     -А  ты  думаешь,  они  не  догадались  большую  часть  продать. 
     -Когда  они  могли  продать , дорога-то  была  закрыта .
     - Вот  когда  ты  там  сидел  они  и  продавали. Ладно.  До  весны  время  есть,  подумаю . И  деньги  выбрасывать  не  хочется,  но  и  показать  надо,  у  кого  воруют.  Слишком  большие  у  меня  из-за  тебя  расходы .
      Зима  в  горах  долгая ,  и  ей  пришел  конец , но  и  сено  кончилось.  Снег  почти  весь  сошел  и  решили  овец  просто  выпустить  на  волю.  Они  разбрелись  по  склонам  и  стали  объедать  кусты,  кору  на  деревьях.  Козы  среди  овец  благополучно  перезимовали.  Всю  зиму  рождались  ягнята,  а  к  концу  зимы  пошли  и  козлята. Вот  за  ними  надо  было  следить.  У  них , в  отличие  от  овец , роды  иногда  бывают  сложные .
     Весной,  когда  подсохли  тропы , к  поселенцам  пришел  горец    с  сообщением,  что  к  ним  идут  гости.  Причем  идут  по  двум  дорогам  - напрямую  по  той  тропе, где  я  прошел , и  в  обход . Тут  есть  еще  одна  дорога  - пойдем  покажу.  Двоих  оставили  сторожить  старую  тропу,  а  остальные  пошли  за  горцем.  По  дороге  Джавдет  спросил – Ты  сам  видел , что  гости  разделились. 
     - Я  их  вообще  не  видел.  Это  хозяин  послал  меня .
     - Какой  хозяин ?
       -А  ты  его  не  видел ?
       - Видел .
        Наконец  горец  вывел  их  на  тропу, которая  вела  из  соседней  долины . Поселенцы  расположились  так , чтобы  удобнее  было  встречать  гостей.  Но  они  появились  только  на  следующий  день.  Это  были  полицейские , пешие - на  лошадях  там  уже  не  пройдешь.  Поселенцы  уже  собрались  стрелять,  ждали,  когда  их  больше  выйдет  из-за  поворота.  Как  вдруг  тропа  перед  ними  поползла    и  с  шумом  полетела  вниз.  Среди  них  началась  суматоха  и  они  побежали  назад .
       -Тут  другой  тропы  нет? – спросил  Джавдет. 
       - Нет. 
       -Ну  тогда  и  мы  пойдем  обратно .
       Дома  те , что  оставались  сторожить  старую  тропу,  рассказали  им  то  же  самое – перед  полицейскими  обвалилась  тропа.  Джавдет  понял,  что  хозяин  предотвратил  и  нападение  и  кровопролитие.  Ну  и  поселенцам  лучше .
      - А  как  же  ты  вернешся  домой ?- спросил  он  у  горца. 
     - Тут  есть  дорога,  но  только  горцы  могут  там  пройти.  А  вам  придется  новую  тропу  топтать.  Возьмите  повыше.  Там  найдете  удобное  место . Я  сейчас  там  пройду,  а  вы  потом  по  моим  следам .
     - Сарвар  пройди  за  ним,  потом  покажешь  нам. 
     Когда  полицейские  вернулись  к  отцу  Курбана  и  рассказали,  что  произошло,  тот  задумался  - все  серьезнее , чем  это  представлялось  раньше.  Лучше  отступиться , тем  более  что  и  полиции  платить  не  надо – ничего  не  сделали. 
       А  у  поселенцев  новые  дела  и  прежде  всего  стройка  -родителям  два  дома,  Джавдету.  Загон  для  скота  требует  расширения . При  каждом  доме  для  своей  скотины  нужен  сарай. А  сено  и  дрова  нужно  заготавливать  весь  год .
     Решили  один  очень  важный  вопрос . Кому  и  в  каких  количествах  должно  принадлежать  стадо.  Разные  были  мнения,  но  в  конце  концов  пришли  к  одному  решению – пока  происходит  обживание,  стройка  и  защита  своих  жизней  и  имущества  стадо  будет  общим . Но  деньги  от  продажи  будут  делиться  на  каждого  проживающего  поровну.  Позже,  когда  можно  будет  выделить  каждую  семью , тогда  и  стадо  разделим  на  тех  же  условиях.  Решение  было  важным , поскольку  снимало  многие  вопросы  и  открывало  перспективы  всем , особенно  молодым .
      Постепенно  к  осени  построили  дома  старикам  и  Джавдету , а  его  приятелей  поселили  в  самом  первом  доме.  Они  были  самые  неустроенные  и  Джавдет  спросил , почему  они  не  перевозят  сюда  свои  семьи .
    - Мы  им  предлагал  - они  не  хотят,  говорят,  тут  наши  соседи,  родня  и  мы  привыкли  здесь  жить .
    - Ну  так  сами  женитесь.  Ведь  если  у  человека  нет  семьи,  ему  даже  богатеть  нет  смысла .
      - Так  на  ком  жениться?  Здесь  ведь  никого  нет. 
      - А  родители  не  помогут ?
      - Как  они  помогут,  если  мы  здесь  все  время. 
      - А  вообще,  кто-нибудь  на  примете  есть ?
      - Да,  давно.  Как  обычно .
      - Ну  так  езжайте . Месяца  вам  хватит?  Калым  мы  будем  платить  баранами.  Договаривайтесь  и  приезжайте  -забирайте.  Только  не  оставайтесь   там . Ваша  доля  всегда  за  вами.  Но  там  вы  ее  так  или  иначе  растратите , а  здесь  каждый  из  нас  через  пару  лет  станет  богатым.  Тут  вся  земля  наша . И  тут  мы  сильны  и  свободны.  Нам  никто  не  скажет , что  мы  что-то  кому-то  должны . Но  мы  должны  быть  вместе. 
      Через  месяц  они  вернулись  и  уже  здесь  еще  раз  сыграли  свадьбу.  Пока  они  продолжали  жить  в  одном  доме . Но  на  следующий  год  запланировали  строить  еще  один  дом . К  осени  стадо  выросло  до  полутора  тысяч  и  началась  продажа.  Когда  продали  всех  баранов  оказалось , что  все  уже  и  так  богаты . Во  всяком  случае , раньше  никто  даже  не  мечтал  о  таких  деньгах.  А  матки  продолжают  рожать  и  следующий  год  обещает  дать  больший  доход . Поэтому  стали  обсуждать  уже  назревший  вопрос  -Стадо  переросло  возможности  поселенцев . Они  уже  не  могли  стричь  овец  два  раза  в  год  и  заготавливать  столько  сена  на  зиму . И  что  делать  с  шерстью,  которой  набралось  очень  много,  и  до  которой  руки  не  доходили.  Варианта  было  два- принять  на  поселение  две-три  семьи  или  нанять  работников  на  летний  период.  Обсуждали  долго.  Принять  семьи – значит  надо  строить  дома,  выделить  участок  под  огороды  и  помочь  со  скотиной.  Но  стричь  овец  надо  весной  и  осенью,  а  для  огородников  это  самое  жаркое  время  - сажать  и  убирать  урожай . Да  и  сенокос  приходится  на  осень . Поэтому  решили  нанимать  работников.  Да  это  и  быстро, прямо  с  весны  и  можно  приглашать.  А  договариваться  с  ними  надо  сейчас.  И  с  шерстью  то  же  самое – мы  сами  не  осилим . Надо  искать  в  ауле  семьи , кто  этим  занимается  и  отдавать  им.  Расплачиваться  будем  баранами.  Пусть  делают  кошмы.  Они  в  городе  хорошо  уходят  -полы  у  всех  глинянные .
     - И  еще.  Давайте  отдадим  шкуры,  которые  у  нас  скопились,  на  выделку  - предложил  Джавдет - зимой  нашьем  всем  меховые  сапоги . Не  будем  больше  обматывать  ноги  тряпками .  Это  всем  понравилось .
     - Кто  поедет  договариваться ? 
     - Молодым  ехать  не  имеет  смысла – с  ними  договариваться  не  будут  -сказал  Джавдет – надо  ехать  старшим .
     -Ну  тогда  старшие  и  поедут  - переглянулись  отцы .
     - А  мы  поедем  следом . Погрузим  шкуры,  шерсть и  за  вами.
- Но  это  еще  не  все. Никто  из  нас  не  умеет  шить  сапоги.  Мы  их  даже  никогда  не  имели.  Надо  послать  в  город  Сарвара – он  самый  младший – учиться  шить  сапоги.  Но  не  так , чтобы  на  год  в  ученики . Лучше  заплатим  больше , но  чтоб  он  вернулся  через  месяц  с  инструментом  и  приспособлениями.  Я  думаю,  что  эта  учеба  окупится  не  один  раз .
      - Вот  что  делают  деньги – сказал  отец  Джавдета  -не  успели  появиться , как  сразу  захотели  приумножаться . Но  это  правильно . Если  они  будут  лежать , то  какой  в  этом  смысл.  Давай  разделимся  - обратился  он  к  отцу  Зульфии.  Ты  поезжай  в  аул,  а  я  повезу  сына  в  город. 
     Дома  он  спросил  у  Джавдета  - Ты  давно  думал  об  этом ?
    - Давно.  Как  только  захватили  стадо.  Овцы  плодятся  независимо  ни  от  чего . Земля  у  нас  своя.  Значит  рано  или  поздно  деньги  придут.  И  что  с  ними  делать?  Мы  к  излишкам  не  привыкли  -на  себя  много  не  потратим . А  сапоги  в  городе  стоят  дорого.  Их  носят  только  купцы  и  чиновники.  Почему  бы  не  пустить  деньги  на  это.  Я  в  городе  разговаривал  с  одним  купцом , так  он  сказал,  что  такие  сапоги  можно  будет  и  на  север  отправлять  с  караванами – он  возьмет.  Только  сначала  нужно  научиться  самим  их  шить. 
     - Это  все ?
     - Нет.  Он  еще  сказал , что  там  на  севере  холодно,  Там  зима  полгода . Все  и  мужчины  и  женщины  там  ходят  в  шубах  или  в  полушубах  из  бараньих  шкур.  Он  сказал , что  если  мы  их  будем  делать,  то  и  их  тоже  возьмет . Только  нужно  много.  Кого  бы  послать  на  это  дело  ?
    - Ты  думаешь  о  братишке – Усмане? 
    - Нет,  его  надо  отдавать  в  школу . Кто-то  в  семье  должен  быть  грамотный .
    - Как  его  пошлешь  в  город  одного , он  не  сможет  там  жить  один  .
    - Может  вы  с  матерью  переедете  в  город . Грамотный  сын  стоит  того . Купим  дом – денег  хватит.  И  нам  будет  где  остановиться .
    - А  что  я  буду  делать ? Я  же  не  могу  ничего  не  делать. 
    -Может  открыть  тебе  мясную  лавку ? - Джавдет  понял,  что  отец  уже  согласился  на  переезд . -Ты  сейчас  поедешь  с  Сарваром , вот  и  присмотри большой дом  с  двором , чтоб  скот  можно  было  загнать .
    - Ну  что  же . Вы  все  неученые . Так  пусть  хоть  самый  младший  будет  ученый .
    - Тогда  я  поговорю  с  товарищами  - может , из  них  кто  согласится  поехать  учиться  шить  шубы .
     Джавдет  объяснил  им  что  нужно  и  добавил  -Либо  кто-то  из  вас  поедет  учиться,  либо  я.  Но  скорее  всего  тот , кто  поедет,  может  и  остаться  там  жить.  Один  из  них - Уткур -   отказался  сразу – я  не  хочу  жить  в  городе.  Я  хочу , чтобы  были  горы,  небо , река – свобода.  Второй – Ибрагим  согласился. 
      - Пока  поживешь  у  отца , а  через  год , наверное , купим  на  базаре  лавку  с  мастерской. 
        Все  разъехались . Джамбулат  погрузил  на  телегу  шкуры  и  мешки  с  шерстью  и  тоже  поехал  в  аул . Пока  в  ауле  обо  всем  договорились  и  вернулись , пошел  первый  снег.  В  долине  осталось  мало  людей . На  следующий  день  снег  усилился  и  все  вокруг  замело.  Когда  Джавдет  утром  вышел , то  увидел , что  горы  все  в  снегу . Снег  лежал  на  елях  на  соснах. Только  озеро  еще  темнело . -Красота  какая!  Оказывается , горы  без  людей  еще  красивее  -подумал  он. - Может  и  прав  Уткур –зачем  уезжать  из  такой  красоты.  Из-за  денег.  Но  деньги  могут  дать человеку   изобилие,  роскошь , но  не  красоту , покой  и  гармонию  с  природой  и  самим  собой .  Зачем  же  люди  гонятся  за  богатством . Наверное  это  примитив  души.  Человеку  достаточно  не  богатства,  а  избавления  от  бедности . В  бедности  другие  мысли,  чувства , там  жадность , зависть,  згоизм.  Не  до  красот . А  в  богатстве  человек  становится  рабом  денег,  боится  потерять  их.  У  денег  своя  власть  и  сила  и  им  снег  на  соснах  ни  к  чему. 
       Потребность  в  деятельности – это  что-то  объясняет .
     -Пора  кормить  и  поить  животных - прервал  он  свои  мысли  и  направился  в  загон .
     С  наступлением  весны  прибыли  наемные  рабочие  и  началась  стрижка  овец . Джавдет,  погрузив  баранов  на  телегу , поехал  в  аул  за  шкурами  и  кошмами . Вернулся  Ибрагим  и  Сарвар.  Начался  период  огородов.  Перепахать  их , перекопать  - это  мужская  работа . Никуда  от  нее  не  денешься.  Сажать,  поливать,  окучивать – это  уже  женщины.  Прошла  пора  огородов,  началась  пора  сенокоса.  Благо  рабочие  кончили  стрижку.  Потом  заготовка  дров . Но  женщины  начали  под  руководством  Ибрагима  шить  шубы.  Сначала  не  все  получалось,  но  приспособились . Между  делом  отвезли  новую  партию  шкур  и  шерсти . В  этот  раз  большую . Сарвар  начал  шить  сапоги  меховые  и  обычные , из  кожи.  Получились  неплохо,  как  у  мастеров.  Баранов  живьем  перестали  продавать – только  через  лавку  -  и  цены  выше , и  шкура  остается.  За  зимнюю  торговлю  у  отца  скопились  деньги  и  решили , не  дожидаясь  осени,  купить  лавку  с  мастерской  на  базаре . Сарвар  и  Ибрагим  уехали  туда.  Они  отремонтировали  лавку , мастерскую , подготовили  рабочие  места  для  швей  и  сапожников  и  начали  работать.  Дела  там  пошли  хорошо  потому,  что  рабочие  не  отвлекались  на  домашние  дела  и  неплохо  зарабатывали.  На  складе  постепенно  накапливался  товар . Купец , который  обещался  забрать  товар,  подтвердил  свое  согласие.  Весной  пойдет  караван,  вот  к  этому  времени  и  нужен  будет  товар .
      Тем  временем  подошла  осень  и  стали  считать  денежки , с  учетом  все  расходов,  которые  произвели  за  год , денег  каждому  выдали  на  руки , как  и  ожидалось,  гораздо  больше, чем  в  предыдущем  году.  И  перед  каждым  встал  вопрос , что  с  ними  делать.  Но  ответов  ни  у  кого  не  было  .
Подошла  весна  и  караван  на  север  стал  собираться.  Но  купец  вдруг  сказал,  что  он  заплатит  только  половину  - остальную  по  возвращении . Это  всех  насторожило.  Всегда  неприятно  когда  условия  оплаты  меняются  в  последний  момент . Джавдет  пошел  в  караван  сарай  к  караван-баши  и  спросил,  может  ли  он  сам  поехать  с  караваном . Тот  ответил,  что  ему  все  равно,  и  сказал  условия.  Поэтому  когда  стали  обсуждать  условие  купца,  то  предложили  согласиться  на  половину,  но  в  обеспечение  оставшейся  части взять  его  лавку  с  имеющимся  товаром.  Тот  отказался . Тогда   Джавдет  предложил  поехать  самому  с  отцом  Зульфии , если  тот  сможет . Он  согласился  и  они  перевезли  товар  в  караван  сарай  для  упаковки  и  погрузки.  А  сами  на  лошадях  и  при  оружии , по  уговору , явились  в  день  выхода.   Караван  вышел  в  путь . Он  был  большой – до  тысячи  верблюдов,  и  ожидалось,  что  путешествие  будет  благополучным . Так  оно  и  вышло.  Охраны  и  вооруженных  купцов  было  столько,  что  никто  не  решался  напасть.  В  одном  только  месте  правитель  города,  надеясь  на  свою  многочисленную  охрану,  напал  все-таки  -жадность  подвела . Но  верблюдов  быстро  положили  и  стали  отстреливаться,  а  охранники  на  лошадях  с  двух  сторон  окружили  нападавших  и  те  повернули  назад . Охранники  преследовали  их  до  самого  города  и  остановились , тогда , когда  за  теми  закрылись  ворота.  Охранники  собрали  брошенных  лошадей  и  караван  продолжил  путь . Джавдету  тоже  досталась  одна.  Через  полтора  месяца  пути  местность  изменилась  -стало  прохладнее,  появились  леса.  Тут  были  другие  люди  и  видом , и  языком , и  одеждой.  Все  было  интересно . На  стоянках  к  ним  подъезжали  купцы,  спрашивали , что  за  товар,  какие  цены.  А  караванщики  спрашивали , что  те  могут  предложить.  В  городах  Джавдет  сам  ходил  по  лавкам  - смотрел  чем  торгуют.  В  конце  пути  пришли  в  землю,  где  люди  были  похожи  на  них  - та  же  одежда – халаты , мягкие  сапоги , смуглые  и  язык  похожий , понять  можно.  Там  они  распродали  все , что  везли , причем  втрое  дороже , чем  предлагал  купец  у  них  дома . А  ведь  эти  купцы  еще  будут  перепродавать  этот  товар . Особенно  понравились  меховые  сапоги.  В  одной  лавке  Джавдет  увидел  сапоги  из  шерсти.  Ему  сказали , что  здесь  зимой  все  такие  носят . Он  попросил  показать  ему , кто  их  делает.  Когда  ему  их  показали,  он  попросил  мастера  прямо  сейчас  показать  ему , как  их  делают,  и  предложил  такие  деньги , что  тот  все  бросил  и  стал  показывать.  Джавдет  выкупил  эти  сапоги  и  болванку  на  которой  их  делают.  Потом  он  ходил  по  лавкам  и  спрашивал , за  какую  цену  лавочники  возьмут  такие  сапоги  и  сколько  нужно . У  того  же  мастера  он  увидел  странный  станок  и  спросил, что  он  делает.  Это  оказался  станок  для  вычесывания  шерсти. 
     -А  кто  их  делает ?
     - Это  на  базаре  есть  лавка , там  их  делают  и  продают .
     И  он  даже  повел  и  показал  ему  эту  лавку.  Там  было  три  станка  готовых.  Джавдет  купил  их  и  мастер  предложил  ему  до  отхода  каравана  сделать  еще  два,  и  он  согласился  купить  и  их.  В  одной  лавке  он  увидел  деревянную  мебель.  У  них  дома  кроме  сундуков  ничего  деревянного  не  было . И  он  заказал   мебели , сколько  тот  успеет  изготовить  до  отхода  каравана.  Но  мебель  должна  быть  разобранная . Он  был  уверен,  что  она  уйдет  по  высокой  цене . И  как  остальные  купцы,  он  набрал  льняную  ткань  и  железо  в  кусках  и  изделиях . Особенно  он  присматривался  к  инструменту – пилы,  топоры, рубанки,  стамески,  клещи  и  другое .
      К  осени  караван  вернулся  домой . Когда  подсчитали , сколько  можно  будет  получить  за  привезенный  товар , то  получилось,  что  даже  при  немалых  караванных  расходах  прибыль  была  раз  в  семь- восемь  больше , чем  давал  купец .
     Мебель  частью  оставили  себе , кто  в  городе  живет,  остальное  по  очень  дорогой  цене  продали.  Но  сначала  показали  плотникам – смогут  ли  они  такое  же  сделать ?
     - Если  дадите  материал , сможем .
    Показали  им  и  инструмент  - у  тех  загорелись  глаза.  Это  не  продается , они  очень  дорогие , но  работать  им  сможете .Когда  привезем  лес , получите  все  вместе. 
   И  еще  им  показали  станки  по  вычесыванию  шерсти  -сможете?  Они  внимательно  осмотрели  - Сможем .
      - Делайте  сколько  сможете , расплачиваться  будем  баранами. 
      Льняную  ткань  и  железо  в  кусках  разложили  в  лавке  на  продажу . Все  были  возбуждены  доходом  за  одну  ходку  каравана,  но  Джавдет  рассказал  о  пути  - можно  заработать , но  можно  и  все  потерять.  Лучше  наладить  производство  и  постепенно  расти,  как  наше  стадо . Только  нужно  будет  улучшить  наши  товары . Шубы  шить  в  талию,  особенно  женские.  Такие  лучше  уходят.  Сапоги  нужно  шить  на  твердой  подошве.  И  еще,  я  привез  болванку  и  сапоги  из  шерсти.  Я  покажу  как  их  делают. Лучше  вместо  кошмы    их  делать . Шерсти  уходит  меньше , а  цена  выше.  В  общем , караванами  не  нужно  увлекаться.  Деньги  у  нас  есть  и  будет  еще  больше.  Вон  лучше  мебельную  мастерскую  открыть  .
      А  вечером  Джавдет  сказал  отцу  -  Мы  совсем  без  караванов  не  обойдемся . Сколько  мы  производим , распродать  в  городе  невозможно .
     - Что  же  делать ?
     - Хорошо  было  бы  посадить  там  своего  человека . Чтобы  мы  ему  привозили  товар,  а  он  там  потихоньку  продавал.  У  нас  товар  зимний  и  летом  идет  не  очень  хорошо . Мы  его  купцам  продаем  дешево . А  наш  человек  мог  бы  продавать  его  зимой  и  без  спешки.  А  товар  можно  было  бы  отправлять  с  караван-баши . И  с  этим  же  караваном  этот  человек  отправлял  бы  товар  сюда.  Вот  только  кого  там  посадить . У  тебя  нет  ли  подходящего  человека ?
       - Надо  подумать. 
       - Весной  он  должен  уйти. 
     Такой  человек  нашелся . Это  оказался  старый  товарищь  отца.  Ради  того , чтоб  выбраться  из  бедности,  он  согласился  со  всей  семьей  перебраться  куда  угодно.  У  него  было  два  сына  и  дочь.  А  пока  до  весны  отец  предложил  им  пожить  у  него  и  работать  в  мастерской . Рабочие  руки  были  нужны .
     К  весне  и  товар  был  готов  и  семья  переселенца . С  ними  пошел  и  Джавдет.  Известная  дорога  гораздо  короче.  Не  без  приключений,  но  караван  дошел  до  конечного  города,  разгрузился  и  Джавдет  с  главой  семейства  пошел  к  местному  князю,  как  его  научили , прихватив  подарки. Князь  вышел  к  нему  в  роскошном  белом  халате,  вышитым  на  отворотах.  Материал  был  непонятный ,   вроде  бы  шерсть, но  не  тканная.  Именно  о  такой  ткани  Джавдет  думал , но  не  знал,  как  ее  делать .   
       Они  получили  разрешение  на  поселение  и  на  торговлю / кто  не  любит  подарки/.  Во  все  время  разговора  Джавдет  думал,  как  спросить  у  князя  о  материале  халата , и  понял,  надо  просто  максимально  вежливо  спросить. 
      - Можно  я  задам  вопрос ?
      -Спрашивай. 
      -Я  простой  охотник  по  воле  Аллаха  ставший  купцом.  Если  мой  вопрос  покажется  неуместным,  не  гневайтесь . Что  это  за  материал,  из  которого  сделан  ваш  халат , и  откуда  он  прибыл. 
      -Я  не  знаю , что  это  за  материал.  Найди  на  базаре  купца  Ибрагима  - он  привез  его .
      - Благодарю  вас.  Позвольте  откланяться. 
       От  князя  они  пошли  искать  подходящий  дом.  Нашли  двухэтажный  дом  с  обширным  двором  и  в  хорошем  месте,  по  дороге  на  базар .  Перевезли  товар  в  этот  дом . На  первом  этаже  должна  быть  лавка , на  втором- жилье.   Джавдет  оставил  денег  на  благоустройство  и  отправился  закупать  товар  на  обратный  путь. Но  сначала  он  отыскал  Ибрагима и  начал  расспрашивать  его  об  этом  халате.  Тот  вынес  ему  такой  же  халат,  но  только  серого  цвета,  но  сразу  предупредил , что  он  не  продается.
        -А  тебе  зачем  это ?
        - У  меня  небольшое  производство  по  переработке  шерсти  и  я  давно  хочу  производить  такой  материал,  но  не  знаю , как  его  делают.  Я  даже  никогда  не  видел  его.  Джавдет  осматривал  и  щупал  материал .
        - Я  привожу  его  из  западных  стран,  но  делают  его  за  морем . Я  там  никогда  не  был . Но  слышал , что  там  есть  специальные  машины,  которые  это  делают.  А  ты  откуда? 
       -Если  идти  на  юг , то  надо  пройти  большую  степь,  потом  песчанную  пустыню  и  там  будет  моя  страна . Это  примерно  три  месяца  пути .
      - И  что  у  вас  есть?
      - Шерсть , кожа,  хлопковая  ткань , фрукты , золото,  камни .
      - А  почему  ты  это  не  привез ?
      - Я  вожу  свой  товар .
      Распрощавшись  он  пошел  за  своим  товаром.   Закупал,  как  обычно,  льняную  ткань,  железо  и  изделия  из  дерева,  в  основном  разборную  мебель.    Все  это  он  свозил  во  двор  купленного  дома . Там  он  показал  новоявленным  лавочникам  что  надо  закупать  и  посоветовал  из  привезенного  товара  продавать  не  спешить . Только  столько,  чтобы  хватило  на  жизнь.  Основная  торговля  пойдет  зимой . Закупайте  тоже  зимой,  когда  нет  караванов.  Из  проданного  товара  десятая  часть  ваша.  На  остальные  деньги  заготавливайте  товар  для  нас.  Чем  больше  тем  лучше. И  еще отправь  кого-нибудь  из  сыновей  в  школу , чтобы  он  мог читать- писать  и  по - местному , и  по- нашему. Если  своих  денег  не  хватит-  возьми  из  того,  что  наторгуешь.  Но  ты  должен  стать  богатым.   С  этим  он  отбыл .
         А  дома  дела  шли  своим  чередом. Наемные  рабочие,  как  и  предвиделось,  стали  проситься  перевезти  семьи  в  долину . И  там  стал  возникать  маленький  горный  аул.  Работы  было  много.  Шерсть  уже  чесали  на  станках.  Каждый  из  них  заменял  больше  десяти  человек  и  они  же  делали  сапоги  из  шерсти.  А  Сарвар  наладил  изготовление  шерстяных  сапог  на  кожанной  подошве.  Носок  и  задник  у  них  были  обшиты  кожей , что  значительно  увеличивало  носкость.  И  вообще  они  были  красивы.  По  форме  они  были  как  обычные  сапоги , но  сделаны  из  белой  шерсти.  Когда  их  изготовление  наладили,  то  прежние  перестали  делать.  Местные  горожане  предпочитали  покупать  их , а  не  меховые  сапоги .  Позже  стали  делать  такие  сапоги  и  из  серой , и  из  черной  шерсти  - белой  просто  не  хватало ю Да  и  кошму  не  хотелось  делать – она  и  здесь  дешевая  и  отправлять  ее  особой  выгоды  нет . 
       Но  вот  тот  халат  не  выходил  у  Джавдета  из  головы . Он  понимал , что  ее  делают  как  кошму , только  тонкой  и  плотной.  Он  обратился  к  мастеру , который  валял  шерсть  для  сапог  и  рассказал  ему  о  халате ,  как  он  выглядит  и  на  ощупь. Долго  разговаривали  и  наконец  мастер  сказал – Я  точно  ничего  сказать  не  могу,  но  одно  точно – это  должна  быть  тонкая  шерсть,  может  быть,  даже  пух.    Чесать  ее  нужно  гораздо  лучше . Для  этого  нужно  сделать  другую  машину.  И  он  прямо  на  земле  нарисовал  схему  машины. 
      - Пойдем  к  человеку  который  будет  делать  этот  станок .
Через  месяц  станок  был  готов.   За  это  время  приготовили  и  тонкую  шерсть , промыли  и  прочесали  ее . Запустили  ее  в  станок , где  она  дополнительно  прочесалась  несколько  раз  на  разных  барабанах  и  потом  наматывалась  на  большой  барабан.  Потом , когда  ее  сняли  с  барабана  и  пропустили  между  двух  валов , она  стала  тонкой  и  почти  прозрачной.  Но  прочность  уже  была.   Когда  ее  стали  растягивать  выяснилось,  что  вдоль  волокон  она  не  тянется , а  вот  поперек  растягивается  вплоть  до  дыр . Тогдв  решили  попробовать  отрезать  кусок  этой  ткани  и  положить  поперек.  Стало  лучше,  но  как  соединить  эти  два  куска.  Пробовали  пропустить  их  между  валами   - не  помогло , ни  на  мокрую,  ни  на  влажную.  Не  то  чтобы  куски  ткани  не  схватывались   друг  с  другом,  но  если  потянуть  - отходили.  Потом  попробовали  рыхлую  ткань  с  барабана  не  пропускать  через  валы,  а  сначала  соединить  два  полотна , а  потом  прессовать.  Получилось  значительно  лучше . Уже  можно  было  что-то  изготавливать.  А  если  что-то  еще  и  вышивать,  то  будет  еще  лучше  - Так  вот  почему  на  халате  были  вышивки  вдоль  отворотов  - вспомнил  Джавдет  - там  же  самое  слабое  место,  а  ведь  вышивка  шла  и  понизу,  я  тогда  не  обратил  внимание .  И  он ,  смеясь,  рассказал  о  вышивке  на  халате  у  князя . Но  давайте  еще  подумаем - Но  такие  станки  делай  еще и  ширина  должна  быть метр .
      Стояла  зима  и  Джавдет  жил  в  доме  у  отца . Зульфия  сидела  и  что-то  шила – она  ждала  ребенка. Джавдет  в  своих  думах  смртрел  как  жена  шьет  и  вдруг  подумал - А  если  шить , но  не  нитками,  а  самой  шерстью.  Чтобы  волокна  из  разных  слоев  проникали  друг  в  друга . Почему , когда  рахлые  полотна  накладываются  друг  на  друга , ткань  становится  лучше . Потому  что  ворсинки  уже  направлены  друг  против  друга . Но  этого  не  достаточно . Надо  дополнительно  перемешивать  волокна.  Но  как?  Постепенно  к  нему  стало  приходить  решение , медленно  и  тяжело . Временами  он  вдруг  начинал  думать  о  чем-то  постороннем.  Его  голова  не  была  приспособлена  для  такой  работы. - Вот  когда  жена  шьет,  иголка  только  раздвигает  нити.  Она  же  не  захватывает  их  с  собой.  Ну  да , она  же  гладкая.  А  если  будет  шершавая.  Конечно  будет захватывать. Вон  бревно  тащишь , оно  же  все  за  собой  сдирает .
      Он  вскочил,  оделся  и  побежал  в  кузню.  Там  он  заказал  такую  иголку.  Кузнец  нашел  кусок  проволоки , сделал  насечки  и  заострил . Дело  получаса.  Потом  Джавдет  пришел  в  мастерскую,  где  они  изготавливали  ткань , нашел  тот  кусок  и  начал  тыкать  его.  Он  обработал  небольшой  кусок  и  попробовал  на  разрыв.  Не  получилось,  ткань  вела  себя  как  сплошная.  Только  дырки  остаются.  Ну  это  легче.  Нужно  иголки  делать  тоньше    и  потом  загладить  ткань,  все  будет  в  порядке.  Но  ткань  стала  ворсистая.  Еще  более  похожая  на  халат  князя.  Надо  будет  прогладить  и  обработать  той  шершавой  бумагой , что  привез  последний  раз.  Он  нашел  ее  и  ткань  стала  гладкой,  даже  без  глажения.  Тогда  он  вернулся  к  кузнецу  и  заказал  ему  сто  штук  таких  игл , но  втрое  тоньше.  Потом  пошел  к  мастеру,  который  делал  станок  и  показал  ему  иголку.  Джавдет , как  мог,  объяснил  какой  станок  нужно  делать.  Через  пару  недель  попробовали  прошить  весь  кусок  ткани.  Через  неделю  изготовили  и  шлифовальный  станок.  Получилось  именно  то , что  Джавдет  так  давно  хотел.  Теперь  всю  тонкую  шерсть  собирали  отдельно  и  везли  в  эту  мастерскую . А  он  взял  тот  кусок  и  понес  показать  его   отцу  и  Зульфие  - Вот  это  то , что  я  давно  хотел  сделать . Этого  никто  не  делает.  И  это  даст  больше , чем  мы  до  этого  зарабатывали.  Надо  будет  только  завести  пуховых  коз . Я  их  там  видел , но  не  подумал . До  сих  пор  у  Джавдета  не  было  своего  отдельного  дела.  Теперь  появилось  к  его  удовольствию , хотя  и  прежние  дела  оставались  на  нем . Через  год  привезли  пуховых  коз  и  привезли  различные  пилы,  которых  не  хватало  в  столярной  мастерской.  Теперь  Джавдет  спокойно  ходил  по  городу , не  опасаясь , что  теперь  кто-то  вс