Разнообразные - не те...

Георгий Кучеренко
РАЗНООБРАЗНЫЕ – НЕ ТЕ…
(дядя Коля возмутился, так что «берегитесь»…)

      Он позвонил и с волнением в голосе, с возмутительным тоном, даже сократив поэтому, свою привычную, по телефону, вступительную часть к разговору, только поприветствовав, сразу перешёл к волнующей его теме.
         – Миша, чего я наслушался, насмотрелся и начитался в интернете, у меня волосы дыбом и боюсь, что они от старости выпадут, не хватало на старости лысым стать, но запросто можно. Послушал я тут уроки для школьников по телевизору, в условиях карантина и окунулся, так сказать в то, ЧТО и КАК детям преподают, а потом ещё программы немного почитал для разных классов в интернете и ощутил те объёмы для учеников школы, которым их сейчас подвергают. Знаешь, что бросилось в глаза. Преподаёт русский язык учитель и столько нюансов разбирают и предлагают школьнику, прям как специалисту лингвисту, столько там терминов. Тоже по математике. Столько по всем предметам разной терминологии навводили, с уровня уже высшего специального образования. Если ученику всё это в голову уместить по всем предметом, то это очень трудно ребёнку придётся.
         А самое главное, что с таким потоком знаний не справится ни математик, ни литератор, ни учитель русского языка, ни биолог с географом, и ни кому из них не сдать нормативы по физкультуре, а физрук – это двоечник по всем предметам, круглый и другие учителя тоже двоечники по непрофильным для себя предметам. Слабо всем этим учителям «профессионалам», блеснуть знаниями по всем предметам, и они в основном только и смогут показать свою тупость по остальным предметам – непрофильным для их специальности.
      Но ты знаешь, как они самозабвенно и объёмно всё преподают, как будто у школьника кроме их предмета нет других. Каждый этот узкий специалист по своему предмету такую ширь захватывает, которой специально учился в высшем учебном заведении пять лет, уже будучи взрослым человеком. И знаешь, почему он себе выбрал такую учительскую специальность, я предмет имею ввиду, дисциплину, как говорят – потому, что он в других предметах был слабак, если не полудуб совсем. А сейчас эти однобокие спецы и слабаки – каждый, столько валят на детскую голову. Я понимаю, что им  спустили сверху такие программы. Но программы писались такими же спецами и каждый из них решил «блеснуть» своими узкими знаниями, обозначив и свою «эрудицию» и «добросовестность», и «заботу» о полноте знаний для школьников и тут проглядывается их однобокость и не гармоничность в умственном развитии, которого они вкупе по своим программам требуют от школьника. Согласен, гармонично развитым школьник должен быть, но подход у учителей должен быть разумный и логичный.
        А вот тут, я бы ввёл им всем вступительные экзамены, всем этим учителям, на право быть учителем – пусть каждый год садятся за парты и вместе с учениками сдают те экзамены, которые сдают школьники и не на выбор, как сейчас по-глупому придумали, а во всём объёме, сколько в отдельности выдали школьнику этих знаний, причём уровень требований, с поправкой на возраст, должен быть чуть выше, чем у учеников, хотя им и школьный уровень не потянуть. Вот тут школьники и увидят, кто их учителя и имеют ли они право называться образованными людьми и занимать должности директоров школ, завучей, начальников департаментов образования и министров образования. Тогда станет понятно, что значат географы, биологи, математики и физики с химиками и физкультурник, со своим интеллектом, и имеет ли он право находиться среди учеников – будущих светил нашей науки и техники. Так будет по-честному и ошибок много будет исправлено и понимания больше возникнет между учителями и учениками.
          Тут я тебе сразу скажу, что лучший результат будет у физиков, математиков, у химиков, не то что у географов. А то у нас столько с этим образованием накошмарили, разрушили самую лучшую в мире систему образования, в результате которой так возрос, в своё время, научно-технический и прочий разный потенциал страны и никто из этих узких  спецов-учителей не возмутился снизу вверх, вплоть до министерства. Такая стала интеллигенция однобокая и узкая.  Ошибок, точно, будет много исправлено, Миша.
        Представляешь, вычитал в математике, что степень многочлена определяется по максимальной степени неизвестного и тут же приводится пример, где степени Х(икс) и У(игрек) складываются и результат является степенью этого многочлена, а степень числа 5 определяется как 0, но любое число в степени 0 – это 1. Глупость и только.
       Натолкано разных терминов из древней Греции и латыни. Зачем? Кому понадобилось, столько шелухи втаскивать в голову учеников? Кому понадобилось обозначать знания таким тёмным лесом с непроходимой чащей, ведь это только отобьёт желание к знаниям. Только слабаки-взрослые до такого могли додуматься или нечаянные скрытые враги по своей однобокой умственной способности. Вот тут и приходит на ум выражение из нашей молодости – «грамотный дурак». Есть такое понятие, слышал, наверное?
       Ходил тут на выставку с внуком: представлены разные поделки детей, как результат детского творчества. Миша, там такие вещи – не каждый взрослый сделает: и по задумке, и по мастерству и по качеству, а подписано, что сделал такой-то Петя или Маша дошкольного или начальных классов, возрастом ребёнок. Внук, смотрю, у меня сник и говорит, что ему такого не смастерить и приуныл. Пришлось ему объяснять в корректной форме, что это сделали родители или преподаватели. Какая помпезность и нечестность в таких мероприятиях, заорганизованность, огульность, которая может привить ребёнку-посетителю комплекс неполноценности, а другому ребёнку-автору навыки прохиндейства и прочего всего нехорошего. И всё это дело рук преподавателей, в погоне за обозначением себя, как организаторов всего такого творческого процесса у детей.
        И ведь посещают такие выставки и начальники департаментов образования, и министры образования всякие: федеральные и местечковые (областные) и не понимают этого. Дипломы всем участникам выдают красочные – типографского исполнения и кубок маленький, получается – приучают ребёнка к незаслуженным наградам или обесцениванию наград, пожалуй, всему вместе и прочему нехорошему и столько денег впустую – не рационально тратится, большой труд затрачивается преподавателей по воле таких массовиков-затейников-начальников.
       Конечно, присутствует тут наивная радость ребёнка-участника, совсем малого – единственно светлое в этом, и дай Бог, чтобы он не понял, что взрослые вытворяют и ничего плохого не подхватил от таких мероприятий. Нельзя так делать! Вот и приходит на ум выражение, что любая вещь, доведённая до совершенства, превращается в противоположность себе…, тем более, что совершенство делается по-глупому.
      На конкурс, старших школьников посылают с докладами в область и столицу тоже: напишут им речь или скорректируют под солидную, натренируют на многочисленных прослушиваниях, как обезьяну, тем более, что доклад на биологическую тему. Там от ребёнка, своего живого и мыслительного ничего не остаётся – роботизация какая-то, просто не ребёнок, а биологический робот, а может и в «тему» всё это потому, что «роботизация» у нас в «тренде» и в ранге панацеи, как и цифровизация. Раньше, в былые эпохи на конях, с волами связь осуществляли, потом телеграфная, проводная связь всё заменила и то страна относительно бОльшими темпами развивалась. Сейчас им для черепашьих темпов развития нужны стали: цифровизация, роботизация, 5G, скоростные магистрали всякие и прочее. Дай им всё это и что, думаешь, развитие промышленности и всего начнётся? Нет!!  Не хватит у них ума, способностей и мотивации для этого, они может многое это и придумали, чтобы на внедрении украсть. Они в должностях устаканились все с большими зарплатами, а обязанности правильно и вдумчиво разучились выполнять, и стремления нет, и спрос с них: и от власти, и от народа не тот…, и за рубежом у них ВСЁ и только ещё больше ВСЕГО им для себя нужно, а Страна и Народ – это место и способ для них, просто обстоятельства… Только и пиарятся перед народом в новостях своей псевдоделовитостью и на каждой должности государственной и прочей вертикали управления, по всем направлениям и отраслям, вместе с банковской системой, идёт воровство, в оффшоры всё выводится и за рубеж Тут в новостях читал, что в октябре Наша Страна заняла второе место после Мексики по поставкам нефти в США – это при санкциях, которые те нам объявили? Это как понимать нужно? Причём очень дешево обошлась та нефть – наверняка.
       …С этими принтерами 3D печати все уши прожужжали, как будто это у нас изобретено и впервые применено. В своё время с принтерами простой печати такого не было шума. Своими достижениями – нечем похвастаться, приходится внедрением или пониманием чужого хвастаться. Мне вот интересно: наше Сколково «родило», хоть что-нибудь своё – не стороннего, типа самоката на аккумуляторах по китайскому образцу. А что там могут сделать, там уже те дети взрослые, обученные делячеству, под руководством таких же деловых бесконкретных лабланистов, способных на оригинальное мнение не впопад.
     В штатах уже частники ракеты в космос запускают, а у нас государевы чины комментируют свои шутки четырёхлетней давности, насчёт батута, а то, что весь мир понял, что они даже шутить разучились, их не волнует, или наоборот это их  только и волнует, раз оправдываются по этому поводу, а то что страна на научно-техническом заделе советских времён потихоньку сдаёт свои позиции это по боку.
       Меняют управленцев с одного места на другое, а от них толку ни там, ни там. Потом они ещё и сами на другую стезю, по собственной инициативе залазят, то министр промышленности и торговли (и как не режет слух деловой бессмысленностью такое сочетание обязанностей) о сельском хозяйстве заботы и мнения выражает, то Газпром с прогнозом о погоде «прогнозирует», то Сбербанк о медицинских аспектах распространяется, вроде читал я такое, а что им – если они везде «спецы» и хоть куда их можно ставить и толку мало, то тут многоглавный наш везде многонесостоятельный о нефти, как о дохлой лошади говорит. Уже все давно поняли, что он не экономист и не энергетик, а ему надо ведь о себе мнение создать, и дохлую лошадь к делу невпопад приплести, хотя вполне, можно и по дохлым лошадям «специалистом» его посчитать. А какая разница, у нас там теперь одни спецы многогранно-управленческие по любым направлениям…
      Помнишь, раньше в юморе было такое понятие: «профессия – начальник» и развалили Страну такие «профессионалы-начальники» и было ещё, помнишь, понятие номенклатурный работник, сейчас тоже самое. Раньше хоть: директора мебельной фабрики перемещали на должность директора фабрики музыкальных инструментов, по «логике» что там и там дерево и это «дерево» к дереву как раз, а сейчас таких директоров в министры обороны сразу, как в недалёком прошлом – пример, и министр образования без соответствующего образования и все без способностей выраженных…, не понятно, чем только заслужили люди должности?    
      Живут и «играют» по другим правилам и логике для себя собой прописанными. Народ во все времена терпит, терпит эту муть, фильтрует и накапливается эта муть слоями грязи, а потом случается, как в горах сель, из-за малого толчка – последней маленькой капельки и тогда этот поток сметает всё на своём пути…, всё рушит и грязью мажет…, Стране плохо от этого делается…, и Народу…
    …Отвлёкся я от школьной темы, а надо оттуда начинать, с ростков, со всходов. Натолкали разной шелухи в школьные предметы и потом от невозможной массы этой самой шелухи экзамены не по всем предметам предлагают сдавать и профессионалы потом однобокие получаются и односторонне-примитивно развитые.
     Сейчас, этим онлайн преподаванием многое высветится, когда взрослые начнут участвовать в образовательном процессе, хоть какое-то число разумных людей примут участие в этом.
      Хотя ты знаешь, мне учителей по большому счёту жалко: столько на них нагрузки раньше было – на каждое сказанное слово на уроке, им столько было нужно представить планов, методик и отчётов, а сейчас ещё больше на них нагрузка, единственно, может возможно, эти уроки выдавать в виде записи, может от этого полегче им будет – от «фанеры» этой, как в концертах у певцов. Но разумность надо включать по всей цепочке от учителей до министра образования и президента, и промежуток между ними в виде разных образовательных чиновников захватывать, и по идее – это должны бы сделать сами учителя уже. Если не сделали раньше – пусть начинают, вместе с нами. Ведь спроси учителей, как профессионалов, «что хорошо, а что плохо и что они думают об образовании?» и они столько выдадут идей и разумных предложений, нужно только разумно отобрать и внедрить, а у нас сверху валятся установки не понятного свойства, скрытного опасного целевого назначения, скоро народ устанет от таких глупых установок. А каких только установок с разных верхов не поступает, Миша.
      Знаешь, в каждые выборы начальство, какое –  наверное, департаментного уровня – районного или областного, напрягает директоров учебных заведений, чтобы каждый учитель и работник школы представил список своих знакомых, родственников или соседей, которые должны проголосовать и потом учитель должен отчитаться по телефону или ему «активный, инициативный» директор надоедает с вопросом о ходе голосования. Раньше хоть требовался номер телефона только учителя и адреса его кандидатов  на голосование, а сейчас и номера телефонов остальных участников этой затеи требуют представить. Додумались?! Такое же у врачей происходит и в других организациях. Вот как тут молчать, когда таким духом веет.
           Интересно, мы выбрали президента, а вот как относится он к такой методике голосования и знает ли о ней? И всё это под негласным намёком: а попробуй не пойди навстречу, иногда в виде «молебной» просьбы, что сверху такая установка, а иногда в более категоричной форме, но у некоторых – умных директоров, читается в глазах чувство неудобства от таких обстоятельств и все помалкивают и только дома кухонно возмущаются.
       Я учителей уважаю, особенно учителей начальных классов, ведь они твоих непосед, которым ты мало чего втолковать смог, научили и писать, и читать, но как часто иногда встречается несправедливость среди преподавателей. Я сам от учителей узнал, что такое «взрослая подлость» и не справедливость, узнал школьником и уверился в этом взрослым умом и уже пожилым и зрелым…   Урок от учителей, на то они и учителя, если с юмором об этом подумать теперь, но тогда не до юмора было. Но всё равно я уважаю учителей. Трудная и ответственная профессия, много сознательности и душевных усилий требует, чистоты помыслов, доброты и объективности…
        Знаешь ещё, что бросается в глаза: такие длинные аббревиатуры появились в названиях разных образовательных учреждений, особенно детских дополнительных. Спроси у ребёнка полное название – не каждый по полной расшифровке его вспомнит. Скажет по-простому, упростит до понятного уровня сути, вот так и нужно поступать с этим образованием, с детским подходом, без шелухи…, и, как правило, в таких детских учреждениях, в основном тот состав преподавателей, который не смог или не захотел работать в обычной школе, кого школа «выкинула», за счёт центробежной силы, потому что там вращение дел и обстоятельств очень интенсивное…, а некоторые, вообще со странностями даже попадаются…
       Это я ещё не затронул череду глупых переименований статуса учебных заведений, когда статус стал выше или непонятней и иностранный какой-то или с параллельным смыслом, а уровень знаний, хорошо, если остался не ниже. Только оклад вырос у какого-то директора-ректора и только… 
    … Даже устал я от волнения, говорить об этом и от изучения этих проблем. Знаешь, почему волнуюсь, потому что внуку младшему в школу скоро, в первый класс, дай Бог ему способностей и хороших учителей… Но я ещё коснусь этой темы, я их всех в зубах затрясу, у меня хоть и зубов мало осталось, но от этого, согласно физике, ещё больней будет мой укус всем им…
     Ты тоже, наверное, устал, слушать меня? Ладно, больше не буду. Спасибо, Миша, что выслушал. Передохнуть надо с валидолом в обнимку, чтоб старой гвардии не рассыпаться…  Утомили меня, разнообразные – не те…  До свидания…

(5)